

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


Самым веселым, разгульным народным праздником с незапамятных пор на Руси слыла Масленица, совпадающая с так называемой сырной неделей или мясопустом (в нынешнем году — с 26 февраля по 5 марта) православного месяцеслова. В эту неделю едят скоромное, но без мясного.
Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной. А люд деревенский радуется да чествует госпожу Масленицу, широкую, веселую да затейливую, справляемую за семь недель до Пасхи. В народе говорят вместо «широко живешь» — «масляно ешь», а о веселой да привольной жизни отзываются: «Не житье, а Масленица». И еще: «О масляной — неделю пируешь, семь опохмеляешься». Вот какими многозначительными поговорками-прибаутками величает деревенская-посельская Русь Масленицу. Она остается одним из любимейших праздников русского народа, удалому размаху которого открывается простор в живучих обрядах и обычаях, связанных с этой беспутной — «соромной», по словам старых людей, неделей.
Не так смотрят на эту веселуху-забавницу девушки красные с парнями молодыми. Не видят ни те, ни другие в ней ровно никакого «сорома».
Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы становится все ощутимее: стоят оттепели, с крыш течет капель, день подрастает все заметнее. Во мраке веков этот праздник и возник в виде тризны по умершей зиме-стуже и радостных игрищ в ознаменование возрождения светлого божества плодородия земли — весёлой раскрасавицы Лады. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла-ехала на поиски дремавшего где-нибудь в глубоких снегах своего возлюбленного Леля (божество, связанное благотворной для земли деятельностью с месяцем маем). Богатое воображение народа окружало красавицу Ладу веселыми и добрыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения. Шли за веками века, и мало-помалу красавица-богиня, вестница весны и любви Лада превратилась в Масленицу.
Языческая тризна по ненавистной зиме-Моране была вместе с тем и тризной по всем «прежде почившим». Масленая неделя связана и теперь, до некоторой степени, с поминовением родителей, что особенно ярко выражается в обычае печь в это время блины, являющиеся необходимой принадлежностью поминок. «Первая оттепель — вздохнули родители», — говаривал народ и готовился к встрече Лады — Масленицы. С приготовлением блинов на Масленицу связаны не изгладившиеся из памяти народной поверья.
Так, в некоторых местностях первый испеченный масленичный блин распологают на слуховое окно — «для родителей». Старые люди так и приговаривают, соблюдая обычай: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок».
В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Начинали-починали ее ребята. С первым проблеском зорьки в понедельник высыпали они толпой строить снежные горы. Краснее всех из них говоривший заранее выучивал со слов старой бабки «причет к широкой боярыне»: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться.
К концу причета блины начинали плясать в горшке с опа рой, просясь на сковороды, а там и к православным в рот.
«Приехала Масленица, приехала!» — кричали ребята, разбегаясь по домам. Ели блины вволю. А потом — с песнями, пляской — носили и возили по улицам дерево, причудливо изукрашенное бубенцами, колокольчиками да яркими лоскутьями. После этого возили Масленицу, почему-то из красавицы-богини превратившуюся в наряженного бабой мужика, увешанного березовыми вениками и с балалайкой в руке. Снаряжался целый поезд. Впереди него мчались расписные сани (а в иных местах лодка на полозьях), запряженные «гусем» в 10-20 лошадей: на каждой лошади сидело по вершнику с метлой в руках. Мужик-масленица кроме балалайки держал время от времени штоф с «государевым вином», прикладываясь то к нему, то к бочонку с пивом, стоявшему подле «блинного короба». За первыми санями следовала вереница других, переполненных нарядными парнями, девицами и ребятами. Стоявший повсюду звон бубенчиков и погремушек смешивался с весёлым бренчанием балалаек и разноголосыми песнями. Из всех домов высыпал народ, бежавший следом за веселым поездом. Передние сани назывались «кораблем», поэтому в некоторых местностях изукрашивались воткнутыми метками мачты с парусами.
Встреча — в понедельник. Вторник звался заигрышами, в этот день начинали собираться масленичные игрища. Улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, в изобилии чествуемых за свою потеху веселую блинами маслеными со всяким припеком, пивом да брагой. Недаром сложилось присловье старое: «Масленица-блинница — скоморошья радельница!» За скоморошьей потехой выходила утеха гуслярная в образе старцев-гусляров, сказителей и песноладцев. Устраивались-становились качели — «девичья потеха», воздвигались снежные городки. Эти городки олицетворяли собой приют чудища-зимы и в субботу на масленой неделе разбивались, для чего играющие разделялись на две партии — осаждаемых и осаждающих — и вели войну, кончавшуюся разгромом городка.
Наставала масленая середа. В этот день люд честной после разудалых заигрышей начинал вовсю лакомиться масленичными яствами: оттого-то и звалась эта середа лакомкой. В четверг повсеместно «запивались блины» — шел самый широкий разгул, откуда и названия этого дня «разгуляй-четверток» или «широкий четверг». Пятница слыла, да и теперь слывет под именем «тещин вечерок»: в этот день полагается зятьям навещать тещ. Суббота называется «золовкины посиделки» (невестки зовут к себе в гости золовок). Эти два дня посвящены в народе походам по родственникам. Воскресенье, последний день Масленицы, носит несколько имен: проводы, прощание, целовник и прощеный день; в этот день в обычае было ездить отдаривать кума с кумой.
Целую неделю пела-плясала,, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но, «не всё же коту масленица»: восьмой день — это проводы. На проводах сжигалась зима-Морана. За околицы деревень и сел, за городские заставы вывозили-выносили безобразное чучело чудища, и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи, делавших на месте казни поминальное чучело. Были местности, где сжигалось не чучело, а расписанное изображениями «темной силы» колесо; в иных ставили при дороге шесты с навязанными на них пучками соломы и поджигали. Предавалась пламени и ледяная гора, заваленная хворостом и соломой.
Справив все эти предписанные суеверной стариной обряды, народ расходился по домам. Здесь начиналось «прощание». Просили прощения и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые и все первые встречные. Прощеное воскресенье (а в этот день и заговенье на Великий Пост) соединяло в себе еще и поминки по родителям.
Празднование Масленицы, ведущей за собой Великий Пост, не ограничивалось й старину только этим. К разгульному гулянью присоединялись, ходили рука за руку с ними и дела милосердия. Например, устраивалось на Масленицу кормление нищих и убогих.
...А сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинается семинедельный период строгости, святости, воздержания — Великий Пост.
В первый день Великого Поста на Руси затихали последние отголоски широкого русско-народного праздника. Затихали, но не совсем. «Широка река Масляна — затопила и Великий Пост» — так говорили в народе об опохмеляющихся в чистый понедельник гуляках, словно в оправдание запаздывающих весельчаков, доедающих в первый постный день оставшийся «кусок» и «полощущих рот» недопитым вином. Но и справившие «прощание-воскресение» по всем заветам христолюбивых праотцов доедают в это время блины — постные, с конопляным либо с маслом подсолнечным. Это называется справлять «тужилку по честной госпоже Масленице».
Народные приметы устами старых, знающих людей гласят, что если в воскресенье перед масленой неделей будет ненастье, то надо летом ждать большого урожая грибов. «Какой день на масленой неделе ясный и теплый, в тот сей (по весне) и пшеницу». Это советует деревенский опыт, не изменяющий своим обязанностям даже во время широкой, веселой, семь дней потешающейся Масленицы.
5 комментариев к “Здравствуй, Честная Масленица!”
Оставить комментарий

скажите а нашей молодежи вообще нужны народные праздники?? нужно ли их возрождать?
Такие праздники помогают глубже осмыслить историю, быт и национальный характер русского человека. Выражается представление народа о обществе, раскрывает его социальные и бытовые взгляды.
Необходимо помнить, что такие праздники не всегда созвучные нашему времени. Это нужно понять и осмыслить.
Их нужно возрождать независимо от того, нужны они нашей молодежи или нет. Это наша история. А приобщать нужно с детсадовского возраста, маленькие дети охотно в это играют.
Это вне всяких сомнений!
А не мы ли виноваты в том что нашу молодежь ни чего не интересует?