Метки






Зимушка-Зима


зима

Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимуш­ка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода. В на­родном сознании издавна зимнее время года пред­ставлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря-кузнеца, который сжевывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена — Трескун и Студенед. Живет он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит». Отсчет зиме в народе вели с пер­вых заморозков и до первой капели.
Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое. Всем известно веселое при­ветствие: «Сколько лет, сколько зим!». В старину подметили, что от характера зимы зависит и харак­тер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Много снега — много хлеба», «Зима лето строит», «По зиме ложится лето», «Снег на полях — хлеб в закромах», «Зимнее тепло — лет­ний холод», «Холодная зима — жаркое лето». И в то же время всегда зима резко противопоставлялась лету и она представлялась сном природы, лето — бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то ни се»: осень — засыпание, а весна — пробуждение.
Яркими словами в народе называли зимнее вре­мя. Они словно пронизаны особым холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобонь, заморозь, тянуча, лютовей, ледостав, рекостав и др.
В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывались смерть природы и будущее ее воскре­шение весной. Главнейшая идея традиционного народного зимнего праздника — обновление мира через его гибель. В данном случае — гибель солнца и рождение нового солнца.
Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса — колеса времени. Оно то возно­сится к зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то пада­ет в глубину года, на макушку лета — в день летнего Солнцеворота. Зимний обрядовый цикл — это вознесение к небесам с важнейшей целью — вернуть погибшее Солнце. Канун праздника — смерть миро­порядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, по­бедить. Но как? Чем? Только праздником и весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались как обновление времени, как его движение.
В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. В пантеоне языческих богов стоял идол Семаргла, олицетворявший собою зиму. Семаргл восходит к своему древнему образу Змея — Се­миглава. В старинных русских сказках семиглавый Змей — это самый сильный и страшный враг всего живого. Именем Карачун называли тогда самое злое и темное время года — это день зимнего Солнцеворота. Не случайно в русском языке словом «карачун» обозначали гибель, смерть.
Но были и добрые зимние божества. Это, прежде всего, Сварог, бог-кузнец, покровитель огня, ремесел, искусств, семьи. Его сын Сварожич считался покро­вителем домашнего очага, семейного тепла и уюта, был небесным помощником людей в борьбе с Семарглом, с Карачуном.
Сварог представлялся воином в пурпурных одеж­дах, на белом коне и с копьем в руке. Совершенно не случайно он напоминает Егория храброго (Георгия Победоносца). Имел он и другие имена, связан­ные с огненной, световой стихией: Радогост, Свентовит, Святовит, т. е. святой, и даже священный борец за пра­вое дело и за светлую половину года. Как известно, Георгий Победоносец на русских иконах изображал­ся, всадником на белом коне, побеждающим змея- дракона. Так образно представлялась победа светло­го над темным в природе и человеке.
Вспомним еще об одном языческом боге — Ко­ляде. По воззрениям наших предков, Коляда был богом мира, земным божеством, открывающим путь новому лету, новому свету. Он нес людям из райс­ких стран плоды, дары, счастье. В виде игры до на­ших дней дошел отголосок древнего обряда: водят двух Коляд — богатого и бедного; затем их закры­вают пологами, и «хозяин» должен выбрать. Коля­да, которого выбирает «хозяин», поет свою песню: богатый пророчит счастье, а бедный — беды.
Народный календарь дает житейское представ­ление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоническое целое. Церковный православный календарь в своих знамена­тельных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, как борьбу света и тьмы, Бога и дьявола внутри человека. Исторический календарь показывает картину борьбы двух сил в обществе, в социальной сфере.


 




Один комментарий к “Зимушка-Зима”

  1. Евгения пишет:

    кто автор этой статьи?



Оставить комментарий