Метки






Памяти Ольги Владимировны Кругловой


Ольга Владимировна Круглова
 

Ольга Владимировна Круглова принадлежала к той замечательной плеяде сотрудников Сергиево-Посадского (тогда Загорского) музея-заповедника, которые в послевоенные годы не только возродили его, как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, но и подняли музей на новую ступень развития, благодаря чему он превратился в уникальный историко-художественный комплекс.
Ольга Владимировна родилась в 1924 г. в Ярославской области. Окончив школу, она поступила в Ярославское художественное училище на отделение живописи. Затем с 1945 по 1950 гг. училась в Ленинграде в Академии художеств на факультете теории и истории изобразительного искусства. Оттуда в 1950 г. она была направлена в Загорский музей-заповедник, где ей сразу же предложили заведование отделом народного художественного творчества.
Первые годы работы Ольги Владимировны в музее — это путь становления ее как исследователя. К своей теме «Народное искусство Русского Севера», ставшей для нее любимой, она шла почти десять лет. Надо заметить, что это были довольно трудные годы в плане идеологических установок того времени. Научному руководству музея приходилось проявлять большой такт и тонкую дипломатию, чтобы, не уклоняясь от проведения обязательных теоретических конференций, вроде «Значение работ т.Сталина о марксизме и языкознании», находить возможность целенаправленно восстанавливать в музее подлинную научную деятельность. Эту задачу прекрасно выполняла Наталия Андреевна Маясова, заместитель директора музея по научной части.
Вероятно, отдавая дань времени, музейное руководство проверяло «идейную» прочность поступавших сюда молодых сотрудников. Поэтому, видимо, одной из самых первых работ Ольги Владимировны была лекция «Образ т. Ворошилова в советском изобразительном искусстве», а Людмилы Эльмаровны Калмыковой, пришедшей в отдел О.В. Кругловой два года спустя, — лекция «Советское изобразительное искусство в борьбе за мир».
Но уже тогда, сразу же по приходе Ольги Владимировны в музей, основное внимание ее было направлено на состояние коллекций народного искусства. А их, как она скажет позже, фактически не было, вернее, были отдельные группы произведений дореволюционного и советского времени. Первоочередной задачей сотрудников отдела (их всего было двое) стало изучение народно-художественных промыслов советского периода. Под руководством О.В. Кругловой и при непосредственном ее участии с 1952 по 1958 гг. проводились экспедиции по сбору произведений народно-художественных промыслов в места их существования. Были обследованы центры игрушечного производства (Нижегородская область, с. Дымково, с.Богородское, Каргополь), резьбы и росписи по дереву (с.Кудрино, Шемогодск, Семеново, Ковернино), резьбы по кости и камню (Холмогоры, Хотьково, Пермь, Екатеринбург, с.Борнуково), обработки металла (с.Кубачи, с.Красное, Великий Устюг, Касли и Куса, Златоуст), лаковой росписи (Жестово, Палех, Федоскино, Холуй), кружевоплетения (Вологда, Елец, Киров), вышивки (Мстера, Таруса, Нижегородская обл.).
Уже в первых экспедициях был приобретен большой опыт, решался целый комплекс задач: сбор произведений, изучение истории промыслов, фотофиксация произведений и их отправка в музей.
С 1959 г. О.В. Круглова начала систематически обследовать области Русского Севера на предмет изучения и собирания крестьянского искусства. Фактически одна, пешком или «на перекладных», она прошла и объехала Карелию, Архангельскую, Вологодскую, Костромскую и Ярославскую области. Одновременно второй сотрудник отдела Л.Э. Калмыкова изучала соседние области: Псковскую, Ленинградскую, Тверскую, Новгородскую, Смоленскую. Экспедиции велись всегда комплексно: исследовались все виды народного искусства того или иного региона.
Опыт собирательской работы музея получил авторитетное признание. О.В. Круглова и Л.Э. Калмыкова неоднократно выступали со своими сообщениями на сессиях АН СССР (1960, 1962, 1969), на всесоюзных и республиканских конференциях и семинарах (1964, 1965, 1966).
Признание пришло не только из-за плодотворных результатов. Главное заключалось в научно-обоснованной методике работы в целом и полевых исследований, в частности. Планомерно и последовательно изучалась одна или несколько близлежащих областей, тщательно разрабатывались маршруты, рассматривались источники и литература по истории сел, промыслов. На местах скрупулезно выявлялся целый комплекс сведений, необходимых для научной атрибуции произведений.
Большое значение придавалось картографированию центров народного искусства. Подобная методика дала возможность, во-первых, собрать коллекцию народного искусства, включающую почти все его виды; во-вторых, дать каждому экспонату довольно точный научный паспорт; в-третьих, использовать собранный материал для аннотации других собраний.
Таким образом, собирание предметов народного искусства являлось не самоцелью, а частью большой исследовательской работы, приводившей, как правило, к значительным успехам.
С именем Ольги Владимировны связан целый ряд важных открытий. В 1959 г. ей первой удалось выявить в районах Северной Двины три крупных центра, где производились изделия, украшенные характерной белофонной росписью. Сами изделия были хорошо известны как северодвинские, но где именно их делали, никто не знал (протяженность Северной Двины 750 км).
В поисках этих центров Ольга Владимировна с двумя помощницами прошла по Северной Двине около 400 км и отправила в музей более 600 кг груза, который состоял из первоклассных произведений народного искусства. Кроме того, был собран огромный материал по истории промысла, работе отдельных его мастеров.
Итогом нескольких экспедиций в Вологодскую область и пограничные с ней районы Костромской и Ярославской областей явилось открытие нового самобытного типа прялок, который получил название «грязовецкий», так как распространен в Грязовецком районе. Прялки такого типа имелись в музеях, но место их происхождения было неизвестно. Научный паспорт им дала упорная, настойчивая работа О.В. Кругловой.
Не менее интересные находки были сделаны в Ярославской и Костромской областях. В глухих дремучих лесах последней она отыскала в 1969 г. местечко Совегу, где производили свои, оригинальные по форме прялки, также неизвестные в научной классификации.
Тщательная работа Ольги Владимировны в Ярославской области и на ее границах позволила уточнить центр и выявить мастеров знаменитой ярославской столбчатой прялки, а также определить теремковую прялку как сугубо ярославскую, а не ярославско-костромскую, как это считалось прежде.
Одним из самых замечательных итогов экспедиционной деятельности О.В. Кругловой было открытие сотен имен мастеров. Она с гордостью подчеркивала, что народ всегда хранит в своей памяти имена умельцев, мастеров своего дела и, что слава об их труде шла по деревням и селам из уст в уста.
Материалы экспедиционной деятельности на многие годы определили направление научных конференций, проводившихся в музее регулярно с 1953 г. Основными докладчиками на них выступали О.В. Круглова и Л.Э. Калмыкова, нередко даже с несколькими сообщениями. Новизна материала, интересные открытия, серьезность постановки вопросов привлекали на них не только музейных специалистов, но и видных ученых.
Ольга Владимировна оставила большое научное наследие. В архиве музея хранится около 60 научных докладов, сообщений, отчетов, исследований, сделанных ею по материалам экспедиций. Большая часть их опубликована, многие же стали той базой, на основе которой созданы обобщающие труды. О.В. Круглову особенно интересовало русское народное искусство резьбы и росписи по дереву. Этой теме посвящены почти все ее публикации. Заслуживают внимания два каталога по выставкам «Северные прялки» (Вологда, 1969) и «Русские прялки» (Тула, 1971). Небольшие по размеру, включающие до 100 произведений, они отличались достаточной, а иногда и исчерпывающей полнотой сведений. В этом отношении особенно интересен каталог «Русские прялки». Целенаправленное изучение материала позволило автору предложить четкое оригинальное построение каталога — по типам прялок. Характеристика каждого типа, а их было выделено 33 (у А.А. Бобринского — 8, у С.К. Жегаловой — 8), представляла собой небольшое, но емкое исследование.
Богатейший материал собран в двух ее книгах: «Русская народная резьба и роспись по дереву» (М., 1974) и «Народная роспись Северной Двины» (М., 1987). Великолепно иллюстрированные, они сопровождены обширными комментариями, содержащими все необходимые данные и могут рассматриваться как своеобразные каталоги, аннотирующие большую часть русского художественного дерева, собранного в Сергиево-Посадском музее.
Представления об О.В. Кругловой как исследователе расширяют созданные ею экспозиции и выставки. Экспозиционно-выставочная работа справедливо рассматривается как специфический вид научной деятельности музеев. Уже в 1951 г. Ольга Владимировна значительно дополнила существовавшую тогда первую послевоенную экспозицию народного творчества (открыта в 1947 г.). К середине же 1950-х годов О.В. Круглова совместно с Л.Э. Калмыковой создает экспозицию народного творчества Российской Федерации, которая была признана одной из лучших по полноте представленных в ней видов искусства. Экспозиция включала произведения дореволюционного и советского времени и являлась итогом ее собирательской работы.
Активно развернувшееся систематическое и плодотворное обследование районов России по сбору произведений народного искусства привело Ольгу Владимировну к мысли создать две новые отдельные экспозиции: «Русское народное искусство» (под которым понималось крестьянское искусство) и «Современное декоративно-прикладное искусство» (народно-художественные промыслы и художественная промышленность). Осуществлению этой идеи способствовали и получение музеем новых дополнительных помещений (3-й этаж Казначейского корпуса), и благовидный предлог — подготовка к празднованию 50-летия Октябрьской революции. Грандиозная задача — подготовка и создание двух новых экспозиций на площади более 1400 кв. м. — была выполнена в небывало короткий срок — фактически за один 1967 год.
 
Фрагмент экспозиции «Русское народное искусство»
Фрагмент экспозиции «Русское народное искусство». СПМЗ.
 
Экспозиция «Русское народное искусство», автором которой являлась Ольга Владимировна, создавалась исключительно силами музея, начиная от проекта оформления, приспособления старого оборудования и кончая монтажом экспонатов. Художественное решение экспозиции, существующей до сих пор и остающейся одной из выразительнейших экспозиций подобного рода, говорит об ее авторе как о талантливом художнике. Не случайно в 1973 г. Ольга Владимировна была включена в авторский коллектив музейных сотрудников страны, готовивших выставку «Русское дерево» в Париже. Подлинным украшением этой выставки были многие экспонаты, привезенные О.В. Кругловой из экспедиций.
 
Прялка. 1890 г. Вологодская обл
Прялка. 1890 г. Вологодская обл., Тарногский р-н, деревня Денисовская. Работа мастера Степана Оглоблина. СПМЗ
 
В последние годы жизни раскрылся еще один талант Ольги Владимировны — литературный. Она бережно хранила свои впечатления о тех местах, где бывала во время экспедиций, о людях, с которыми встречалась. Обо всем этом она интересно, с искренней любовью, большой теплотой и задушевностью написала в маленьких очерках, объединенных под названием «Мой Север» (Панорама искусств, 1986, №9). Они настолько выразительны, что мы включили один из них (с небольшими сокращениями) в настоящий сборник.
1 апреля 1986 г. Ольга Владимировна ушла из жизни. Двадцать четыре года она руководила отделом народного искусства в музее. Ее плодотворный труд был по достоинству оценен. В 1970 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Традиции по изучению и сбору произведений народного искусства, заложенные О.В. Кругловой, успешно продолжены новым поколением сотрудников.
Сергиево-Посадский музей-заповедник — один из немногих, где до сих пор активно ведется собирательская работа. Как и прежде, эта деятельность способствует не только обогащению коллекций, но и служит основой для многих научных исследований. Результатам некоторых из них в настоящем сборнике уделено достаточное внимание.
 

----------------
Т.Н. МАНУШИНА
 


 





Оставить комментарий