Метки






Во кадрили мы попляшем. Частушки


Северная деревня Вожгора - Владимир Московских

Частушки. Архангельская обл.

1. А во кадрили мы попляшем,
Во кадрили мы споем, да,
Мы не в городе родились
Во деревенке живем.

2. Наша Вожгора стоет
На высоком месте,
Девки песню запоют —
Слышно верст за двести.

3. Ой, вожгороцки, да,
Как горошенки, да,
Ницего, цто они маленьки —
Хорошеньки.

4. Не отдавай, мама, в деревню
На дрова, сено возить,
Отдай, мама, в Лешуконско
Буду барыней ходить.

5. Дайте прялку, дайте лен,
Дайте сорок веретён,
Буду прясть-попрядывать
На милого взглядывать.

6. А мама била ложкою, да,
Не гуляй с Олешкою,
У Алешки острый глаз,
Он обманет сорок раз.

7. А я не знаю дорогой,
Что ты в девке выбирал.
Красоту или характер
Или сорок одеял.

8. А ты подружка, как картинка,
Больно наряжаешьсе,
Не умеешь щи варить,
Замуж собираешьсе.

Во кадрили мы попляшем
Во кадрили мы попляшем

--------------------------------------

Устюжанские частушки (под язык)
Архангельская обл.

1. Вот влюбилась, вот влюбилась,
Вот влюбилась горяцё.
Любила мальцика с баянциком
Ремень церез плецё.

2. За рекою, за рекою,
За рекою соловей.
Сколько песен вместе спето,
А теперь хоть слёзы лей.

3. Хорошо гармонь играет,
Не играет, а поет.
Всё подружку зазывает,
А меня не позовет.

4. Солнце утрецком восходит,
А заходит к вецеру.
Милый к вечеру приходит,
А уходит поутру.

5. Я хожу и удивляюсь,
Отцего же, отцего,
Твой миленок симпотицный,
Симпотицней моего.

6. Я к милому выбегала,
Припадала на плецё,
Я милого целовала,
Сердцу было горяцё.

7. Не зови рукою правой,
Я не выйду на крыльце.
На твоей руке на правой
Обручальное кольцо.

Вот влюбилась, вот влюбилась
Вот влюбилась, вот влюбилась

-----------------------------

Северорусская певческая традиция отличается «окающим» говорком, сдержанностью исполнения, его внутренним эмоциональным наполнением. Жизнь в трудных климатических условиях наложила отпечаток на характер северян и их песни: они такие же строгие, подчас даже суровые, волевые и очень мелодичные, подвижные в вокальном рисунке.

Основные признаки говора можно свести к следующим особенностям:
1) Стойкое О вместо А, Ы; Ё вместо Е (зоря, доброй, невеста).
2) Смягчение согласной Ч на Ц или Т (вцера, тяйник).
3) Изменение окончаний СЯ на СЕ (распоёмсе).
4) Иногда гласная А заменяется на Э; Е на И и Я; А, Я, И на Е (солдэткэ, обычей, сегодни).
5) Продолжительнее, как бы «врастяжку» выпеваются ударные гласные и, наоборот, сокращаются безударные (быват, знат).
6) Характерные глагольные окончания (типа: рассыпалСИ).

В целом речь очень напевная, выразительная, с вопросительной интонацией в конце предложения. Необыкновенно красиво звучат северные голоса в головном регистре: очень чисто, прозрачно, светло и вместе с тем интонационно остро. Мелодическое развитие северных песен изобилует форшлагами, мордентами, глиссандо и другими вокальными «украшениями», придающими пению удивительное изящество, утонченную красоту. Использование высокой тесситуры, головного регистра наводит певиц на инструментальный характер (тип) интонирования. Глубина и сосредоточенность, упругое (пульсирующее) и непрерывное (на спорадическом дыхании) развитие мелодии, ее внутреннее напряжение при внешней сдержанности, сообщающее песне огромную энергийную силу, являются отличительными чертами северного вокального стиля.


 





Оставить комментарий