Метки






Да ли стой, стой, рябина


фольклорная песня Да ли стой, стой, рябина

1. Да ли стой, стой, стой, ряби/е/на,
Да стой/а/, куд/ы/рява,
Да сто/во/й, стой во по/ё-ва/ле
Да не ша/я/тай.

2. Да ли ты, ой, ты живи-ка,
Да жи... ой, живи в до/ё/ме,
Да ли жи... ой, живи в до/ё/ме
Да не с/ы/ку/ю/чай.

3. Да ли я сама сгу/ю/била
Да, ой, дозволя/я/ла,
Да ли да, ой, дозволя/е/ла:
— Да мил, мил, женись*.

4. Да ли ты, ой, ты женис/и/-ка,
Да мой да разлюбезный*,
Да же... ой, женись, милый*, дорогой,
Да до/я/рогой.

5. Да ли ты, ой, ты сосватаешь
Да невесту* да ко мне,
Да весточку/ю/ ко мне пош/и/ли,
Да весточ/и/ку.

6. Да ли ко... ои, ко мне вес/ы/ку
Да про невесту да про...
Да про женитьбу* да* про... про свою,
Да про/я/ свою.

* Произносили: „жанись", „разлюбезнай", „милай", „нявесту", „жанитьбу", „ды".

Да ли стой, стой, рябина

музыкальная нотация к песне Да ли стой, стой, рябина

Да ли стой, стой, рябина. — Записана в г. Улан-Удэ Бурятия от хора семейских Забайкалья. Запись и нотация Г. Даренских. Это характерный образец многоголосного распева «проголосной» песни семейских Забайкалья. В нём проявляется специфическое для вокального искусства семейских казаков последовательное включение в распев подголосков, имеющих функциональную закреплённость. В четырёхголосном изложении эта закреплённость наблюдается в порядке вступления голосов: зачин (средний голос), захват (первый верхний подголосок), подхват (низкий подголосок), второй верхний подголосок. Но в рассматриваемой песне порядок вступления голосов несколько иной. Есть отличие и в принятом у семейских обозначении функций голосов: зачин — нижний голос (третий альт), разделка (второй альт), захват (первый альт), вынос (подхват) — верхний подголосок, сопрано.
Исполнение подобной партитуры, умение певцов выждать время своего вступления требуют большого мастерства, так как должно быть осуществлено постепенное звуковое насыщение распева вступающими всё новыми и новыми подголосками. Последние вносят в партитуру яркие тембровые краски.
Завершающим «штрихом» должен стать плотный октавный унисон всех голосов.
Благодаря лежащей в основе вариантной однорегистровой гетерофонии, а также частому последованию параллельных квинт, диссонирующих созвучий, ладовой перекраске ступеней создаются определённые трудности в интонировании мелодических линий хоровых голосов и в создании уравновешенного ансамбля. Отметим также специфическое для песен данной традиции обильное распевание дополнительных слогов, вставных междометий, имеющее чисто музыкальное обоснование и воспринимаемое как органическая особенность многоголосного целого. Отсюда необходимость наиболее отчётливого произношения асемантических слов, по сравнению с дополнительно распеваемыми гласными.


 




Один комментарий к “Да ли стой, стой, рябина”

  1. леопард пишет:

    причем здесь все подголоски и прочая мура... Главное в этой песне это гармония! Какие восхитительные аккорды! Какие напрочь крышесносящие диссонирующие звуки возникающие при хроматическом движении вниз одного из голосов! Эта одна из самых магических и ведических песен которые я слышал!



Оставить комментарий