Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
1. Э, эх, да не за ре/а-е/чкой, э, ох, речкою,
За не Вол... Волгою,
Ох, за не Волгою.
2. Э, эх, да за друго/а-е-а-э-е/... речкой, речкою
С Пе... с Перебра/э-о-е-о-о/н/ы/кою,
Ох, с Перебранкою.
3. Ох, да не ковы/е-е/ль-трав/ы/ка
Во... во поле ну шата/е-во-во-во/... шата...
Во, зашатал/ы/ся.
4. И вот да я не са/а-е-а/м туда*, е, зашёл,
Во, не своей охо/э-во-е/... хотою,
Ох, не охотою.
5. Эх, да завела меня /э-во-е-во/, младца,
Эх, нужда кро... /э-во-е/ кро... кровная,
Ох, нужда кровная.
6. Эх, да завела меня /э-во-е-а/, младца,
Эх, да служба ца... /а-е-а-е/ царская,
Ох, государская.
* Пели: „туды".
Лирическая песня «Эх, да не за речкою». — Записана в Курской области. Запись и нотация Н. Савельевой. Певицы называли песню «тягальной». Ею провожали солдат в рекруты.
Сюжет песни распространён по всей России. По музыкальному воплощению это уникальный образец южной традиции. Сочетание черт курской и казачьей лирики проявляется в ритмической изощрённости и широте слоговых распевов, в обилии распеваемых последовательно гласных и большой протяжённости мелостроф.
Серьёзные задачи перед исполнителями ставят не только эти, но и другие композиционные закономерности. Среди них — разночтения текста в хоровых партиях, непрерывное варьирование напева, троекратная смена ладовых опор, сложность разнообразных мелизматических групп значительной протяжённости, активная, но подчас внутренне затаённая ритмическая пульсация.
Возможность включения этой песни в репертуар хора определяется как его художественно-исполнительским уровнем, так и подбором голосов. Требуется свободное владение плотной грудной манерой пения, необходимы и гибкие голоса, например, для исполнения вышеохарактеризованных мелизматических групп.