Метки






Святки на Руси, обычаи и традиции


Святочные гадания

Николай Пимоненко. «Святочные гадания»

Наши предки оставили нам в наследие прекрасные обычаи и традиции. Они всегда считали, что лето — трудовые будни, которые будут кормить их весь год, а зима — время веселья и развлечений.

Святки — наиболее яркие и разгульные дни в зимние месяцы. Начинаются они накануне Рождества и продолжаются до Крещения. До Нового года — Святые вечера, а после — Страшные вечера. Это настоящие сказочные дни, когда запрещалось не только работать и соблюдать пост, но и играть свадьбы. Не принято было даже читать коленопреклоненные молитвы.

Сколько радости приносили Святки молодежи и детям! Это время песен, игр, хороводов, плясок, но самое главное — обхода дворов и гаданий.

В разных концах огромной Руси складывались свои обычаи колядования. В Рязани, например, толпа молодых парней и девушек под окнами просили угощений, распевая колядки. Как правило, хозяева с радостью принимали гостей и выкладывали все, что приготовили загодя. Считалось очень дурной приметой не пустить колядующих и от души не выложить в общий пирожный кошель сладости, стряпню, яйца. Для таких негостеприимных тут же пелись обидные и злые припевки с пожеланиями плохого в будущем урожая, в огороде — червей, а во дворе — чертей.

Проводились колядки сначала перед Рождеством, второй раз — накануне Нового года, третий — перед Крещением.

Кое-где было принято ходить молодым девушкам в дома, в которых есть подоспевшие женихи. Они надевали самые красивые свои наряды или, наоборот, прятали лицо под маской и прославляли в своих незамысловатых хвалебных песнях парней. А те угощали девушек конфетами и другими сладостями.

Особое, наиболее доброжелательное отношение было к колядующей детворе. Тут не только их возраст играл роль, но и желание увековечить традиции, заложить и привить их подрастающему поколению. Щедро одаривали ребятню разными вкусностями, а те радостно бежали от одной избы к другой.

Ну а какие Святки обходились без посиделок? Начинались они еще раньше, где-то с Покрова, но к Рождеству становились праздничными: девушки доставали из сундуков яркие сарафаны, а парни — нарядные рубахи. Теперь уже устраивали игрища, пляски, а устав, переходили на разгадывание загадок и слушание сказок. Очень любила молодежь как бы разыгрывать небольшой спектакль, например, жизнь юной девушки со старым мужем. Кого-то из присутствующих снаряжали в деда, а молодуха причитала о горькой своей доле под смех и веселье смотрящих.

Другая любимая игра — молчанка, когда все должны были молчать, а первый не выдержавший наказывался порой далеко не безобидным способом: его могли заставить съесть что-то несъедобное или облить ледяной водой, сходить ночью в поле или поймать старуху и расцеловать ее у всех на глазах.

Святочные посиделки нередко сопровождались ряжеными. Обычно парни надевали овчинный тулуп мехом вверх и изображали животных, особенно любили становиться медведем. Могли и пугающие маски вроде нечистой силы натянуть на лицо, чтобы навести побольше страха у девушек. Те визжали, отгоняя от себя нечисть, после чего ряженые сдавались, всем было весело и радостно.

При встрече Нового года непременно сажали на стул переодетого в дряхлого старика молодца, а в 12 часов вбегал красивый и хорошо одетый парень, сгоняя старика и садясь на его место — как бы выгнали старый год и встретили новый.

Самым волнующим в Святках были, конечно же, гадания. Ночи не проходило, чтобы девицы не собирались с целью узнать о своей судьбе. Но особенно верили в крещенские гадания. Смысл их был в одном — выйдет ли замуж, за кого, богатство или бедность ждет в замужестве. Парни и замужние женщины во всем этом не участвовали.

Одним из распространенных во всех русских губерниях гаданий было гадание на петуха: приносили хлеб, пшено, ножницы, воду, монетки, уголь и петуха, а затем смотрели, к чему первому пойдет петух. Считали, что если к углю — не выйти девушке замуж; к пшену — богатство ждет; к воде — выйти замуж за пьяницу.

Так, в озорстве и веселье доживали до Крещения, прыгали в ледяную прорубь, смывая грехи и веря в то, что будущее всегда лучше прошлого.


 





Оставить комментарий