Метки






Владимир Павлович Бирюков


Владимир Павлович Бирюков

Ветеринарный врач и археолог по образованию, В. П. Бирюков с юношеских лет посвятил себя изучению истории, языка и народной поэзии русского населения Урала.
«Какой я фольклорист!-скромно заметил однажды В. П. Бирюков. -Я вовсе не фольклорист, менее того — ученый-фольклорист, я — краевед». Действительно, В. П Бирюкова нельзя, строго говоря, назвать фольклористом, и все-таки его шля прочно вошло в историю советской фольклористики. Занятия фольклором — лишь малая и, я бы сказал, подчиненная область в его разнообразной, обширной краеведческой деятельности. На фольклор В. П Бирюков смотрит как на органическую часть духовной культуры народа, неотделимую от его философии, практической морали, его исторических взглядов, а главное-от его труда, его борьбы, его быта. В собирательской деятельности В. П. Бирюкова сначала стихийно, а затем и сознательно претворилась программа русских революционных демократов-изучать народное творчество как «материал для характеристики народа» (Добролюбов).
В конце концов изучение народного языка и устно-поэтического творчества привело его к написанию большой книги «Кем и как заселялся Урал», рукопись которой сейчас находится в Челябинском книжном издательстве . В. П. Бирюков родился 10 (22) июля 1888 года в селе Першинском Шадринского уезда (ныне Долматовский район), в семье пономаря, бывшего одновременно и счетоводом ссудно-сберерательного товарищества. С детства будущий исследователь народного быта имел возможность непосредственно наблюдать жизнь и нужды бедноты, слушать народные рассказы.

«У нас в доме постоянно бывало много народа..., — вспоминает В. П. Бирюков. -Иной раз посетители набирались к нам с утра... Разговор сначала заводили о чем-то постороннем, и лишь когда прошел час, когда исчерпаны темы, тогда гость как бы случайно сообщал о причине прихода. Обычно, причина была совершенно неинтересной, а вот всякого рода разукрашенные пересказы деревенских новостей, а между пересказом — случайные воспоминания о старине, предания о разбойниках, анекдоты и сказочки — вот это занимало нас, ребят».

(В. П. Бирюков. Путь собирателя. Альманах «Южный Урал», Челябинск, 1951, № 6, стр. 159.)

От матери В. П. Бирюков воспринимал пословицы, поговорки, загадки, она же пробудила в нем интерес к народному языку На гысль о том, что произведения народного творчества следует записывать, натолкнула его еще в детстве сестра. Сам оп стал записывать пословицы, поговорки и загадки, будучи учеником Камышловского духового училища.
Пребывание В. П. Бирюкова в Пермской духовной семинарии совпало с годами общественного подъема в России накануне первой русской революции. В октябрьские дни 1905 года он принимал участие в первых политических демонстрациях в Перми, редактировал и размножал на гектографе подпольный журнал «Наши думы», сотрудничал в местных газетах. В эти годы значительно развился интерес В. П. Бирюкова к народному языку и фольклору. Избавившись от религиозных предрассудков, усвоенных в детстве, В. П. Бирюков отказывается от духовного звания и поступает в Казанский ветеринарный институт. Здесь В. П. Бирюков становится постоянным посетителем заседаний Общества археологии, истории и этнографии, Общества испытателей природы, Общества пчеловодства и других, где слушает доклады по диалектологии, фольклору н этнографии. В 1910 году на основе своих этнографических коллекций В. П. Бирюков открывает в родном селе первый сельский краеведческий музей на Урале. С 1912 года В. П. Бирюков учится в археологическом институте под руководством В. А. Городцова. В годы первой мировой войны, находясь в армии в должности ветеринарного врача, В. П Бирюков умудряется вести этнографические наблюдения и археологические разведки, а в апреле 1917 года в г. Хороле Полтавской губ. открывает выставку украинского народного творчества, организуя затем на ее основе местный краеведческий музей. После Октябрьской революции, вернувшись на Урал, В. П. Бирюков перевел свои коллекции из села Першнно в г. Шадринск, где музей стал быстро расти и пополняться все новыми н новыми материалами. В 1923 году В. П Бирюков издавал «Журнал Шадринского общества краеведения», а в 1924 году выпустил шесть номеров журнала «Шадринское научное хранилище». В эти же годы В. П. Бирюков принял активное участие своими материалами и консультациями в создании «Словаря русского языка» Академии наук СССР. Все свои краеведческие коллекции В. П. Бирюков безвозмездно передал государству; точно так же он поступил в 1935 году и со своей ценнейшей личной библиотекой, насчитывавшей в то время до 80 тысяч экземпляров книг, брошюр и годовых комплектов уральской периодики. (газ. «Правда», № 107, 1935, 18 апреля, стр. 6 «Подарок уральского краеведа»)
В 1931 году В. П. Бирюков временно переехал в Свердловск, где стал работать ученым секретарем Уральского бюро краеведения. Если до этого времени интересы В. П. Бирюкова в основном сосредоточивались в области археологии, этнографии и диалектологии, то с начала 1930-х годов он все больше и больше сил и внимания отдает собиранию фольклора. Так, в 1934 году он приступает к подготовке сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». В 1936 году он совершает ряд поездок по Среднему Уралу, осенью того же года-по Южному Уралу, где записывает фольклор гражданской войны, в 1937 году объезжает города Свердловской области. С тех пор В. П. Бирюков не прекращает уже специальных розысков и записей произведений народной поэзии.
Хотя В. П. Бирюков и писал в одной своей методической статье о том, что коллективный, экспедиционный способ собирания является наилучшим (В. П. Бирюков. Методика записывания произведений устного народного творчества. Фольклорно-диалектологическин сборник Челябинского педагогического института, Челябинск, 1953. стр. 140.), однако в своей личной практике он предпочитает индивидуальную собирательскую работу. При этом он сочетает систематический стационарный метод собирания в одном месте и от нескольких лиц, в большинстве своем уже км .опустошенных», с поездками с определенным целевым заданием.
Большое значение В. П. Бирюков придает умению собирателя установить быстрый контакт с той средой, в которой он предполагал производить запись. Между прочим, многолетняя собирательская практика В. П. Бирюкова поэтому своеобразно отразилась на его внешности, на его манере держать себя, на его лексиконе. Человек, впервые встречающий В. П Бирюкова, не скоро догадывается, что он имеет дело с интеллигентом, знающим иностранные языки, окончившим два высших учебных заведения и получившим серебряную медаль от комиссии под председательством академика С. П. Обнорского за работу о народных говорах. Внешняя простоватость В. П. Бирюкова и своеобразная манера изъясняться скрывают часто от поверхностного наблюдателя и собеседника большие познания В. П. Бирюкова в самых разнообразных областях науки.
В. П Бирюков обладает замечательной способностью извлекать фольклорный материал там, где другие собиратели давно опустили бы руки Зачастую он сам становится рассказчиком и сказителем, пробуждая тем самым доверие и интерес со стороны тех, от кого он хочет записать сказку или песню. Мне однажды лично привелось наблюдать В. П. Бирюкова в поезде, где он удивительно быстро расположил к себе каких-то старушек и тут же успел исписать своим четким, бисерным почерком порядочное количество страниц в плотной записной книжке, с которой никогда и нигде не расстается. В П. Бирюков ведет собирательскую работу буквально беспрерывно, везде, в любой обстановке — на улице, в трамвае, на вокзале, даже находясь в доме отдыха или на излечении в санатории и в больнице. Он не пренебрегает никем и ничем, любым метким словцом или образным выражением, всяким поразившим его фактом, отрывком или пересказом песни, хотя бы одной строкой из нее. В П. Бирюков и сейчас является неутомимым путешественником и ходоком, чрезвычайно неприхотливым в быту. Его непоседливость вошла в поговорку на Урале, и, кажется, нет здесь такого места, где бы В. П. Бирюкова не узнали по его весьма оригинальной внешности — в любое время года и в любую погоду он ходит без головного убора, сухопарый, моложавый, в узеньких старомодных брючках, в больших, простых, походных ботинках, с фельдшерским баулом в руках Не удивительно, что у В. П. Бирюкова такой колоссальный архив занимающий ряд шкафов в кирпичной кладовой, специально приспособленной для хранения рукописей. Его дом на тихой улице г. Шадринска является в настоящее время своеобразным, нигде не зарегистрированным ценным хранилищем самых разнообразных материалов по истории, быту, материальной и духовной культуре населения Урала. В. П Бирюков стремится к предельной полноте в собирании этнографического материала, что не раз вызывало скептические и насмешливые замечания иных специалистов о ценности архива В. П Бирюкова. Думаю, что лучше уж этот несколько неразборчивый, широкий захват материала, чем субъективный, произвольный отбор которым грешат многие собиратели
Многое В. П. Бирюков записывает по памяти или конспективно, когда слышит рассказываемое ночью или под дождем и т. п. Нельзя отрицать полезности и таких записей, особенно в том случае, когда прекрасно знающий местные говоры собиратель всякий раз это оговаривает.
В течение многих лет В. П. Бирюков читал курс фольклора в различных учебных заведениях, проводя интересную работу по выявлению фольклорного репертуара студентов и побуждая их к практическому собиранию фольклора, организовывал экспедиции силами слушателей краеведческих курсов и школьные исследовательские экскурсии.
Сейчас трудно еще оценить все значение деятельности В. П. Бирюкова для этнографии и фольклористики потому, что его архив, в сущности, совсем не известен и мало доступен специалистам вследствие его отдаленности от научных центров.
Лишь небольшая часть материала, собранного В. П. Бирюковым за пятьдесят с лишним лет, увидела пока свет. Но и то, что опубликовано собирателем, представляет большой интерес и составляет заметный вклад в советскую фольклористику.
Уже Ю. М. Соколов отметил «большую заслугу» В. П. Бирюкова в области собирания и издания рабочего фольклора. Чтобы должным образом оценить сделанное В. П. Бирюковым в этом отношении, надо принять во внимание не только сборник «Дореволюционный фольклор на Урале» (1936), но и последующие публикации, оставшиеся неизвестными Ю. М. Соколову. Если в названном сборнике В. П. Бирюков выступает главным образом в качестве организатора и составителя материала по рабочему фольклору, то в книге «Урал в его живом слове» (1953) большинство текстов рабочих песен, сказов и частушек приводится в записях самого составителя. Многие из этих текстов записаны уже после выхода в свет сборника «Дореволюционный фольклор на Урале» и вводят, таким образом, в научный оборот новый, свежий материал. Благодаря В. П. Бирюкову наши знания рабочего фольклора значительно обогатились. Здесь же кстати заметим, что В. П. Бирюкову принадлежит заслуга «открытия» П. П. Бажова, который принял участие в сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале» в качестве собирателя рабочего фольклора. Независимо от того, как расценивать предоставленный П. П. Бажовым материал-как запись-реконструкцию подлинных народных сказов или значительно переосмысленный и переработанный уже самим писателем фольклорный материал, -он не является фактом лишь биографии П. П. Бажова — писателя, но стал фактом и истории фольклористики в силу того, что первая публикация этих сказов появилась все-таки в фольклорном сборнике В. П. Бирюкова.
Думается, что должна быть указана и другая заслуга В. П. Бирюкова: он значительно расширил наше представление о жанре исторических песен, об эволюции этого жанра в XIX-XX веках. Если долгое время было принято считать, что историческая песня в XIX в. «изжила себя», а изучение исторических песен доводилось, в сущности, до 1812 года, то публикации В. П. Бирюкова, смело объединившего военно-исторические песни XVI-XX веков и песни о крестьянских войнах XVII-XVIII веков с песнями о крестьянском восстании 1843 года и с песнями первой русской революции, способствовали пониманию того, как, в сущности, разнообразен по содержанию и форме жанр так называемых исторических песен,и поставили перед исследователями фольклора ряд новых теоретических проблем. Хотя вопрос об отнесении ряда соответствующих текстов из сборников В. П. Бирюкова к жанру исторических песен еще не решен и споры на эту тему продолжаются, однако характерно, что новейшая антология исторических песен не только подхватывает принцип В. П. Бирюкова, но и включает тексты из его сборника, относящиеся к XX веку.13 Ценными документами явились и исторические сказы, записанные и опубликованные В. П. Бирюковым. Как бы ни расценивать их художественную природу, но бесспорным является их значение как исторического источника, как материала для изучения народного восприятия отдельных исторических событий и выдающихся героев русской истории.
В. П. Бирюков создал своеобразный тип фольклорного сборника. Здесь ярко проявились принципы его подхода к фольклорному материалу, сильные и слабые стороны его как собирателя Очень хорошо сформулировал свой принцип подачи материала сам В. П. Бирюков: «Через устное народное творчество, через народный язык-к познанию родного края». Этот принцип отражен и в самом названии книги, из предисловия к которой взяты приведенные слова, — «Урал в его живом слове», книги, где особенно заметно реализован сам принцип. Достаточно взглянуть на композицию сборников В. П. Бирюкова, на названия и состав его разделов, чтобы убедиться в том, что главным для автора является не отражение истории и современного состояния того или иного фольклорного жанра, не передача тех или иных идейно-художественных особенностей местного уральского фольклора, а в первую очередь стремление дать целостное представление о том или ином событии в жизни народа, о той или иной социальной группе (кстати, заметим, что и сам народ представлен в сборниках В. П. Бирюкова дифференцированно), о той или иной стороне народного быта, о том или ином виде трудовой деятельности народа Поэтому все жанры в его сборниках в пределах одного какого-нибудь раздела перемежаются, и рядом могут стоять и сказка, и сказ, и документальный рассказ, и анекдот, и лирика, и сатира, и частушка, и пословица и поговорка, а за всем этим материалом, если раздел посвящен трудовой деятельности, — производственный словарик. Часто приходится слышать и даже читать неосновательные упреки в адрес В. П. Бирюкова, являющиеся следствием того, что не всем понятен сам творческий замысел автора, принципы, которыми он руководствуется. Не пора ли в науке больше считаться с индивидуальностью ученого,проявлять больше терпимости там, где речь идет о поисках новых форм организации и подачи материала? Сборники В. П. Бирюкова не следует мерить на общий аршин, искать в них то, что исключается самой их природой, предъявлять им такие требования, которые противоречат самым принципам их построения. Означает ли это, с другой стороны, что мы признаем сборники В П. Бирюкова образцовыми — в том смысле, что такой тип должен быть принят всеми фольклористами или безупречными — в том смысле, что в них последовательно выдержаны принципы, принятые самим автором? Отнюдь нет!» Но, думается, в сборниках В. П. Бирюкова следует прежде всего видеть то новое и ценное, что в них содержится и что дает возможность избежать схоластического или эстетского отношения к на-родной поэзии и помогает лучше понять ее обусловленность историческими и социальными факторами, лучше увидеть ее связь с жизнью, трудом и бытом народа.
В. П. Бирюкова можно было бы упрекнуть в том, что он пренебрегает эстетическим критерием в отборе текстов, уж слишком решительно сближает художественный и документальный материал. Но, по-видимому, это органический недостаток составителя, с которым читателю приходится примириться, но который следует все же отметить с тем, чтобы предостеречь других фольклористов от злоупотреблений методом уральского краеведа.
Пример В. П. Бирюкова свидетельствует о том, как много полезного для науки может сделать не специалист, если только он обладает искренней любовью к народу и его живому слову, трудолюбием, честным стремлением достоверно и полно отразить подлинное состояние фольклора, глубоким пониманием высокого назначения в обществе собирателя — этого «ответственного секретаря народа», как назвал фольклориста В. П. Бирюков.

----------
В. Е. Гусев


 




Один комментарий к “Владимир Павлович Бирюков”

  1. admin пишет:

    ПЕЧАТНЫЕ РАБОТЫ В. П. БИРЮКОВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФОЛЬКЛОРУ



Оставить комментарий