Метки





Богородичные формулы в древнерусской литературе

Богородичные формулы в древнерусской литературе

Т. А. БОГАТЫРЕВА

В научной литературе неоднократно отмечалось использование древнерусскими книжниками стилистических формул: воинские формулы (А.С. Орлов ), житийные шаблоны (В.О. Ключевский ). Д.С. Лихачев, утверждал, что «эти стилистические трафареты являются проявлениями своеобразного средневекового писательского этикета» и связаны с определенными объектами повествования. Поэтому воинские формулы можно встретить в описании сражений в агиографической литературе, а житийные шаблоны — в эпизодах, повествующих о святых, включенных в воинские повести. Это наблюдение подтверждается формулами, связанными с образом Богородицы, которые используются в произведениях различных жанров.

Наиболее часто появляется формула — молитвами святыя Богородица. Пресвятая Мария предстает в традиционном образе молельницы за всех христиан: именно благодаря Ее заступничеству Бог совершает то или иное благодеяние. С точки зрения христианской традиции, чудо превращения воды в вино (Ин. 2,1-10) Христом по просьбе Марии в Кане Галилейской открыло ряд милостей, из века в век оказываемых по молитвам Богоматери.

Еще одна формула — милость Божия и Пречистый Богородици и ее вариант милостью Божиею и пречистыа его Матери, где существительное милость стоит в творительном падеже, видимо, по аналогии с более распространенным оборотом молитвами святыя Богородица. Семантика слова милость, подразумевающая уже свершившееся благодеяние, ограничивает число возможных употреблений формулы. Например, в воинских повестях этот оборот встречается только в сообщениях о победе, в то время как молитвами святыя Богородица используется в эпизодах до, во время и после сражения. Например, в «Житии Михаила Ярославича Тверского» (XIV в.) рассказывается о выигранном Михаилом сражении с суздальским князем Юрием и его союзником Кавгадыем: «...милостью бо святаго Спаса и пречистыя его Матери и помощию великаго архангела Михаила победи великий князь Михайло...». И в двух эпизодах из «Повести временных лет» (XII в.), о победе русских над половцами: «молитвами святыя Богородица и святых ангел умилосердися Бог и посла ангелы в помощь русьским князем»; «молитвами святыя Богородица и святых ангел, възвратишася русьстии князи въевояси с славою великою». В первом эпизоде действие происходит во время боя, во втором — после него.

По аналогии с этими формулами для описания эпизодов обращения к божественным силам, в том числе к Богородице, чаще всего используется глагол молити и однокоренные к нему помолиться, творить молитвы. В таких фрагментах встречаются и другие слова этой семантической группы: однокоренные помощь, помогать и помощница и их контекстуальные синонимы: возложить надежду, уповать и возложить упование, милость и однокоренное к нему помиловать. Все эти слова различаются смысловыми нюансами, но они объединены общей семой помощи и просьбы о ее получении.

Наиболее часто богородичные формулы встречаются в воинских повестях, соотнося результат сражения с помощью высших сил. Например, в летописной повести о Куликовой битве (XIV в.) в самом начале произведения читаем: «Но хотя человеколюбивый Бог спасти и свободити род христианский молитвами пречистыа его Матере от работы измалтьскиа...». С первых строк повести читатель узнает о походе Мамая на Русь, но благодаря уже приведенному фрагменту понимает, что победа будет за русским воинством.

Узнав о нашествии, Дмитрий Донской идет в соборную церковь Богородицы и обращается с молитвой к Богу и пречистой Его Матери: «Господи,., помилуй ны пресвятыа Матере молитвами, не остави нас, егда унываемь!». Из Коломны князь с войском выходит навстречу татарам, «уповая на милосердие Божие и на пречистую его матерь Богородицю, на приснодевицю Марию, призываа на помощь честный крест». Придя к Дону, князь получает грамоту с благословением от преподобного Сергия Радонежского: «Что бы еси, господине, тако и пошол, а поможет ти Бог и святаа Богородица». Перед битвой русские воины обращаются к небесным силам для укрепления силы духа: «еже к Богу верою въоруживься и креста честнаго силою укрепився, молитвами святыа Богородица оградився, и Богу помолися...». И князь Дмитрий просит Бога о победе именем Его Матери: «Победы дай ми, Господи, на супостаты... на тя уповающи, побежаем, молящеся прилежно к пречистой ти Матери».

После сражения Дмитрий Иванович благодарит пресвятую Марию за победу: «И ты, Богородице, помиловала еси милостию своею нас, грешных раб своих, и всь род христианскый, умолила еси безлетнаго Сына своего». Используемые на протяжении всей повести богородичные формулы композиционно и идейно организуют произведение, акцентируя богоданность победы русского войска. А использование разных стилистических оборотов актуализирует общую для них сему помощи и просьбы о ее получении.

При описании поражения врагов русского войска в воинских повестях использовалась еще одна формула, упоминающая пресвятую Марию, — гонимы гневом Божиим и святей Богородице. А.С. Орлов считал этот шаблон самым стандартным из оборотов, выражающих помощь и заступничество небесных сил в описании сражений. Следует отметить, что эта формула чаще употреблялась с использованием только наименования Бога, эпизодов с Богородицей в литературе XII-XV веков всего три. Первый эпизод встречается в Ипатьевской летописи под 6691 годом, два других находятся в Лаврентьевской летописи под 6693 и 6731 годами. Все три эпизода описывают победы над половцами — извечными врагами русских. «И тако измроша убиваеми гневом Божьим и пречистыя его Матере». Летописец объясняет это тем, что половцы сотворили много зла русской земле, поэтому Бог и Богородица наказали их за «кровь христьяньску».

Такое редкое употребление данной формулы можно объяснить, исходя из представления о Богоматери как о помощнице и защитнице людей, именно поэтому упоминания о ней часто встречаются в описании победы и очень редко в ситуации поражения (даже если это поражение врагов Руси).

Часто используются богородичные формулы и в жанре житий в рассказах о вступлении на игуменство, о борьбе с темными силами, о смерти персонажа. Подобный фрагмент есть в «Житии Феодосия Печерского» (XI в.) в предсмертной молитве святого: «вься святыя призывая на помощь и наипаче же — святую владычицю нашю Богородицю, и тою Господа Бога Спаса нашего Исус Христа моля о стаде своем, и о месте том». А в «Житии Авраамия Смоленского» (XIII в.) такой эпизод появляется в описании назначения Авраамия на игуменство: «Блаженый же радоваашеся и хваляше Бога, таку даровавшаго благодать рабу своему молитвами святыя Богородица». Употребляются рассматриваемые формулы в патериковых повестях и сказаниях об иконах. Например, в Киево-Печерском патерике (XIII в.), в рассказе об основании обители: «И нача Бог умножити черноризцец молитвами пресвятыа Богородица и преподобнаго Антониа» В этом фрагменте автор отмечает заботу Богоматери об увеличении монастырской братии, что указывает на Ее особое расположение к монастырю и его обитателям.

Помощь Бога и Богородицы нужна и для преодоления мирских опасностей. Остафей в сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань (XIII в.) просит небесные силы о поддержке в сложном и опасном путешествии: «Остафей нача молити всемилостиваго Бога и пречистую его Матерь и великаго чюдотворца Николу, чтобы ему по чюдотворьцеву изволению получити желание свое»

Часто использовались устойчивые стилистические обороты в посланиях, особенно в заключительном пожелании всех благ. Например, письмо к великому князю Василию Дмитриевичу (XV в.) чудотворец Кирилл заканчивает обращением к небесным силам: «А милость Божия и Пречистыя Богородицы на тебе, на моем господине, на великом князе Василье, да будет». В послании к князю Юрию Дмитриевичу Кирилл желает князю ниспослания разума посредством милости Богоматери: «А Пречистая Богородица, Владычица наша, помилует тя, и покрыет тя ризою своею честною, и наставит тя в разум истинный, и управит тя во царствии Сына своего...»

Приведенные нами формулы по структуре делятся на две группы. В одних центральной составляющей является наименование Богоматери -молитвами святыя Богородица, в других — Бога и Богородицы — милость Божия и Пречистый Богородици. После основного структурного элемента могут следовать дополнительные компоненты, одинаковые для обеих групп: сила честнаго хреста, святыя ангелы, имя святого или святых, всех святых.

Например, в «Повести временных лет» в благословении Антонием братии: «молитвами святыя Богородица и сущих отец, иже в Святей Горе, да будет с вами». В «Житии Авраамия Смоленского» формула усложняется — к имени святого прибавляется формула всех святых: «молитвами святыя Богородица' и преподобнаго ради Авраамия и всех святых его». Встречается и сужение обобщенного всех святых до русьскых чудотворцев. Такой эпизод есть в «Сказании о Мамаевом побоище» (XV в.), где уже подзаголовок произведения соотносит победу русского войска с молитвенной помощью Богоматери: «Начало повести, како дарова Бог победу государю великому князю Дмитрею Ивановичу за Доном над поганым Мамаем, и молением пречистыа Богородица и русьскых чудотворцев православное христианство русскую землю Бог възвыси, а безбожных агарян посрами». Примечательно указание на помощь именно русских чудотворцев в повествовании о первой значительной победе Руси над татаро-монголами.

Наличие стилистических формул, упоминающих Богородицу, указывает на существование ее культа. Начиная с XII века богородичные формулы обнаруживаются в произведениях разных жанров.
Богородица, по свидетельству рассмотренных памятников, помогает отдельным людям и всему народу в преодолении тягот монашеской жизни и в разрешении мирских проблем.