Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Итак, Россия, 19 век. Что в ту, теперь уже далекую, пору происходило в культурно-музыкальной жизни государства, и как все это накладывало свою тень на творчество композиторов? Постараемся ответить на данный вопрос, взглянув на него с нескольких граней.
Обращение к исконно русскому
Музыкальная культура России 19 века естественным образом опиралась на главные философско-эстетические убеждения эпохи. Тогда все старались либо равняться на западное искусство, либо, наоборот, уйти от европейских стандартов и обратиться к народному, исконно русскому. Помните ли спор западников и славянофилов? Убеждения эпохи давали знать о себе повсеместно: не исключительно в музыке, но равно и в литературе, живописи, скульптуре. Наконец-то постепенно давление западного авторитета стало ослабевать, и на смену иностранному искусству пришло свое, родное.
Во всех произведениях 19 века мы можем найти эпизоды из крестьянского быта, описания русских просторов и пейзажей, народные напевы и мотивы. К тому времени появляются и первые сказочники, перекладывающие произведения фольклора на бумагу, а в картинах художников традиционный академизм постепенно уступает место реалистичным сценам из простой жизни, в творениях композиторов же смелее начинают звучать народные инструменты и голоса.
Основные направления и жанры
В искусство прорывается реализм, и он удивительным образом прочно закрепляется во всех произведениях. Не менее востребован и романтизм, и его проявления тоже можно видеть во всех творениях музыкальной культуры России 19 века. Во многих образцах оба направления сливаются воедино, создавая уникальные шедевры. Российские гении всегда отличались склонностью к философичности и особенно глубоким мировосприятием.
В музыке это выразилось в операх, посвященных народным и фольклорным героям. За основу брались как реальные события (подвижничество Ивана Сусанина, деяния Бориса Годунова, победная Отечественная война 1812 года и т.д.), так и вымышленные (приключения Руслана и Людмилы, переложение баллад и т.д.) И если первые, очевидно, принадлежат реализму, то вторые точно отвечают романтическому направлению.
В таком общественно-культурном контексте рождаются новые жанры. Все они проистекают из фольклора: сентиментальные романсы; лирические песни, повествующие о тяготах простого народа, вступившего в борьбу с французами. Многие произведения пересекаются настолько сильно друг с другом, что образуют некий жанровый симбиоз.
Взаимопроникновение всех видов искусства
Знаменитые композиторы того времени, такие как классик Михаил Глинка (1804—1857) и его последователь Александр. Даргомыжский (1813—1869) в своих творениях целенаправленно обращаются к истокам русского фольклора, включают его интонационные элементы, а в исключительных случаях и целые произведения, в свои шедевры.
Часто возникают ситуации, когда на основе произведения русского писателя рождается композиция. Например, Глинка создал не меньше 80 романсных сочинений, взяв за основу стихи таких русских поэтов — Пушкина, Баратынского и Жуковского. Даргомыжский тоже во многом опирался на литературное творчество того времени. Музыкальная культура России 19 века не шла вразрез с общими тенденциями, напротив, она органично вливалась в широкий поток, привнося существенный вклад. Это был Золотой век, пожалуй, не только для поэтического и прозаического, но и для музыкального творчества нашей страны.
В 60-х годах организованы основные учебные заведения, где занимались музыкой. Особое достижение – две консерватории, открытые в Питере и Москве братьями Рубинштейнами. Наблюдается активное становление разных музыкально-композиторских школ (два главных направления – осмысление фольклорного творчества и осмысление западных достижений).
Именно в 19 веке в России творила Могучая кучка, её составляли такие всемирно известные композиторы, как бывший военный Модест Мусоргский (1839—1881), химик Александр Бородин (1833—1887), морской офицер Николай Римский-Корсаков (1844—1908) и др.
Все произведения этой полосы развития российской культуры отличают большая общественная и новаторская значимость, многоплановость исполнения и противоречивость не только характера главного героя, но и основного конфликта.
Разговоры о словесности
Весьма желательно, чтобы все сии остатки любезной старины были собраны, по возможности сбережены в первобытной простоте своей и приведены в хронологический порядок. Они сочинены людьми простодушными, не читавшими ни правил, ни примеров изящных; но в сказках проницательный наблюдатель нашел бы, так сказать, намеки о разных того времени обычаях, которые пригодились бы не только для пиита, но и для историка. Песни заключают в себе еще другое неоцененное достоинство: они суть произведения естественной поэзии, неразлучной с музыкою;слова каждой песни изливались из полного сердца вместе с напевом голоса. Нынешнее стихотворство наше походит на разрумяненную, пожилую щеголиху, которая нарядом и прикрасами закрывает свои годы и которая, отживши время свежести своей, бодрости и веселости, все еще хочет казаться свежею, бодрою и резвою. Итак, подлинные старинные песни, действительно относящиеся к веку пиитическому или по крайней мере сочиненные при пиитических обстоятельствах и по вдохновению, были бы важным приобретением нашей словесности; но где их найти? Раза по три в год издаются новые, новейшие и самые новейшие песенники; в них помещаются песни простонародные и старинные; но по несчастию издатели, то есть сами же книгопродавцы, принявшись не за свое дело, коверкают их по-своему, уродуют, вставляют новые слова, вместо старых, которые им кажутся нехорошими.
Рец. на кн.: Шишков А. Разговоры о словесности. Спб., 18Щ-Вестник Европы. М., 1811, ч. 58, № 19, раздел 3-«Критика», с. 52-53.