Метки






Летела стрела да удоль села


хороводная песня

1. Летела стрела да/ю/ удоль села*,
Ой, л юли, люли, да удоль сё...У!

2. Убила стрела добра молодца,
Ой, люли, люли, добра моло... У!

3. По том молодцу некому плакать,
Ой, люли, люли, некому пла... У!

4. Некому плакать да слезы ранить**,
Ой, люли, люли, да слезы ранить. У!

5. Ни слезиночки, ни росиночки,
Ой, люли, люли, ни росино... У!

6. Да/й/ прилетело три голубочки,
Ой, люли, люли, три голубоч... У!

7. Первая села у головочки,
Ой, люли, люли, у головоч... У!

8. Другая села против серденька,
Ой, люли, люли, против сердень...У!

9. Третия села в его ножечках,
Ой, люли, люли, в его ножеч...У!

10. Что в головочке-то и мать его,
Ой, люли, люли, то и мать е...У!

11. Против серденька — то сестриченька*,
Ой, люли, люли, то сестричень... У!

12. А что в ножечках — то жена его,
Ой, люли, люли, то жена е... У!

13. 'де мати плаче, да век до веку,
Ой, люли, люли, да век до ве... У!

14. 'де сестриченька, там криниченька,
Ой, люли, люли, там криничень... У!

15. 'де жена плаче, там росы нема,
Ой, люли, люли, там росы не... У!

16. Там росы нема, посохла трава,
Ой, люли, люли, посохла тра... У!

17. Схоронившися да/й/ пошла в танок,
Ой, люли, люли, да/й/ пошла в та... У!

18. Да/й/ у том танку совила венок,
Ой, люли, люли, совила ве... У!

19. Совила венок да полюбила,
Ой, люли, люли, да полюби... У!

20. Да полюбила да молодчика,
Ой, люли, люли, да молодчи... У!

* Пели: «сёла», «сястриченька».
** Ранить — уронить.

Песня - Летела стрела да удоль села
Песня - Летела стрела да удоль села

Песня «Летела стрела да удоль села». — Записана в Брянской области. Запись и нотация Н. Фёдоровой. Эта песня имела основное значение в весьма архаичном весеннем обряде «вождение стрелы», приуроченном к пасхальной неделе или Вознесению на русско-белорусско-украинском пограничье, в Полесье. На Брянщине эта песня проводов весны. Ею сопровождался обряд «похороны стрелы» с заклинанием молнии, чтобы ею никого не убило.
Хореографически этот хоровод, по описанию музыковеда-фольклориста И. Земцовского, выглядел так: «женщины, взявшись за руки и вытянувшись стрелой, плавно, словно гордые птицы, шли через всю деревню и пели» (И. Земцовский. По следам веснянки из фортепианного концерта П. Чайковского. — Л., 1987, с. 39 — 40.).
В работе над песней достаточно сложно будет освоить типичный для западной традиции своеобразный вокальный приём «гуканья». В данном напеве это — заключительный звонкий, напряжённый возглас в квинту и септиму от кадансового тона. При разучивании песни необходимо добиваться плотного, но не крикливого интонирования напева с концентрацией энергии в кадансовом тоне и с последующим светлым и зычным (подобным передуванию в духовых деревянных инструментах) гуканьем. Этот приём необходимо использовать не нарочито и утрированно, а соответственно неповторимому колориту западного певческого стиля — очень умело, деликатно и бережно.


 




Один комментарий к “Летела стрела да удоль села”

  1. ольга пишет:

    А я знаю, что этот хоровод поют так: несколько девушек, женщин выстраиваются по прямой линии (в стрелу), с началом пения последняя в линии девушка начинает движение по направлению к началу и встает перед первой девушкой. Как только она занимает свое место, следующая девушка проделывет такой же путь. Хоровод движется по деревне, желающие поучаствовать встают в конец линии. Обычно, хоровод начинают в середине деревни и двигаются к краю, где есть подходящее место для продолжения народного гуляния.



Оставить комментарий