Метки






Июнь — начало лета по народному календарю


начало лета июнь
Русский народный календарь июня богат знаме­нательными днями. Зреет урожай, приближается время летнего солнцестояния. Взрослые и дети га­дали о будущем обилии, пытались своим творчеством и трудом воздействовать на природу, предотвра­тить самую страшную беду — голод. Поэтому-то и молили о самом главном: о влаге и тепле.

1 июня — по народному календарю — Крапивное заговенье. Последний раз варили обрядовую еду — щи из молодых побегов крапивы. В этот день крапивными вениками жгли-обжигали друг друга, веря, что это поспособствует росту зелени и детей.
На 1 июня, по древней традиции, всю ночь, до самого рассвета молодежь водила хороводы у околицы, устраивала потешные игровые состязания, пела песни и плясала в лучах восходящего летнего солнца. Это был «румяный, широкий да веселый» праздник.
Однако веселье имело глубокий смысл, а целью праздничных действий являлся не отдых, а помощь природе в рождении урожая. Например, в первый летний день на Руси распространена была ворожба на ветра-суховея, чтобы не появились пустоцветы, не множились на полях пустые колосья.
Полезно в нравственном отношении напомнить, что 1 июня по православному календарю — день памяти благоверного князя Дмитрия Донского, разгромившего на Поле Куликовом золотоордынского правителя Мамая.

2 июня — день Фалалея Огуречника, сажали огур­цы, призывая «тепловей», влажный ветерок. Подмечали, если на елях много шишечек, то урожай огурцов будет богатым.

3 июня — день Олены Льняницы, сеяли лён; под­мечали: если в этот денек ненастно, то быть всей осени дождливой. Песня-игра этого дня «А мы лен сеяли» — хорошо известна в русском народе.

4 июня — Васильковый день, праздник полевых цветов: «день синитель — васильковый повелитель».

5 июня — конопляник.
В начале молодого лета в русских деревнях быто­вал такой обычай: парни подкарауливали девушек, несущих на коромыслах ведра с водой, и бросали им в ведра березовые веточки. После этого девушки старались идти тихонечко, осторожно, чтобы не расплес­кать воду, в каждой уроненной капле — утраченное счастье. Воду эту переливали в кадки, сохраняя в ней березовую зелень, и вода становилась благоуханной.

6 июня — день Шиповника, северной розы. «Ши­повник цветет — румянец года ведет» — говорили в этот день.
Роза издревле является у всех индоевропейских народов символом июня, главным цветком этого месяца. В старину у цветущего куста шиповника совершали сокровеннейшие обряды, молились, чтобы избыть горечь и успокоить свою душу. На Руси су­ществовал обычай собирать детей, усаживать их воз­ле цветущего куста шиповника в кружок и расска­зывать им сказки, страшные байки. Считалось, что в этот день они не только не испугают, но даже успокоят, умиротворят, «усмирят переполохи». В на­роде запах шиповника считался целительным, успо­каивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. От разных болезней, особенно если одолевает худоба, дышали ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника.

7 июня — Иванов день, следует остерегаться росы, которая приобретает вредные свойства. Для тех, кто утомлен работой, в этот день полезно кататься по полю на спине с таким приговором: «Пашня, паш­ня, хлебца нам дай, силу нашу отдай».

10 июня — Никита Гусятник, чествовали гусей и все, что с ними связано.

11 июня — Феодосия Колосница.

12 июня — Исаакий Змеевик, день змеиных сва­деб, когда, по старинным сказочным преданиям, царь змей Василиск ведет змеиные свадьбы. Считалось, что в этот день необходимо с особой осторожностью ходить по траве, далеко в лес не заби­раться, чтобы не наступить на брачующихся змей. Детям рассказывали о змеях, о лекарствах из змеи­ного сала, учили правильно действовать, если доведется столкнуться со змеей. В русских народных сказках Василиск — волшебное существо, убивающее своим взглядом или дыханием. Василиск описывался как змей с петушиной головой. Считалось, что и рождается он из петушиного яйца, которое высидела жаба. Под взглядом Василиска все живое обращалось в камень. Спасение от него в зеркале, поскольку если он увидит себя сам, то также обратится в камень. Педагогически умело оформленные рассказы о сказочных персонажах — действенное средство воспитания детей.

18 июня — время самых коротких, как говори­ли, воробьиных ночей. Известна пословица, приуро­ченная к этому дню: «На Дорофея утро вечера мудренее».

19 июня — день Иллариона, покровителя огород­ных работ, особенно прополки: «Илларион — дурную траву вон».

21 июня — день Федота Колодезника, лучшее вре­мя для отыскания мест, где следует рыть колодцы. На Руси для этих целей расставляли сковороды и где сковорода оставалась влажной до полдня, там и копали колодец.

25 июня — летний Солнцеворот — по русскому народному календарю день Петра-поворота. Говори­ли: «Солнце на зиму, а лето на жару». Главное действующее лицо этого дня — Солнце, которое издрев­ле почиталось русским человеком как источник по­рядка, тепла и света. Не случайно в языческие времена Солнце представляли в образе Бога, име­новали его — Дажьбог и Сварог (Сварог — олицетворял огненную ипостась солнца). Солнце в старых русских сказках всегда представляется как совершенное разумное существо, и как правило, выполняющее высшую Божью волю. Оно, по поверьям, смотрит с неба, видит все дела мирские и рассказывает об увиденном Богу. На Ивана Купалу солнце вместе с людьми купается в воде. Управлять же солнцем иногда могут лишь святые и дети. Когда дожди становятся вредными для посевов, именно детям поручалось произнести магическую закличку: «Солнышко — ведрышко, выгляни в окошко! Твои детки уже плачут, вон на лавочке скачут». В этот день можно устроить конкурс или турнир загадочников и сказочников. В русских загадках и сказках солнце изображается в образе красной девицы: «Красная девица в зеркало глядится». Загад­ки о солнце трудны и требуют пояснений, например: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-ветреница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Образ дуба, как мы уже упоминали, олицетворение бога-громоверж­ца Перуна. Однако он еще и символ Вселенной, т.е. образ мирового дерева.
В древности на солнце молились, и даже в начале XX в. крестьяне крестились на солнце. Заклинания разного рода часто произносили при самом солнечном восходе. Вот характерный русский заговор: «Стану я на сыру землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба Божия (называется имя) о мне (таком-то)».
В день солнцеворота старались не становиться к Солнцу спиной, не делать ничего плохого, чтобы Солнышко этого не видело. После заката, по древнему преданию, нельзя давать что-либо в долг, особенно же огонь, в противном случае счастье и достаток навсегда покинут ваш дом; не раз­решалось так же выбрасывать мусор и начинать резать новую булку хлеба и т.д.
В этот день водили хороводы, особенно круговые, символизирующие как солнце, так и весь год; устраивали подвижные состязания, всевозможные игры, а особенно горелки; так же качались на качелях, стараясь при этом взлететь как можно выше в небо, поближе к солнцу. Вечером провожали закат и просили у солнышка вещих снов.
Последние дни июня таковы.

26 нюня — Акулина-задери хвосты. Это экзоти­ческое название дня происходит от обилия оводов и мух. Примета дня: если мошкара толчется кругами, то это к хорошей погоде. Еще называли этот день Акулиной-Гречушницей, считая, что 26 июня день рождения прародительницы гречихи — сказочной героини Крупенички. Издревле существовал на Руси обряд угощать гречневой кашей всех бедных и без­домных. Детям уместно рассказывать сказку об известной царевне Крупеничке, которая по вещему слову старухи-ведуньи была обращена в гречневое зернышко, а затем, попав в русскую землю, произвела настоящую гречиху.

27 июня — Елисей-по колено в овсе. Совершали в этот день обряд заклинания и подрезания крапивы. Из крапивы собирали веники и дети в игре символически «обжигали» небо, тем самым вызывая, как верили в старину, дождь.

29 июня — праздник старого Ярилы, по свят­цам — день Тихона. Солнце с этого дня старится, идет тише и певчие птицы затихают. Дети в этот день произносили следующее заклинание:
Ласточки — касатки,
Горихвостики —
Краснохвостики,
Мухоловки — пеструшки,
Не держите солнце,
Скатитесь с Красной горушки!

30 нюня — последний день месяца, по святцам — день св. Мануила. Считалось, что в этот день солнце застаивается, медлит в зените и поэтому все на земле, в полях и огородах идет в рост. На Мануила опас­но гулять в лесу, так как лешие начинают водить, пугать, заманивать, напускать морокит — туманы, которые на Руси называли молочными реками. В этот день детям рассказывали о леших, лесовиках или боровиках. В русских сказках лешие — волшебные хозяева леса и зверей, враждебная человеку нечистая сила. Леший может напугать ребенка сво­им смехом, увести его с пути. Против леших суще­ствовало заклинание: «Прими мою рубаху, леший, хозяин. Не стереги меня у коряги. Не посылай мороки».
Общие приметы последних дней июня таковы: час­тые зарницы, полыхающие над полями, — к хорошему урожаю. В июне, как советует старинная русская книга «Колядник», для сердца полезно каждое утро пить колодезную воду. Магический камень июня — жемчуг, символизирующий воду. Этот камень, как считается, своим внутренним светом оза­ряет семью и дарит супружеское счастье.


 





Оставить комментарий