Метки






Медвежья комедия


борьба с медведем
Медвежья комедия

Приход вожака с медведем ещё очень недавно составлял эпоху в деревенской заглушной жизни: всё бежало к нему навстречу — и старый и малый. (...)
Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке; вожак — коренастый пошехонец, у него к поясу привязан барабан; помощник — коза, мальчик лет десяти — двенадцати, и, наконец, главный сюжет — ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую вожак и водит Михаилу Иваныча. (...)
— Ну-тка, Мишенька, — начинает вожак, — поклонись честным господам да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил! И как красные девицы, молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются! — Миша садится на землю, трёт себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш — это значит девица в зеркало смотрится.
— А как, Миша, малые дети лазят горох воровать? — Миша ползёт на брюхе в сторону.
— А как бабушка Ерофеевна блины на масляной печь собралась, блинов не напекла, только со слепу руки сожгла да от дров угорела? Ах, блинцы, блинцы! — Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.
— Ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идёт, на костыль упирается, тихо вперёд подвигается и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит! А как бабы на барскую работу не спеша бредут? — Мишенька едва передвигает лапу за лапой. — И как бабы с барской работы домой бегут? — Мишенька принимается шагать в сторону. — И как старый Терентьич из избы в сени пробирается, к молодой снохе подбирается? — Михайло Иваныч семенит и путается ногами. — И как барыня с баб в корзинку нитки да яйца собирает, складывает, а барин всё на девичью работу посматривает: не чисто-де лён прядут, ухмыляется, знать, до Паранькинова льна добирается! — Михайло Иваныч ходит кругом вожака и треплет его за гашник*. (...)
Затем вожак пристраивает барабан, а мальчик его устраивает из себя козу, т. е. надевает на голову мешок, сквозь который, вверху, проткнута палка с козлиной головой и рожками. К голове этой приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходит страшный шум. Вожак начинает выбивать дробь, дёргает медведя за кольцо, а коза выплясывает около Михаила Иваныча, клюёт его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака — это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак даёт ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и копейки. (...) Если же хозяева тароватые, то к представлению прибавляется ещё действие: вожак ослабляет Мишину цепь, со словами: «А ну-ка, Миша, давай поборемся», схватывает его под силки и происходит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку иногда приходится и самому представлять, «как малые дети горох воруют»,— и хорошо ещё, если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов.
------------
* шнурок, продёрнутый в верхней части штанов; верхняя кромка штанов


 





Оставить комментарий