Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Медвежья комедия
Приход вожака с медведем ещё очень недавно составлял эпоху в деревенской заглушной жизни: всё бежало к нему навстречу — и старый и малый. (...)
Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке; вожак — коренастый пошехонец, у него к поясу привязан барабан; помощник — коза, мальчик лет десяти — двенадцати, и, наконец, главный сюжет — ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую вожак и водит Михаилу Иваныча. (...)
— Ну-тка, Мишенька, — начинает вожак, — поклонись честным господам да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил! И как красные девицы, молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются! — Миша садится на землю, трёт себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш — это значит девица в зеркало смотрится.
— А как, Миша, малые дети лазят горох воровать? — Миша ползёт на брюхе в сторону.
— А как бабушка Ерофеевна блины на масляной печь собралась, блинов не напекла, только со слепу руки сожгла да от дров угорела? Ах, блинцы, блинцы! — Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.
— Ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идёт, на костыль упирается, тихо вперёд подвигается и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит! А как бабы на барскую работу не спеша бредут? — Мишенька едва передвигает лапу за лапой. — И как бабы с барской работы домой бегут? — Мишенька принимается шагать в сторону. — И как старый Терентьич из избы в сени пробирается, к молодой снохе подбирается? — Михайло Иваныч семенит и путается ногами. — И как барыня с баб в корзинку нитки да яйца собирает, складывает, а барин всё на девичью работу посматривает: не чисто-де лён прядут, ухмыляется, знать, до Паранькинова льна добирается! — Михайло Иваныч ходит кругом вожака и треплет его за гашник*. (...)
Затем вожак пристраивает барабан, а мальчик его устраивает из себя козу, т. е. надевает на голову мешок, сквозь который, вверху, проткнута палка с козлиной головой и рожками. К голове этой приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходит страшный шум. Вожак начинает выбивать дробь, дёргает медведя за кольцо, а коза выплясывает около Михаила Иваныча, клюёт его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака — это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак даёт ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и копейки. (...) Если же хозяева тароватые, то к представлению прибавляется ещё действие: вожак ослабляет Мишину цепь, со словами: «А ну-ка, Миша, давай поборемся», схватывает его под силки и происходит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку иногда приходится и самому представлять, «как малые дети горох воруют»,— и хорошо ещё, если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов.
------------
* шнурок, продёрнутый в верхней части штанов; верхняя кромка штанов