Метки





История ремесла резьбы
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.

Начало — История ремесла резьбы

Киликиевский крест

Известный Киликиевский крест XV века с позднейшими вставками резной кости, хранящийся в Вологодском музее, также следует считать, видимо, привезенным из Центральной России.
Первоклассные специалисты церковной резьбы работали в Соловецком монастыре. Отсюда происходит один из лучших памятников рельефного древнерусского ваяния — рака 3осимы Соловецкого 1566 года с сюжетными клеймами и крупной высокого рельефа фигурой святого старца.
Резчиками Кирилло-Белозерского монастыря, по-видимому, выполнялись рельефные иконки, складни и кресты, например тонкие по линии кресты XVI века из Гос. Исторического музея и музея города Кириллова. К тому же кругу монастырской резьбы можно отнести календарь-святцы XVII века, выполненный на 12 кипарисовых дощечках с множеством мельчайших фигур (свыше 1000).
Вместе с тем в ((церковной рези» Севера проявились и иные, более народные черты. Массивной, грубоватой пластикой отличаются крашеные сосновые кресты XVI века из музея города Тотьмы. По сторонам традиционного распятия нанесен крупный, свободный геометрический узор, как на позднейших прялках. В Сольвычегодском музее хранится рельефная миниатюра с изображением райского сада, где деревья, птицы, травы выполнены в необычайно узорном,"пряничном" стиле, в технике плоского рельефа, близкого к народным изделиям. В пластике статуи Параскевы Пятницы XVI века и в рельефном изображении Георгия из Вологды, в крупных деревянных иконах из Архангельска XVII века, в ранних распятиях из Перми проявились глубоко традиционные черты, восходящие к древнему идоловаянию.
Ковровой рельефной резьбой украшались «тощие» поставные свечи. В одной из деревянных церквей в Верховажье, по описи 1677—1679 годов, находилось более десятка расписных и резных золоченых свеч. «Тощая» свеча 1664 года из музея города Вологды дает представление о народной интерпретации сложного орнамента, восходящего к традициям деревянной и белокаменной резьбы XI—XIII веков. Невысокий, пластичный узор равномерно и четко расчленен, замкнут, симметричен, но отдельные элементы отличаются живостью и непосредственностью.
Звездообразные розетки, легкие завитки трав, резные цветы, наивные, словно полевые лютики, позже, в XVIII—XIX веках, встречаются в еще более упрощенном виде на прялках и вальках Севера.
Непременной принадлежностью церковного, а иногда и светского интерьера XVII века были богато украшенные киоты.
«Для устюжской таможенной избы к деисусу, — читаем мы в таможенной книге Устюга Великого, — был куплен у устюжанина Алексея Нестерова Поздышина киот резной, кромки дорожчатые и столбики точеные, в середине золочен листовым золотом накрасно и крашен красками». Подобный «киот деревянный, обложен оловом, позолочен» указан в описи одной из церквей Устюга. Наряду с киотами употреблялись деревянные точеные лампады, паникадила, нарядные тябла, украшенные позолоченной скульптурой: «...на тябле 23 херувимов и серафимов деревянных резных золоченых». Подобный киот хранится в музее города Тотьмы. Гос. Исторический музей обладает более ранним образцом XVI века. В музее «Коломенское» наряду с памятниками иконостасной резьбы Севера находится деревянное паникадило из Устюжны конца XVII или начала
XVIII века.
К рельефной резьбе XVII века восходит широко распространенный в позднейших народных изделиях, особенно на территории Северодвинского края, травный узор в виде равномерно расходящихся из центра (чаще всего из вазона) спиральных крутых завитков, выполненных резьбой на проем, а впоследствии пропиловкой. В качестве образца первоначального типа можно назвать резной ажур епископского «места» 1691 года из Спасского собора в Холмогорах. Дальнейшую эволюцию узора можно проследить на примере сольвычегодских «очелий» (наличники) XVIII—первой половины XIX века. Вазон постепенно исчезает. Закругленные «в баранку» завитки становятся все более геометрическими, тесно сжимаются, строятся в равномерные ряды. Подобные орнаменты встречаются в оформлении северодвинских скамей, люлек, швеек. Возможно, что отсюда ведет начало и «пальчатая» резьба района села Черевкова. В ранних образцах «пальчатого» рельефа, датируемого XVIII веком, контуры плавны, заовалены, общий рисунок складывается в очертание пышного дерева с птицами на ветвях. В образцах конца XIX века этот узор расплывается, теряет симметричность, конструктивность, становится случайно текучим, как морозные узоры на стекле. С пальчатой резьбой Севера генетически связана так называемая ворнасковская или абрамцево-кудринская резьба в Подмосковье, возникшая в начале XX века.
В резных светцах и подсвечниках XVII века отразилось пестрое архитектурное узорочье этой эпохи, с ее островерхими шатрами, бочками, дыньками, гребешками, гирьками, шашками, ширинками, балясами, решетчатыми «выдрами», фигурными поясками, ярусными башенками, пузатыми или истонченными колонками и т. д. Преобладали точеные и резные стержни с «яблоками» и блюдом наверху, где помещались рожки для свечей (Вологодский музей). Особенно интересны подсвечники XVII века из района реки Кокшеньги, хранящиеся в Тотемском музее. Один из них оформлен в виде маленькой церковной башни-звонницы с зарешеченными ярусами. Другой, вырезанный из целого куска дерева, имеет вид церковки, перекрытой «крещатой бочкой», словно выложенной узорным лемехом.
Аналой из Тотьмы сделан из толстого, фигурно вытесанного столба, поставленного на крестовине. Кронштейны его вырезаны в виде голов коней, а держатели для свеч представляют собой скульптурные изображения человеческой руки, вынесенные по сторонам верхней площадки, где стоял киот.
Близкие по характеру формы имела и другая церковная мебель XVII века: клиросы, скамьи, полки, свечные лари, украшенные сочной объемной резьбой и плоскостной росписью с пышными цветами и травами, обведенными белым контуром. Эти формы удерживались, видоизменяясь, в народной мебели и в предметах обихода на протяжении XVIII—XIX веков.
Многие мотивы и приемы «церковной рези» нашли отражение в пряничных досках. Известно, что печатные пряники имели самое широкое распространение в древнерусском быту в качестве официальных подношений, праздничных и памятных подарков, детских игрушек.
Пряники различных форм и размеров часто фигурируют среди товаров, поступавших на северные ярмарки, часто их привозили из Вологды вместе с крашениной, луком, чесноком, огурцами, капустой, деревянной и глиняной посудой. Среди жителей Устюга по Сотной книге 1630 года значатся: «вдова Оленка Клементьева, прянишница», «вдова Улитка Тихонова, жена Усольца, прянишница».
Основные типы резных узоров на пряничных досках сложились, очевидно, в XVII веке и сохранились без особых изменений в течение следующего столетия. Особенно характерны большие, размером с поднос, композиции с мотивами двуглавого орла, островерхих хором, разметных трав и замысловатых плодов, среди которых размещаются узорно решенные птицы: попугаи, неясыти, павлины, сирины, обычно расположенные попарно. Иногда их заменяет изображение льва с единорогом. Бордюр заполняется орнаментальной надписью. На досках конца XVIII—XIX века хорошо прослеживается процесс постепенного рассыпания больших композиций. Выделяется один какой-либо элемент: птица, лев. Размеры доски уменьшаются, масштаб мельчает. В XIX веке преобладают «секционные» композиции, разграфленные на множество мелких отдельных клейм упрощенного рисунка.
Однако основу ремесла деревообработки в XVI—XVII веках, как и раньше, составляло плотницкое дело. Немногие уцелевшие шатровые храмы составляют, может быть, главное художественное богатство русского Севера. По ним можно судить и о не дошедших до нас светских постройках, наподобие трехэтажных хором Строгановых в Сольвычегодске, построенных в 1564 году.
Француз Жан Соваж Диеппский, посетивший Русское государство в конце XVI века, отметил мастерство поморских плотников, строивших деревянные укрепления Архангельска: «постройка... . из бревен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но ни один архитектор не сделает лучше».

Продолжение — История ремесла резьбы 6