Метки






Музыкальная культура России 19 века


Музыкальная культура России 19 века

Итак, Россия, 19 век. Что в ту, теперь уже далекую, пору происходило в культурно-музыкальной жизни государства, и как все это накладывало свою тень на творчество композиторов? Постараемся ответить на данный вопрос, взглянув на него с нескольких граней.

Обращение к исконно русскому

Музыкальная культура России 19 века естественным образом опиралась на главные философско-эстетические убеждения эпохи. Тогда все старались либо равняться на западное искусство, либо, наоборот, уйти от европейских стандартов и обратиться к народному, исконно русскому. Помните ли спор западников и славянофилов? Убеждения эпохи давали знать о себе повсеместно: не исключительно в музыке, но равно и в литературе, живописи, скульптуре. Наконец-то постепенно давление западного авторитета стало ослабевать, и на смену иностранному искусству пришло свое, родное.

Во всех произведениях 19 века мы можем найти эпизоды из крестьянского быта, описания русских просторов и пейзажей, народные напевы и мотивы. К тому времени появляются и первые сказочники, перекладывающие произведения фольклора на бумагу, а в картинах художников традиционный академизм постепенно уступает место реалистичным сценам из простой жизни, в творениях композиторов же смелее начинают звучать народные инструменты и голоса.

Основные направления и жанры

В искусство прорывается реализм, и он удивительным образом прочно закрепляется во всех произведениях. Не менее востребован и романтизм, и его проявления тоже можно видеть во всех творениях музыкальной культуры России 19 века. Во многих образцах оба направления сливаются воедино, создавая уникальные шедевры. Российские гении всегда отличались склонностью к философичности и особенно глубоким мировосприятием.

В музыке это выразилось в операх, посвященных народным и фольклорным героям. За основу брались как реальные события (подвижничество Ивана Сусанина, деяния Бориса Годунова, победная Отечественная война 1812 года и т.д.), так и вымышленные (приключения Руслана и Людмилы, переложение баллад и т.д.) И если первые, очевидно, принадлежат реализму, то вторые точно отвечают романтическому направлению.

В таком общественно-культурном контексте рождаются новые жанры. Все они проистекают из фольклора: сентиментальные романсы; лирические песни, повествующие о тяготах простого народа, вступившего в борьбу с французами. Многие произведения пересекаются настолько сильно друг с другом, что образуют некий жанровый симбиоз.

Взаимопроникновение всех видов искусства

Знаменитые композиторы того времени, такие как классик Михаил Глинка (1804—1857) и его последователь Александр. Даргомыжский (1813—1869) в своих творениях целенаправленно обращаются к истокам русского фольклора, включают его интонационные элементы, а в исключительных случаях и целые произведения, в свои шедевры.

Часто возникают ситуации, когда на основе произведения русского писателя рождается композиция. Например, Глинка создал не меньше 80 романсных сочинений, взяв за основу стихи таких русских поэтов — Пушкина, Баратынского и Жуковского. Даргомыжский тоже во многом опирался на литературное творчество того времени. Музыкальная культура России 19 века не шла вразрез с общими тенденциями, напротив, она органично вливалась в широкий поток, привнося существенный вклад. Это был Золотой век, пожалуй, не только для поэтического и прозаического, но и для музыкального творчества нашей страны.

В 60-х годах организованы основные учебные заведения, где занимались музыкой. Особое достижение – две консерватории, открытые в Питере и Москве братьями Рубинштейнами. Наблюдается активное становление разных музыкально-композиторских школ (два главных направления – осмысление фольклорного творчества и осмысление западных достижений).

Именно в 19 веке в России творила Могучая кучка, её составляли такие всемирно известные композиторы, как бывший военный Модест Мусоргский (1839—1881), химик Александр Бородин (1833—1887), морской офицер Николай Римский-Корсаков (1844—1908) и др.

Все произведения этой полосы развития российской культуры отличают большая общественная и новаторская значимость, многоплановость исполнения и противоречивость не только характера главного героя, но и основного конфликта.


 




Один комментарий к “Музыкальная культура России 19 века”

  1. anna пишет:

    Разговоры о словесности


    Весьма желательно, чтобы все сии остатки любезной старины были собраны, по возможности сбережены в первобытной простоте своей и приведены в хронологический порядок. Они сочинены людьми простодушными, не читавшими ни правил, ни примеров изящных; но в сказках проницательный наблюдатель нашел бы, так сказать, намеки о разных того времени обычаях, которые пригодились бы не только для пиита, но и для историка. Песни заключают в себе еще другое неоцененное достоинство: они суть произведения естественной поэзии, неразлучной с музыкою;слова каждой песни изливались из полного сердца вместе с напевом голоса. Нынешнее стихотворство наше походит на разрумяненную, пожилую щеголиху, которая нарядом и прикрасами закрывает свои годы и которая, отживши время свежести своей, бодрости и веселости, все еще хочет казаться свежею, бодрою и резвою. Итак, подлинные старинные песни, действительно относящиеся к веку пиитическому или по крайней мере сочиненные при пиитических обстоятельствах и по вдохновению, были бы важным приобретением нашей словесности; но где их найти? Раза по три в год издаются новые, новейшие и самые новейшие песенники; в них помещаются песни простонародные и старинные; но по несчастию издатели, то есть сами же книгопродавцы, принявшись не за свое дело, коверкают их по-своему, уродуют, вставляют новые слова, вместо старых, которые им кажутся нехорошими.


    Рец. на кн.: Шишков А. Разговоры о словесности. Спб., 18Щ-Вестник Европы. М., 1811, ч. 58, № 19, раздел 3-«Критика», с. 52-53.



Оставить комментарий