Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Русский народный календарь июня богат знаменательными днями. Зреет урожай, приближается время летнего солнцестояния. Взрослые и дети гадали о будущем обилии, пытались своим творчеством и трудом воздействовать на природу, предотвратить самую страшную беду — голод. Поэтому-то и молили о самом главном: о влаге и тепле.
1 июня — по народному календарю — Крапивное заговенье. Последний раз варили обрядовую еду — щи из молодых побегов крапивы. В этот день крапивными вениками жгли-обжигали друг друга, веря, что это поспособствует росту зелени и детей.
На 1 июня, по древней традиции, всю ночь, до самого рассвета молодежь водила хороводы у околицы, устраивала потешные игровые состязания, пела песни и плясала в лучах восходящего летнего солнца. Это был «румяный, широкий да веселый» праздник.
Однако веселье имело глубокий смысл, а целью праздничных действий являлся не отдых, а помощь природе в рождении урожая. Например, в первый летний день на Руси распространена была ворожба на ветра-суховея, чтобы не появились пустоцветы, не множились на полях пустые колосья.
Полезно в нравственном отношении напомнить, что 1 июня по православному календарю — день памяти благоверного князя Дмитрия Донского, разгромившего на Поле Куликовом золотоордынского правителя Мамая.
2 июня — день Фалалея Огуречника, сажали огурцы, призывая «тепловей», влажный ветерок. Подмечали, если на елях много шишечек, то урожай огурцов будет богатым.
3 июня — день Олены Льняницы, сеяли лён; подмечали: если в этот денек ненастно, то быть всей осени дождливой. Песня-игра этого дня «А мы лен сеяли» — хорошо известна в русском народе.
4 июня — Васильковый день, праздник полевых цветов: «день синитель — васильковый повелитель».
5 июня — конопляник.
В начале молодого лета в русских деревнях бытовал такой обычай: парни подкарауливали девушек, несущих на коромыслах ведра с водой, и бросали им в ведра березовые веточки. После этого девушки старались идти тихонечко, осторожно, чтобы не расплескать воду, в каждой уроненной капле — утраченное счастье. Воду эту переливали в кадки, сохраняя в ней березовую зелень, и вода становилась благоуханной.
6 июня — день Шиповника, северной розы. «Шиповник цветет — румянец года ведет» — говорили в этот день.
Роза издревле является у всех индоевропейских народов символом июня, главным цветком этого месяца. В старину у цветущего куста шиповника совершали сокровеннейшие обряды, молились, чтобы избыть горечь и успокоить свою душу. На Руси существовал обычай собирать детей, усаживать их возле цветущего куста шиповника в кружок и рассказывать им сказки, страшные байки. Считалось, что в этот день они не только не испугают, но даже успокоят, умиротворят, «усмирят переполохи». В народе запах шиповника считался целительным, успокаивающим. Девушки верили, что если касаться лепестками шиповника лица, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее. От разных болезней, особенно если одолевает худоба, дышали ароматным теплым воздухом у цветущего шиповника.
7 июня — Иванов день, следует остерегаться росы, которая приобретает вредные свойства. Для тех, кто утомлен работой, в этот день полезно кататься по полю на спине с таким приговором: «Пашня, пашня, хлебца нам дай, силу нашу отдай».
10 июня — Никита Гусятник, чествовали гусей и все, что с ними связано.
11 июня — Феодосия Колосница.
12 июня — Исаакий Змеевик, день змеиных свадеб, когда, по старинным сказочным преданиям, царь змей Василиск ведет змеиные свадьбы. Считалось, что в этот день необходимо с особой осторожностью ходить по траве, далеко в лес не забираться, чтобы не наступить на брачующихся змей. Детям рассказывали о змеях, о лекарствах из змеиного сала, учили правильно действовать, если доведется столкнуться со змеей. В русских народных сказках Василиск — волшебное существо, убивающее своим взглядом или дыханием. Василиск описывался как змей с петушиной головой. Считалось, что и рождается он из петушиного яйца, которое высидела жаба. Под взглядом Василиска все живое обращалось в камень. Спасение от него в зеркале, поскольку если он увидит себя сам, то также обратится в камень. Педагогически умело оформленные рассказы о сказочных персонажах — действенное средство воспитания детей.
18 июня — время самых коротких, как говорили, воробьиных ночей. Известна пословица, приуроченная к этому дню: «На Дорофея утро вечера мудренее».
19 июня — день Иллариона, покровителя огородных работ, особенно прополки: «Илларион — дурную траву вон».
21 июня — день Федота Колодезника, лучшее время для отыскания мест, где следует рыть колодцы. На Руси для этих целей расставляли сковороды и где сковорода оставалась влажной до полдня, там и копали колодец.
25 июня — летний Солнцеворот — по русскому народному календарю день Петра-поворота. Говорили: «Солнце на зиму, а лето на жару». Главное действующее лицо этого дня — Солнце, которое издревле почиталось русским человеком как источник порядка, тепла и света. Не случайно в языческие времена Солнце представляли в образе Бога, именовали его — Дажьбог и Сварог (Сварог — олицетворял огненную ипостась солнца). Солнце в старых русских сказках всегда представляется как совершенное разумное существо, и как правило, выполняющее высшую Божью волю. Оно, по поверьям, смотрит с неба, видит все дела мирские и рассказывает об увиденном Богу. На Ивана Купалу солнце вместе с людьми купается в воде. Управлять же солнцем иногда могут лишь святые и дети. Когда дожди становятся вредными для посевов, именно детям поручалось произнести магическую закличку: «Солнышко — ведрышко, выгляни в окошко! Твои детки уже плачут, вон на лавочке скачут». В этот день можно устроить конкурс или турнир загадочников и сказочников. В русских загадках и сказках солнце изображается в образе красной девицы: «Красная девица в зеркало глядится». Загадки о солнце трудны и требуют пояснений, например: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-ветреница, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица». Образ дуба, как мы уже упоминали, олицетворение бога-громовержца Перуна. Однако он еще и символ Вселенной, т.е. образ мирового дерева.
В древности на солнце молились, и даже в начале XX в. крестьяне крестились на солнце. Заклинания разного рода часто произносили при самом солнечном восходе. Вот характерный русский заговор: «Стану я на сыру землю, погляжу я на восточную сторонушку, как красное солнышко воссияло, припекает мхи-болоты, черные грязи. Так бы припекала, присыхала раба Божия (называется имя) о мне (таком-то)».
В день солнцеворота старались не становиться к Солнцу спиной, не делать ничего плохого, чтобы Солнышко этого не видело. После заката, по древнему преданию, нельзя давать что-либо в долг, особенно же огонь, в противном случае счастье и достаток навсегда покинут ваш дом; не разрешалось так же выбрасывать мусор и начинать резать новую булку хлеба и т.д.
В этот день водили хороводы, особенно круговые, символизирующие как солнце, так и весь год; устраивали подвижные состязания, всевозможные игры, а особенно горелки; так же качались на качелях, стараясь при этом взлететь как можно выше в небо, поближе к солнцу. Вечером провожали закат и просили у солнышка вещих снов.
Последние дни июня таковы.
26 нюня — Акулина-задери хвосты. Это экзотическое название дня происходит от обилия оводов и мух. Примета дня: если мошкара толчется кругами, то это к хорошей погоде. Еще называли этот день Акулиной-Гречушницей, считая, что 26 июня день рождения прародительницы гречихи — сказочной героини Крупенички. Издревле существовал на Руси обряд угощать гречневой кашей всех бедных и бездомных. Детям уместно рассказывать сказку об известной царевне Крупеничке, которая по вещему слову старухи-ведуньи была обращена в гречневое зернышко, а затем, попав в русскую землю, произвела настоящую гречиху.
27 июня — Елисей-по колено в овсе. Совершали в этот день обряд заклинания и подрезания крапивы. Из крапивы собирали веники и дети в игре символически «обжигали» небо, тем самым вызывая, как верили в старину, дождь.
29 июня — праздник старого Ярилы, по святцам — день Тихона. Солнце с этого дня старится, идет тише и певчие птицы затихают. Дети в этот день произносили следующее заклинание:
Ласточки — касатки,
Горихвостики —
Краснохвостики,
Мухоловки — пеструшки,
Не держите солнце,
Скатитесь с Красной горушки!
30 нюня — последний день месяца, по святцам — день св. Мануила. Считалось, что в этот день солнце застаивается, медлит в зените и поэтому все на земле, в полях и огородах идет в рост. На Мануила опасно гулять в лесу, так как лешие начинают водить, пугать, заманивать, напускать морокит — туманы, которые на Руси называли молочными реками. В этот день детям рассказывали о леших, лесовиках или боровиках. В русских сказках лешие — волшебные хозяева леса и зверей, враждебная человеку нечистая сила. Леший может напугать ребенка своим смехом, увести его с пути. Против леших существовало заклинание: «Прими мою рубаху, леший, хозяин. Не стереги меня у коряги. Не посылай мороки».
Общие приметы последних дней июня таковы: частые зарницы, полыхающие над полями, — к хорошему урожаю. В июне, как советует старинная русская книга «Колядник», для сердца полезно каждое утро пить колодезную воду. Магический камень июня — жемчуг, символизирующий воду. Этот камень, как считается, своим внутренним светом озаряет семью и дарит супружеское счастье.