Метки






Встреча с братом


Красноармеец
из фольклора 20 — 80-х годов XX века

Я вот в годы гражданской войны песню слыхал одну, как два брата по-разному воевали: один — у белых, а другой — у красных. Как услышу эту песню — слёзы на глазах: ведь и у нас так было.
Я пошёл в ряды красных, а брат Лукьян дома остался. Говорю ему: «Пойдём, брат, с нами. Зачем тут оставаться?» — «Нет, — говорит, — я тут спасусь. Ты ступай, а я не пойду».
А когда меня проводили, он начал озоровать над моей женой. То одежду выкинет на улицу, то её выгонит — иди, мол, куда хочешь.
Жена пробралась ко мне, и мы вместе с ней на фронт пошли. Первое время была в обозе, потом со мной ездила в разведку. Она, когда Оренбург взяли, от раны померла.
Как-то, это было в восемнадцатом году, около Милиуса, по реке Белой, стояли мы и белые. Утром подъезжаю с патрулём ближе к берегу, гляжу — на другой стороне мой брат стоит. Говорю товарищам: «Это брат мой!» А они: «Ошибся, должно быть, зачем он пойдёт к белым!»
Когда ещё ближе подошёл к реке, я и закричал: «Лукьян, ты?» Он повернулся ко мне лицом и говорит: «Ты что кричишь мне?» Я у него спрашиваю: «Ты давно из дома?» — «Неделю, — отвечает, — как из дома». Я теперь и говорю: «Чем отсюда нам кричать, переезжай сюда, к нам (у них лодка была)».
Он винтовку берёт и садится в лодку. «Зачем винтовка тебе? Ведь не драться будем».
Он винтовку тогда отдал и сел в лодку.
Как стал подъезжать к нашему берегу, я слез с коня и спустился к нему на берег, стал лодку на берег вытаскивать, а он, сволочь, в меня из нагана выстрелил. Хотел в висок попасть, а попал в затылок. Я тогда выхватил шашку и зарубил его. Тут беляки огонь открыли по мне. Ещё раз меня ранили. И начался бой. Крепко белякам всыпали наши. Только я вскоре память потерял, весь бой не помню, меня увезли в больницу.


 





Оставить комментарий