Метки





Богоявленский храм в Красном

Новые древности

Среди икон Богоявленского храма можно встретить очень характерные, представляющие немалый исторический интерес. Хотя это и не шедевры, но, принадлежа своим эпохам, они многое могут сказать об упованиях, симпатиях и художественных предпочтениях и мастеров, и заказчиков.

Нет никаких сомнений в том, что Богоявленский храм в Красном подвергался разорениям еще до своего закрытия (его просто не могла обойти стороной кампания по изъятию церковных ценностей; надо полагать, что ценностей в храме, прихожане которого занимались ювелирным ремеслом, было более чем достаточно). Но большинство святынь пропало из него именно после закрытия, в 1930-е годы. Возможно, какие-то иконы прихожане унесли домой, скрыв от богоборцев. Так или иначе, следы их теряются.

Сейчас все убранство храма является новосозданным. Тем не менее здесь много старых икон, принесенных людьми после открытия церкви.

Живоносный Источник

Среди старых икон внимание привлекает несколько потемневший от времени образ Божией Матери «Живоносный Источник». Его иконография связана с прославлением источника близ Константинополя, где император Дев I основал монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». На Руси, однако, образ был долго почти не известен. Только во второй половине XVII века, с включением службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в состав русской Цветной Триоди, этот сюжет укоренился в русской иконописи, в особенности широко распространившись к XIX веку (так, в Саровской пустыни почитанием пользовалась икона Божией Матери «Живоносный источник», принесенная ее основателем иеросхимонахом Иеронимом; к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский).

Для русской иконографии характерно изображение Божией Матери восседающей в фиале в виде потира.

Фиал возвышается посреди водоема, из которого люди черпают воду. По сторонам Божией Матери — два ангела. Образ из Богоявленского храма, написанный, очевидно, в XIX веке, полностью соответствует этой распространенной иконографии. Иногда, отметим, вокруг средника иконы помещались еще сюжеты из сказания о ней, составленного Никифором Каллистом (ум. ок. 1350). Клейма сопровождались пояснительными надписями.

Коронование Богоматери

Большой интерес представляет икона, помещенная на южной стене главного храма, которую можно условно назвать «Праздники». Она состоит из шестнадцати клейм и средника, также разделенного на три яруса по три клейма в каждом, при этом клейма верхнего и нижнего ярусов связаны общим сюжетом.

Рассмотрим икону более внимательно. Вот клейма «рамы» (слева направо сверху вниз): «Троица Ветхозаветная», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение Пресвятой Богородицы во храм», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень во Иерусалим», «Уверение Фомы», «Вознесение Господне», «Схождение Святого Духа на апостолов», «Преображение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» и «Покров Пресвятой Богородицы».

В нижней части средника помещено «Распятие с предстоящими», в средней (слева направо): Иоанн Предтеча (иконография «Ангел пустыни»), «Воскресение Христово» и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А вот верхняя часть средника наиболее любопытна. Здесь дан сюжет «Коронование Богоматери», католический по происхождению. На Руси он появился поздно, уже в конце XVII века, — как считается, под воздействием западноевропейских гравюр, — и долгое время оставался «полумаргинальным», вызывая неудовольствие строгих блюстителей догматов. Примерно в это же время утвердился обычай помещать Богоматерь в центре композиции «Схождение Святого Духа на апостолов» (прежде изображались только апостолы), что мы и видим на нашей иконе. Все это, вкупе с довольно архаическим, а местами просто неумелым стилем письма и, однако, явной «насмотренностью» мастера в отношении западноевропейских образцов (гравированных, конечно), позволяет датировать образ первой половиной XVIII столетия и «производить» его из какой-либо провинциальной мастерской.

«Странен бе...»

Заканчивая обзор древностей Богоявленской церкви, следует остановиться даже не перед иконой, а перед картиной, на которой неумелой рукой живописца-самоучки изображен человек в «духовном» платье. Надпись на картине цитирует Евангелие: «Странен бе. Вы приняли Миня» (так в тексте. — Прим. ред.). Предполагается, что здесь изображен св. Иоанн Кронштадтский, пользовавшийся большим почитанием в конце XIX столетия (когда, вероятно, и появился этот своеобразный «портрет» с отсылкой к Евангелию). Впрочем, возможно, здесь дан некий собирательный образ тех, кто, будучи «странен», представляют собой как бы икону Спасителя, и в чьем лице мы, проявляя страннолюбие и гостеприимство, принимаем Самого Господа.

Московская родня.

Как мы уже писали, Богоявленская церковь — единственный шатровый храм на территории Костромской области, хотя шатровых колоколен здесь великое множество (вспомним хотя бы знаменитую колокольню с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», принадлежащую Воскресенской церкви села Молвитина — ныне Сусанина — и сохранившуюся до наших дней).

Многие элементы Богоявленского храма позволяют предположить, что над его возведением трудились приглашенные московские мастера. Храм выстроен, согласно московской традиции, на высоком подклете; основная часть его представляет собой восьмерик на четверике. Восьмерик разделен на три яруса, каждый из которых декорирован закомарами, уменьшающимися от нижнего яруса к верхнему. В основании шатра мы видим треугольные фронтоны с вписанными в них горками кокошников.

Этот прием отсылает нас к центральному шатру московского собора Покрова на Рву. Шатер увенчан маленькой главкой на высоком барабане (при реставрации 1960-х годов И. Ш. Шевелев придал ей шлемовидную форму, предположив, что такой она была изначально; сейчас главка вновь, как на фотографиях конца XIX столетия, — луковичная). Переход от шатра к барабану решен в виде однорядного пояса кокошников.

Еще одного «родственника» красенского храма исследователи обнаруживают в подмосковном селе Остров, где при Иване Грозном была возведена изумительной красоты Преображенская церковь. Декоративный строй Преображенского храма более сложен, однако конструктивно он весьма походит на своего провинциального «брата».

До сих пор не решен вопрос, когда именно появились у Богоявленской церкви приделы, оформленные отдельными алтарными апсидами. В общеупотребительной литературе говорится, что они выстроены в первой половине XVII века. Однако галереи-гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, современны ему, что было доказано зондажными исследованиями И. Ш. Шевелева. Относительно колокольни никаких споров нет: ее строительство относят к последней трети XVII века.