Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Кустодиев. Купец.
Купцы в России издавна пользовались большим уважением. Это довольно многочисленное сословие от остального люда отличали такие весьма ценимые в обществе качества, как честность, сметливость, находчивость, умение найти общий язык со всяким человеком, пусть даже и иностранцем. Многие купцы славились своим милосердием, широтой души и стремлением помочь ближнему. Немало их, ходивших «за три моря», подвергалось смертельной опасности. Однако на подобные смелые поступки купцов толкала не только лишь жажда наживы. Неистребимое желание открывать для себя новые миры, найти тот самый заветный «аленький цветочек» во все времена являлись стимулом к тому, чтобы купеческие корабли бороздили моря и океаны, а караваны грузов шли в самые дальние страны.
Всю ночь в доме горели свечи.
Связанная с риском, профессия купца наложила свой неизгладимый отпечаток на неповторимый купеческий быт и культуру, важное место в которых занимали поверья, предрассудки, вызывающие в наши дни лишь легкую насмешку.
Так, издавна на Руси перед отбытием в дальнее путешествие купцы причащались и каялись в церкви. Перед совершением крупной и важной сделки купцы держали недельный пост, не употребляли спиртные напитки, отдавали имеющиеся долги и раздавали богатую милостыню. В новгородских землях в день накануне отъезда купец обязательно выпускал из клетки голубка и горлицу, которых специально держал в заточении перед этим на протяжении нескольких месяцев. Псковские купцы в ночь перед отбытием не гасили в доме свечи. Во Владимире было принято натирать подошвы сапог гусиным жиром. По поверью, это делало путь купца легким и быстрым. Купцы-сибиряки перед отъездом по коммерческим делам прятали под предпоследней ступенькой крыльца дома ладанку и, сходя с крыльца или поднимаясь по нему, вставали на эту ступеньку обязательно левой ногой, повторяя трижды особый наговор: «Чур, меня, чур! Нога моя не заболи, рука моя не дрогни, поход буди скорым, а жатва обильной!»
Больше прогуляем, больше наживем!
Заговоры на торговлю в купеческой среде имели большое значение и как семейная реликвия передавались по наследству от отца к старшему сыну. В частности, в северных русских землях с 16-го века бытовал такой наговор, который следовало читать в новолуние, после чего трижды умываться святой водой: «Господь мой, помози мне, грешному рабу Божию, нашу жизнь сию торговлею в продаже, купле и меняльствах и во всем». Сибирские купцы, активно торговавшие с Маньчжурией, Китаем, Монголией и Казахской Ордой, читали перед домашним иконостасом следующий заговор: «Архангел Михаил, во имя твое святое торгуем, сохрани и спаси, благослови твоими молитвами святыми раба твоего». После этого они шли в церковь и ставили свечу за успех дела.
По завершении удачного торгового предприятия у купцов было принято отдавать не менее десятины наторгованной суммы на богоугодные цели — раздачу милостыни нищим, жертвы на храм, помощь приютам, домам презрения, больницам. Другую десятину заработанного необходимо было непременно... прокутить. У купцов даже бытовала такая поговорка: «Больше прогуляем — больше наживем!»
Чахлая осина.
Вплоть до 20-го века среди купцов был распространен ряд ритуалов, имевших языческие корни. К ним можно отнести обряды сожжения пустой мошны, принесения в жертву «золотого петуха», помазания кровью «золотого тельца» — фигурки домашнего животного, выполненной из драгоценного металла или кости. В тех регионах, где было сильно влияние языческих культов — на Алтае и Камчатке, в Тыве и Монголии, — купцы совершали дорожные поклонения местным духам и богам. Так, на Семинском перевале Чуйского тракта — старинного купеческого пути — до сих пор сохранилось место, где всякий проезжающий оставляет разноцветные ленточки определенного размера на ветвях деревьев священной для алтайцев рощи.
В тех краях даже сохранилось предание об одном удалом и молодом купце, который сто лет назад, проезжая через перевал, вместо того, чтобы поклониться духам гор, плюнул с усмешкой на священную рощу и, как нив чем не бывало, двинулся дальше. Однако на крутом спуске лошади понесли, и богатый обоз вместе со своим хозяином улетел в пропасть. На месте гибели непочтительного купца выросла чахлая осина, листва которой даже в наши дни, едва набрав силу, начинает желтеть и опадает.
Заговоренный клад.
К языческой традиции относится и изготовление купцами амулетов и талисманов для «схождения в торговле». В качестве материала для них использовалось дерево березы, металл — серебро либо золото, кость телячья кожа. Большой удачей считалось заполучить «первую копеечку» — первую попавшую в руки купца монету, вырученную за торговую операцию. В подобном амулете просверливали отверстие и носили его на шее на золотой цепочке, как дорогое украшение.
Не меньшей редкостью являлись амулеты, изготовленные из предметов кладов, зарытых в могилах почивших, но бывших при жизни удачливых купцов. В царской России купцы часто перед смертью завещали хоронить в одной могиле вместе с ними часть нажитого состояния. Считалось, что и после смерти прихваченное добро поможет новопреставленному торговцу в ином мире жить на широкую ногу. Существовало стойкое поверье, что если какому-либо смельчаку удавалось завладеть таким кладом, то он приносил новому владельцу прибыль. Однако так случалось далеко не всегда.
В начале 20 века в Иркутске бытовала легенда о купце Замятине. Этот мало кому известный в городе торговец в середине 19-го века нашел клад в могиле своего коллеги по купеческому цеху, некоего Ивана Тутурина, державшего еще в первой четверти того же века несколько торговых рядов и слывшего очень состоятельным человеком. После этого события Замятину удалось совершить ряд весьма выгодных сделок и основательно разбогатеть за очень короткое время. Однако через три года после этого в Иркутске случился сильный пожар, в котором купец Замятин со всем своим семейством сгорел, а оставшееся без наследников немалое движимое и недвижимое имущество его перешло в городскую казну.
В дружбе с нечистой силой.
В прежние времена нередко бывали случаи, когда купец для достижения удачи в торговле сходился с нечистой силой. Для этих целей хитрые торговцы пользовались услугами колдунов и применяли ритуалы черной магии. В этих ритуалах непременными атрибутами были черная кошка, убитая на кладбище, земля с могилы висельника или утопленника, перевернутый крест и многое другое, что у всякого христианина вызывает отвращение и мистический ужас. В частности, так называемый неразменный рубль, завладеть которым считалось невероятной удачей, согласно поверью добывался подобным нечистым образом.
Купцы, тяжким честным трудом множившие свои состояния, сторонились торговцев, продавших ради грязной монеты душу дьяволу, старались не иметь с ними ни личных, ни деловых отношений. Было распространено убеждение, что нажитое таким образом богатство не принесет счастье своего владельцу, а его наследники будут нести печать проклятия до десятого колена. Потому-то те люди купеческого сословия, которые знали за собой грех общения с нечистой силой, держали этот страшный поступок в секрете от окружающих и лишь перед смертью на покаянии открывали тайну...
Забытые товарищи.
Начало 90-х годов прошлого века в России явилось эпохой торгового бума. Расплодившиеся в невероятном количестве «челноки», владельцы магазинов, ларьков и коммерческих киосков стали составлять едва ли не основную массу трудоспособного населения страны, в которую вынуждены были перейти многие инженеры и врачи, ученые и рабочие, военнослужащие и люди творческих профессий. Однако уже совсем скоро большая часть из них осталась у разбитого корыта. Одна из причин этого в том, что традиции и тайные знания, накопленные за столетия поколениями истинных купцов старой России, были забыты или безвозвратно утеряны за семь десятилетий плановой экономики социалистического государства.