Метки






Ох, да что летал сокол по вишению


Ох, да что летал сокол по вишению

1. Ох, да что лета/э/л/ы/ сокол/ы/ по вйшению*,
Да по зелё/о/ному* ореш/и/нич/и/ку.

2. Ох/ы/, да по зелё/о/ному ореш/е/нич/и/ку...
Ох/ы/, да он искал/ы/ себе лебёдушку.

3. Ох/ы/, да он искал себе лебёдушку,
Ох/ы/, да хорошу, ох, лебёдушку.

4. Ох/ы/, да хорошу, ох, лебёдушку,
Ох/ы/, да хорошу душу Ивановну.

5. Ох/ы/, да хорошу душу Ивановну...
Ох/ы/, да он повел её* ко свому д/ы/во*... двору.

6. Ох/ы/, да он повёл её ко свому двору,
Ох/ы/, да он повёл её к батюшке ко свому.

7. Ох/ы/, да он повёл её к батюшке, ко свому:
— Ох/ы/, да хорошу ли тебе сноху привел?

8. Ох/ы/, да хорошу, ой ли, я тебе сноху привел?
— Ох/ы/, да не дитё/о/ ли, ой, ты, моё* дитятко.

9. Ох/ы/, да не дитё/о/ ли, ой, ты, моё дитятко,
Ох/ы/, да не дитё ли ты, моё милое*?

10. Ох/ы/, да не дитё ли ты моё милое,
Ох/ы/, да лишь тебе* хороша...

11. Ох/ы/, да лишь тебе хороша,
Ох/ы/, да по тебе нам мила.

12. Ох/ы/, да по тебе нам мила,
Ох/ы/, да* нам она* давно понравилась.

13. Ох/ы/, да нам она давно понравилась,
Ох/ы/, да в чистом пол/е-о/юшке на нивушке...

14. Ох/ы/, да в чистом полюшке на нивушке,
Ох/ы/, да на широкой да на долинушке.

15. Ох/ы/, да на широкой да на долинушке,
Ох/ы/, да широкие постати** гонит.

16. Ох/ы/, да широкие постати гонит,
Ох/ы/, да что часты снопы становит.

17. Ох/ы/, да что часты снопы становит,
Ох/ы/, да велики она скирды кладит.

* Пели: „вышенью", „по зеле/о/ныму", „яё", „д/ы/вы... моя", „милая", „табе", „ды", „яна".
** Смысл слова „постати"по Далю — равнозначен фронту работы „жнеца" (в Пермской губернии) или ряда жнецов (в Курской губернии).

Ох, да что летал сокол по вишению
Ох, да что летал сокол по вишению

Свадебная песня «Ох, да что летал сокол по вишению». — Записана в Рязанской области. Запись и нотация Н. Гиляровой. Песня пелась на девишнике. Это свадебная песня, запечатлевшая знакомство матери жениха со своей будущей снохой. Мать довольна ею, потому что она — хорошая в поле работница. Филигранная отточенность вокальных партий, затейливое расцвечивание ритмического узора прихотливыми синкопами, усложнёнными пунктирными фигурами, частая смена метра, сохранение единого ритмического пульса в кантилене — всё это ставит перед исполнителями непростые задачи.

Но наибольшие сложности в работе над песней вызовет её ладовая организация, определяющаяся сложной переменностью её звукорядов и опорных тонов. Две разные структуры бесполутоновых пентахордов представлены в партиях первых и вторых сопрано первой строки (сим- — ре1 — ми1 — соль1 — ля1) и в партии альтов второй и третьей строк (до1 — ре1 -ми1 — соль1 — ля1). С этим альтовым пентахордом напева третьей строки в ней сочетается гексахорд лидийского наклонения, представленный в партиях сопрано первых и сопрано вторых (до1 — ре1 — ми1 -фа-диез1 -соль1 -ля1).

Не указывая на другие встречающиеся звукоряды, особо следует подчеркнуть, что во всех них встречаются звуки ре1 — ми1 — соль1, получающие значение опорных. Переменность опор ми, ре, скреплённых стержневым звуком соль, заявляет о себе и далее — в третьей и четвёртой строках напева. Три опорные звука образуют одну из первичных интонационных структур традиционной русской песенности по формуле 6.2 + м.З, что указывает на глубокие исторические корни рассматриваемого напева.

Воспитание у исполнителей острого ладового ощущения указанной выше переменности опорных тонов в напеве явится залогом интонационно точного и художественно полноценного его исполнения.


 





Оставить комментарий