Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Богородичные формулы в древнерусской литературе
Т. А. БОГАТЫРЕВА
В научной литературе неоднократно отмечалось использование древнерусскими книжниками стилистических формул: воинские формулы (А.С. Орлов ), житийные шаблоны (В.О. Ключевский ). Д.С. Лихачев, утверждал, что «эти стилистические трафареты являются проявлениями своеобразного средневекового писательского этикета» и связаны с определенными объектами повествования. Поэтому воинские формулы можно встретить в описании сражений в агиографической литературе, а житийные шаблоны — в эпизодах, повествующих о святых, включенных в воинские повести. Это наблюдение подтверждается формулами, связанными с образом Богородицы, которые используются в произведениях различных жанров.
Наиболее часто появляется формула — молитвами святыя Богородица. Пресвятая Мария предстает в традиционном образе молельницы за всех христиан: именно благодаря Ее заступничеству Бог совершает то или иное благодеяние. С точки зрения христианской традиции, чудо превращения воды в вино (Ин. 2,1-10) Христом по просьбе Марии в Кане Галилейской открыло ряд милостей, из века в век оказываемых по молитвам Богоматери.
Еще одна формула — милость Божия и Пречистый Богородици и ее вариант милостью Божиею и пречистыа его Матери, где существительное милость стоит в творительном падеже, видимо, по аналогии с более распространенным оборотом молитвами святыя Богородица. Семантика слова милость, подразумевающая уже свершившееся благодеяние, ограничивает число возможных употреблений формулы. Например, в воинских повестях этот оборот встречается только в сообщениях о победе, в то время как молитвами святыя Богородица используется в эпизодах до, во время и после сражения. Например, в «Житии Михаила Ярославича Тверского» (XIV в.) рассказывается о выигранном Михаилом сражении с суздальским князем Юрием и его союзником Кавгадыем: «...милостью бо святаго Спаса и пречистыя его Матери и помощию великаго архангела Михаила победи великий князь Михайло...». И в двух эпизодах из «Повести временных лет» (XII в.), о победе русских над половцами: «молитвами святыя Богородица и святых ангел умилосердися Бог и посла ангелы в помощь русьским князем»; «молитвами святыя Богородица и святых ангел, възвратишася русьстии князи въевояси с славою великою». В первом эпизоде действие происходит во время боя, во втором — после него.
По аналогии с этими формулами для описания эпизодов обращения к божественным силам, в том числе к Богородице, чаще всего используется глагол молити и однокоренные к нему помолиться, творить молитвы. В таких фрагментах встречаются и другие слова этой семантической группы: однокоренные помощь, помогать и помощница и их контекстуальные синонимы: возложить надежду, уповать и возложить упование, милость и однокоренное к нему помиловать. Все эти слова различаются смысловыми нюансами, но они объединены общей семой помощи и просьбы о ее получении.
Наиболее часто богородичные формулы встречаются в воинских повестях, соотнося результат сражения с помощью высших сил. Например, в летописной повести о Куликовой битве (XIV в.) в самом начале произведения читаем: «Но хотя человеколюбивый Бог спасти и свободити род христианский молитвами пречистыа его Матере от работы измалтьскиа...». С первых строк повести читатель узнает о походе Мамая на Русь, но благодаря уже приведенному фрагменту понимает, что победа будет за русским воинством.
Узнав о нашествии, Дмитрий Донской идет в соборную церковь Богородицы и обращается с молитвой к Богу и пречистой Его Матери: «Господи,., помилуй ны пресвятыа Матере молитвами, не остави нас, егда унываемь!». Из Коломны князь с войском выходит навстречу татарам, «уповая на милосердие Божие и на пречистую его матерь Богородицю, на приснодевицю Марию, призываа на помощь честный крест». Придя к Дону, князь получает грамоту с благословением от преподобного Сергия Радонежского: «Что бы еси, господине, тако и пошол, а поможет ти Бог и святаа Богородица». Перед битвой русские воины обращаются к небесным силам для укрепления силы духа: «еже к Богу верою въоруживься и креста честнаго силою укрепився, молитвами святыа Богородица оградився, и Богу помолися...». И князь Дмитрий просит Бога о победе именем Его Матери: «Победы дай ми, Господи, на супостаты... на тя уповающи, побежаем, молящеся прилежно к пречистой ти Матери».
После сражения Дмитрий Иванович благодарит пресвятую Марию за победу: «И ты, Богородице, помиловала еси милостию своею нас, грешных раб своих, и всь род христианскый, умолила еси безлетнаго Сына своего». Используемые на протяжении всей повести богородичные формулы композиционно и идейно организуют произведение, акцентируя богоданность победы русского войска. А использование разных стилистических оборотов актуализирует общую для них сему помощи и просьбы о ее получении.
При описании поражения врагов русского войска в воинских повестях использовалась еще одна формула, упоминающая пресвятую Марию, — гонимы гневом Божиим и святей Богородице. А.С. Орлов считал этот шаблон самым стандартным из оборотов, выражающих помощь и заступничество небесных сил в описании сражений. Следует отметить, что эта формула чаще употреблялась с использованием только наименования Бога, эпизодов с Богородицей в литературе XII-XV веков всего три. Первый эпизод встречается в Ипатьевской летописи под 6691 годом, два других находятся в Лаврентьевской летописи под 6693 и 6731 годами. Все три эпизода описывают победы над половцами — извечными врагами русских. «И тако измроша убиваеми гневом Божьим и пречистыя его Матере». Летописец объясняет это тем, что половцы сотворили много зла русской земле, поэтому Бог и Богородица наказали их за «кровь христьяньску».
Такое редкое употребление данной формулы можно объяснить, исходя из представления о Богоматери как о помощнице и защитнице людей, именно поэтому упоминания о ней часто встречаются в описании победы и очень редко в ситуации поражения (даже если это поражение врагов Руси).
Часто используются богородичные формулы и в жанре житий в рассказах о вступлении на игуменство, о борьбе с темными силами, о смерти персонажа. Подобный фрагмент есть в «Житии Феодосия Печерского» (XI в.) в предсмертной молитве святого: «вься святыя призывая на помощь и наипаче же — святую владычицю нашю Богородицю, и тою Господа Бога Спаса нашего Исус Христа моля о стаде своем, и о месте том». А в «Житии Авраамия Смоленского» (XIII в.) такой эпизод появляется в описании назначения Авраамия на игуменство: «Блаженый же радоваашеся и хваляше Бога, таку даровавшаго благодать рабу своему молитвами святыя Богородица». Употребляются рассматриваемые формулы в патериковых повестях и сказаниях об иконах. Например, в Киево-Печерском патерике (XIII в.), в рассказе об основании обители: «И нача Бог умножити черноризцец молитвами пресвятыа Богородица и преподобнаго Антониа» В этом фрагменте автор отмечает заботу Богоматери об увеличении монастырской братии, что указывает на Ее особое расположение к монастырю и его обитателям.
Помощь Бога и Богородицы нужна и для преодоления мирских опасностей. Остафей в сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань (XIII в.) просит небесные силы о поддержке в сложном и опасном путешествии: «Остафей нача молити всемилостиваго Бога и пречистую его Матерь и великаго чюдотворца Николу, чтобы ему по чюдотворьцеву изволению получити желание свое»
Часто использовались устойчивые стилистические обороты в посланиях, особенно в заключительном пожелании всех благ. Например, письмо к великому князю Василию Дмитриевичу (XV в.) чудотворец Кирилл заканчивает обращением к небесным силам: «А милость Божия и Пречистыя Богородицы на тебе, на моем господине, на великом князе Василье, да будет». В послании к князю Юрию Дмитриевичу Кирилл желает князю ниспослания разума посредством милости Богоматери: «А Пречистая Богородица, Владычица наша, помилует тя, и покрыет тя ризою своею честною, и наставит тя в разум истинный, и управит тя во царствии Сына своего...»
Приведенные нами формулы по структуре делятся на две группы. В одних центральной составляющей является наименование Богоматери -молитвами святыя Богородица, в других — Бога и Богородицы — милость Божия и Пречистый Богородици. После основного структурного элемента могут следовать дополнительные компоненты, одинаковые для обеих групп: сила честнаго хреста, святыя ангелы, имя святого или святых, всех святых.
Например, в «Повести временных лет» в благословении Антонием братии: «молитвами святыя Богородица и сущих отец, иже в Святей Горе, да будет с вами». В «Житии Авраамия Смоленского» формула усложняется — к имени святого прибавляется формула всех святых: «молитвами святыя Богородица' и преподобнаго ради Авраамия и всех святых его». Встречается и сужение обобщенного всех святых до русьскых чудотворцев. Такой эпизод есть в «Сказании о Мамаевом побоище» (XV в.), где уже подзаголовок произведения соотносит победу русского войска с молитвенной помощью Богоматери: «Начало повести, како дарова Бог победу государю великому князю Дмитрею Ивановичу за Доном над поганым Мамаем, и молением пречистыа Богородица и русьскых чудотворцев православное христианство русскую землю Бог възвыси, а безбожных агарян посрами». Примечательно указание на помощь именно русских чудотворцев в повествовании о первой значительной победе Руси над татаро-монголами.
Наличие стилистических формул, упоминающих Богородицу, указывает на существование ее культа. Начиная с XII века богородичные формулы обнаруживаются в произведениях разных жанров.
Богородица, по свидетельству рассмотренных памятников, помогает отдельным людям и всему народу в преодолении тягот монашеской жизни и в разрешении мирских проблем.