Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
1. У нас под/ы/лесом, лесом,
У нас под лесом, лесом,
Э, у нас под лесом, лесом,
У нас под/ы/ лесом, лесом.
2. О, под тёмным/ы/ зелёным,
Под те... э, под тёмным, зелёным,
Под тёмным, зелёным.
3. Э, да чего*/ у лесе дым/ы/, дым/ы/,
Да чего, э, ох, чего в лесе дым, дым,
Чего в лесе дым, дым?
4. Э, да не мой там овин горит,*/
Да, не мой, э, не мой выгорает,*/
Не мой выгорает?
5. Там Сибирь горит город,
Там Сибирь, э, Сибирь выгорает,
Сибирь выгорает.
6. Э, там/ы/ два брата тонут,
Там два, э, там два брата тонут,
Там два брата тонут.
7. Э, там брат брату молвил,
Там брат, э, там брат брату молвил,
Там брат брату молвил.
8. Э, а другой брат и сговорил,
Да другой, э, другой и сговорил,
Другой и сговорил:
9. «Э, да за что мы, братец*, тонем,
Да* за что, э, за что потопаем*,
За что потопаем?
10. Э, на нас грехов* мало,
На* нас, э, на нас грехов мало,
На нас грехов мало.
11. А совсем не бывало,
Совсем, э, совсем не бывало,
Совсем не бывало.
12. А только есть у нас грех,
Только есть, э, есть один грешочек*,
Есть один грешочек.
13. Э, да и тот невеличек,
Да и тот, э, и тот невеличек,
И тот невеличек.
14. Э, мы барина били,
Мы ба... э, мы барина били,
Мы барина били.
15. Э, а мы били да не убили,
Ох, мы би... э, били да* не убили,
Били да не убили.
16. Э, мы у грязь усадили,
Мы у грязь, э, у грязь усадили,
У грязь усадили.
17. Э, мы у тын/ы/головою*,
Мы у тын, э, /й/ у тын головою,
/Й/ у тын головою.
18. У грязь бородою,*
У грязь, э, у грязь бородою,
У грязь бородою.»
19. Э, у нас из поля в поле,*
У нас и... .э, у нас из поля в поле,
У нас из поля в поле.
20. О, при широком раздолье,
При широ. — .э, широком/ы/ раздолье* ,
Широком/ы/ раздолье.
21. О, ленок/ы/* девка брала,
Ленок, э, ленок девка брала,
Ленок девка брала.
22. О, землю* не бивала,
О землю, э, землю не бивала,
Землю не бивала.
23. О, тама ехал молодчик,
Тама е...э, там ехал молодчик,
Там ехал молодчик.
24. «Э, бог помощь, девчонка,*
Бог по...э, бог помощь, девчонка,
Бог помощь, девчонка.
25. Э, ленок/ы/ тебе брати,
Ленок, э, ленок тебе брати,
Ленок выбирати.
26. О, скажи, девка, правду,
Скажи, э, скажи, девка, правду,
Скажи, девка, правду.
27. О, пойдешь замуж аль нет,
Пойдешь, э, пойдешь замуж аль нет,
Пойдешь замуж аль нет?»
28. «О, глупый* ты, молодчик,
Глупый, э, глупый, неразумный,
Глупый, неразумный.
29. О, ты приедь у субботу,
Ты приедь, э приедь у субботу,
Приедь у суботу.
30. Э, возьмешь в воскресенье,
Возьмешь, э, возьмешь в воскресенье,
Возьмешь в воскресенье.»
*Пели: „ды щаво", „горить", „выгырает", „братяц", „ды", „пытыпаем", „гряхов", „ны", „гряшочек", „дэ", „гыловою", „быродою", „в поля", „раздолью", „лянок/ы/", „о зямлю", „дявчонка", „глупой".
Песня «У нас под лесом, лесом». — Записана в Калужской области. Запись и нотация А. Артёмкина. Песня пелась в любое время.
Своеобразен текст песни: в нём заключён редкий для плясового жанра сюжет баллады, сочетающийся с типовыми поэтическими образами хороводной песни.
Исполнение песни ставит перед певцами очень трудные задачи из-за резкой контрастности двух заключённых в ней сюжетов. При исполнении песни с полным текстом необходимо хотя бы частично оттенить различия сюжетных линий некоторыми изменениями темпа, динамики, нюансировки. Представляется оправданным и исполнение напева только с одним сюжетом.
Постоянное варьирование однотактовой попевки, лежащей в основе напева, требует от ансамбля умения сочетать различия с единством. Единство трактовки должно исходить из интонационности живой речи, на основе которой естественно, не нарочито выполняются озвучивания согласных, голосовые спады, включения и выключения голосов. Точное исполнение хоровых партий следует ориентировать как на их взаимодополняющее объединение, так и на выявление их самостоятельности, что должно проявиться и в особой тембровой окраске каждой партии. Смена метра органически включается в сдержанное, ритмически чёткое исполнение песни.