Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Г.Л. ДАЙН. По материалам экспедиций 1992—1994 гг. в Рязанскую, Курскую, Пензенскую, Ярославскую области
Экспедиционная работа Центра Сергиевской традиционной культуры (ЦСТК) — одно из направлений его научно-исследовательской деятельности по сохранению и развитию национальной культуры. Экспедиции в разные регионы России имеют целью не только и не столько собирание народных игрушек для коллекции музея живой сергиевской культуры. Основная их задача — изучение художественных и ремесленных традиций в изготовлении игрушек в составе всего комплекса детской традиционной культуры: в связи с этнопедагогикой, детским фольклором, игровыми традициями, обычаями и обрядами с участием детей. Характер таких экспедиций требует длительного проживания в деревнях, многократного тесного общения с народными мастерами-игрушечниками и селянами. При этом широко используется непопулярный ранее метод реконструкции забытых традиционных игрушек не только мастерами, но и рядовыми деревенскими жителями. Такой способ позволяет восстановить утраченные виды и формы игрушек, зафиксировать неизвестные ремесленные приемы, дает возможность понимания ритуальной духовной стороны механизма преемственности в народной культуре.
Богатейшим источником для такого рода комплексного исследования являются прежде всего известные уже промыслы народной игрушки. Потомственные мастера старшего поколения сохраняют не только прямые художественно-ремесленные традиции в изготовлении игрушек. Они — наиболее яркие носители локальной культуры в целом, в том числе и детской. Об этом свидетельствуют материалы экспедиции 1992—1993 гг. на промыслы глиняной игрушки в Рязанскую, Курскую, Пензенскую области.
Деревня Александрово-Прасковинка Сапожковского района Рязанской области — известный промысел народного гончарства и игрушки. Опубликованы краткие материалы по истории промысла, собраны все виды и сюжеты глиняных игрушек, известны биографии их создателей.
Современный промысел представлен практически во всех профильных музейных и частных коллекциях изделиями работающих ныне мастеров А.А. Силкиной (1921) и Т.А. Кандрашова (1913). Кажется, трудно добавить что-либо к уже сделанному исследователями. Однако в результате проживания в деревне (1991, 1992 гг.) и близкого общения с мастерами собраны новые сведения и игрушки, интересные для характеристики местной традиционной культуры, в частности, детской.
Анна Алексеевна Силкина и Тимофей Андреевич Кандрашов — потомственные представители промысла. Навыки ремесла приобрели в семье, работают самостоятельно с 10-12 лет. Хорошо помнят деревенские обряды, в которых сами участвовали детьми. Так, под Новый год «овсень кликали», для чего собирались только мальчики, партии же девочек ходили следом по дворам «жанить» (жанитьба). Вспоминая эти традиционные обряды 1920—1930-х годов, мастера исполнили полные фольклорные тексты, сопровождающие обрядовые действия.
В большинстве своем обряды, как известно, проходили с различными ритуальными предметами. В их изготовлении также принимали участие дети, и в этом случае игра органично входила в обряд. Чаще всего мы получаем представление о подобных обрядовых предметах из этнографических описаний с зарисовками, а в Александрово-Прасковинке мастерица А.А. Силкина воссоздала их в подлиннике. Она изготовила традиционное обрядовое печенье из ржаного теста: жаворонки (пекли на Сороки, с ними закликали весну), салдохристи (готовили в Великий пост на середокрестной неделе), лесенки (пекли на Вознесеньев день), просвирки — ко дню первого выгона скота на пастбище. По рассказам мастерицы, еще девочкой она принимала самое живое участие в приготовлении этих домашних изделий и в обрядах, где они использовались.
Мастерица А.А. Силкина «вяжет» куклу из соломы. Фотография. 1992 г.
Замечательны по традиционной чистоте и воссозданные А.А. Силкиной соломенные куклы и птицы. Присущий мастерице консерватизм лучше всего объясняют ее слова про собственные глиняные игрушки: «Я ничего не выдумляю. Это Тимофей у нас и черепах делает, и зайцев. А я все леплю улютки, кони, садики (т.е. всадники — авт.) да барыню». Благодаря этой стабильности мышления, сохраняемого именно по женской линии, куклы из соломы образца 1992 г. совершенно идентичны экспонатам Музея игрушки, собранным в Рязанской губернии в начале XX в. Схожие по размеру и пропорциям, с такими же ручками, скрученными «крендельком», также перевязанные по шее и талии красными ситцевыми тряпочками, соломенные куклы служили не только игрушкой, популярной в осенний сезон. С наступлением морозов их ставили в домах по окнам для забирания влаги при оттаивании стекол. Весной же куклы-водосборы заканчивали свою жизнь в роли игрушки.
Более подробного описания заслуживает изготовление А.А. Силкиной традиционной соломенной птицы —голубца, аналоги которой пока не встречались в коллекциях и специальной литературе.
Голубец — кукла из соломы. 1992 г. Работа А.А. Силкиной
Для изготовления птицы берется 20-25 длинных ровных ржаных соломинок. Их нужно «распороть» руками или с помощью ножа, расправить, разгладить на полосочки и переплести обычной сеткой. По вертикали должно быть 10-12 соломенных полосок, по горизонтали чуть меньше, 8-10. Переплетают только середину сетки, а концы полосок со всех четырех сторон остаются свободными. Затем сетка мягко перегибается пополам (по вертикали), образуя сферический объем — получается тушка птицы. Далее льняной ниткой связывают концы соломинок, образующие вертикальный ряд сетки — ноги птицы. Полоски соломки можно разделить на два пучка, перевязав каждый в отдельности, — получится птица с двумя ножками. Затем связывают горизонтальные концы соломинок с обеих сторон. Когда тушка готова, голубец убирают. Подстригают ровно хвостик, головку подрезают со скосом, что напоминает птичий клюв. На ней завязывают из красной ситцевой вязочки бантик, изображающий гребешок или хохолок. По бокам между полосками соломы втыкают птичьи перья — выходят крылья. В хвост также вставляют перья из 3 — 5 ржаных колосков. Соломенный голубец, связанный с новогодней обрядностью материалом и тематикой, подвешивали к потолку вместе с фонарем, также изготовленным из ржаной соломы. После новогодних праздников ритуальные соломенные птицы становились игрушками.
Характерно, что другие коренные жительницы д. Александрово-Прасковинки, в отличие от А.А. Силкиной, не смогли повторить забытые игрушки и обрядовые предметы. Здесь усматривается прямая связь владения мастерством промысловой игрушки с сохранением других локальных традиций. Эту взаимосвязь подтвердили и материалы, собранные в Курской области в селе Кожле и поселке Первомайском Курчатовского района (1992 — 1993).
Мастерицы кожлянской игрушки: У. И. Ковкина (слева), О. И. Дериглазова (справа) с дочерью и внучкой. Фотография. 1993 г.
Известные мастерицы кожлянской глиняной игрушки, родные сестры Ульяна Ивановна Ковкина (1902 — 1994) и Ольга Ивановна Дериглазова (1912), получившие традиционное воспитание в многодетной крестьянской семье, пронесли неизменными представления о семейном укладе: приоритете родителей и взрослых, безоговорочном подчинении детей старшим, о трудолюбии, соблюдении общепринятых морально-нравственных норм, православных обрядов и так далее. На этих крепких родовых корнях продержалось творчество кожлянских мастериц, не утратившее своей жизненной и эпической силы.
Ни на одном промысле не удавалось услышать столько приговорок в процессе изготовления игрушек, сколько было записано от сестер Ковкиных, воспринявших ремесло с ранних лет от матери. Не удивительно, что именно эти мастерицы оказались еще и незаурядными хранителями детского фольклора и игровых традиций. По воспоминаниям У.И. Ковкиной и О.И. Дериглазовой, в 1900 — 1940-е годы сельские дети принимали участие в новогоднем обряде засевания («хлопчики квохтали курами»), в масляничных обрядах (сопровождали «комедии, конем наряжались, маски страшные надевали»), 9 марта закликали весну с «куликами», сажая птиц на деревья, в семичных обрядах «носили кукушку» («обряжали лентами березку») и другие. В дополнение к рассказам О.И. Дериглазова изготовила традиционное обрядовое печенье — канареек и куликов.
Кулик. Обрядовое печенье. 1993 г. Работа О.И. Дериглазовой
Как и игрушки, печеные изделия имеют местные особенности. Ритуальных птиц выпекали здесь не из ржаного, а из пшеничного теста, раскрашивали пищевыми красителями и в готовом виде перевязывали («уряжали») лентами или тряпочками. Эта пекарская «скульптура» безусловно взаимосвязана с лепной глиняной игрушкой. «Что из теста лепить, что из глины — не велика разница», — слова О.И.Дериглазовой. Мастерица покрасила печеных канареек куриными перьями в те же цвета, как и игрушки, и «попыряла» (нанесла оперенье) куликов, сидящих на железном листе, той же палочкой («шпичкой»), что и «свистуны».
На инструмент игрушечниц следует обратить особое внимание, поскольку эта важная составная часть всякой традиции, как правило, оставлена исследователями вне поле зрения. Кожлянская «шпичка» — палочка для протыкания свистков — остается традиционной. «Шпички» изготавливаются из бересклета (веретенного дерева), древесина которого отличается особой прочностью и упругостью. Заготавливают толстые и ровные, без сучков стебли кустарника, нарубают их на палки-заготовки и сушат. Сухой бересклет раскалывают на щепочки, обчищают, обстругивают ножом, придавая им слегка изогнутую форму: с одного конца — круглую, с другого — плоскую в виде лопаточки. Затем палочки опускают в кипящую воду для размягчения древесины, а потом уже зачищают их поверхность стеклом до идеальной гладкости. Плоские концы палочек «смолят» на пламени спички, чтобы они не заламывались. У мастериц — целый набор шпичек различной ширины и длины для разных игрушек. После работы их моют и хранят в сухом месте. Сохранение технологии изготовления инструмента кожлянской игрушки — не менее яркий показатель развитого традиционного промысла, чем сами изделия.
В экспедиции 1993 г. в село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области — известный промысел народного гончарства и игрушки — также удалось собрать новые материалы.
Прежде всего проясняются некоторые особенности самой абашевской игрушки, определяемые характером мужского народного промысла. Подлинными хранителями местной традиции являются сегодня мастера Деней Трифонович Малышев (1920) и Евдокия Акифиевна Сосновикова (1918), дочь известного «дудошника» Акифия Фроловича Зоткина (1883 — 1972). Их изделия сохраняют присущую игрушке камерность, традиционную тематику (10 сюжетов), живость пластики, не отягощенной излишествами украшательства.
Продолжение: Об изучении детской традиционной культуры 2