Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
1. Да ли стой, стой, стой, ряби/е/на,
Да стой/а/, куд/ы/рява,
Да сто/во/й, стой во по/ё-ва/ле
Да не ша/я/тай.
2. Да ли ты, ой, ты живи-ка,
Да жи... ой, живи в до/ё/ме,
Да ли жи... ой, живи в до/ё/ме
Да не с/ы/ку/ю/чай.
3. Да ли я сама сгу/ю/била
Да, ой, дозволя/я/ла,
Да ли да, ой, дозволя/е/ла:
— Да мил, мил, женись*.
4. Да ли ты, ой, ты женис/и/-ка,
Да мой да разлюбезный*,
Да же... ой, женись, милый*, дорогой,
Да до/я/рогой.
5. Да ли ты, ой, ты сосватаешь
Да невесту* да ко мне,
Да весточку/ю/ ко мне пош/и/ли,
Да весточ/и/ку.
6. Да ли ко... ои, ко мне вес/ы/ку
Да про невесту да про...
Да про женитьбу* да* про... про свою,
Да про/я/ свою.
* Произносили: „жанись", „разлюбезнай", „милай", „нявесту", „жанитьбу", „ды".
Да ли стой, стой, рябина. — Записана в г. Улан-Удэ Бурятия от хора семейских Забайкалья. Запись и нотация Г. Даренских. Это характерный образец многоголосного распева «проголосной» песни семейских Забайкалья. В нём проявляется специфическое для вокального искусства семейских казаков последовательное включение в распев подголосков, имеющих функциональную закреплённость. В четырёхголосном изложении эта закреплённость наблюдается в порядке вступления голосов: зачин (средний голос), захват (первый верхний подголосок), подхват (низкий подголосок), второй верхний подголосок. Но в рассматриваемой песне порядок вступления голосов несколько иной. Есть отличие и в принятом у семейских обозначении функций голосов: зачин — нижний голос (третий альт), разделка (второй альт), захват (первый альт), вынос (подхват) — верхний подголосок, сопрано.
Исполнение подобной партитуры, умение певцов выждать время своего вступления требуют большого мастерства, так как должно быть осуществлено постепенное звуковое насыщение распева вступающими всё новыми и новыми подголосками. Последние вносят в партитуру яркие тембровые краски.
Завершающим «штрихом» должен стать плотный октавный унисон всех голосов.
Благодаря лежащей в основе вариантной однорегистровой гетерофонии, а также частому последованию параллельных квинт, диссонирующих созвучий, ладовой перекраске ступеней создаются определённые трудности в интонировании мелодических линий хоровых голосов и в создании уравновешенного ансамбля. Отметим также специфическое для песен данной традиции обильное распевание дополнительных слогов, вставных междометий, имеющее чисто музыкальное обоснование и воспринимаемое как органическая особенность многоголосного целого. Отсюда необходимость наиболее отчётливого произношения асемантических слов, по сравнению с дополнительно распеваемыми гласными.
причем здесь все подголоски и прочая мура... Главное в этой песне это гармония! Какие восхитительные аккорды! Какие напрочь крышесносящие диссонирующие звуки возникающие при хроматическом движении вниз одного из голосов! Эта одна из самых магических и ведических песен которые я слышал!