Метки






Здравствуй, Честная Масленица!


Масленица

Самым веселым, разгульным народным праздником с незапа­мятных пор на Руси слыла Масленица, сов­падающая с так назы­ваемой сырной неде­лей или мясопустом (в нынешнем году — с 26 фев­раля по 5 марта) православ­ного месяцеслова. В эту неде­лю едят скоромное, но без мясного.
Сама природа к этому вре­мени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной. А люд деревен­ский радуется да чествует госпо­жу Масленицу, широкую, весе­лую да затейливую, справляе­мую за семь недель до Пасхи. В народе говорят вместо «ши­роко живешь» — «масляно ешь», а о веселой да привольной жиз­ни отзываются: «Не житье, а Масленица». И еще: «О масля­ной — неделю пируешь, семь опохмеляешься». Вот какими многозначительными поговорка­ми-прибаутками величает деревенская-посельская Русь Масленицу. Она остается одним из лю­бимейших праздников русского народа, удалому размаху кото­рого открывается простор в жи­вучих обрядах и обычаях, свя­занных с этой беспутной — «соромной», по словам старых людей, неделей.
Не так смотрят на эту ве­селуху-забавницу девушки крас­ные с парнями молодыми. Не видят ни те, ни другие в ней ровно никакого «сорома».
Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда побе­да животворящих сил природы становится все ощутимее: стоят оттепели, с крыш течет капель, день подрастает все заметнее. Во мраке веков этот праздник и возник в виде тризны по умершей зиме-стуже и радост­ных игрищ в ознаменование воз­рождения светлого божества плодородия земли — весёлой раскрасавицы Лады. И шла краса­вица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла-ехала на поиски дремавшего где-нибудь в глубоких снегах своего воз­любленного Леля (божество, связанное благотворной для зем­ли деятельностью с месяцем ма­ем). Богатое воображение на­рода окружало красавицу Ладу веселыми и добрыми спутника­ми полубожественного, полу­смертного происхождения. Шли за веками века, и мало-помалу красавица-богиня, вестница вес­ны и любви Лада преврати­лась в Масленицу.
Языческая тризна по нена­вистной зиме-Моране была вме­сте с тем и тризной по всем «прежде почившим». Масленая неделя связана и теперь, до некоторой степени, с помино­вением родителей, что особенно ярко выражается в обычае печь в это время блины, являющие­ся необходимой принадлежно­стью поминок. «Первая отте­пель — вздохнули родители», — говаривал народ и готовился к встрече Лады — Масленицы. С приготовлением блинов на Масленицу связаны не изгладив­шиеся из памяти народной по­верья.
Так, в некоторых местностях первый испеченный масленичный блин распологают на слуховое окно — «для родителей». Ста­рые люди так и приговаривают, соблюдая обычай: «Честные на­ши родители! Вот для вашей душки блинок».
В старые годы встреча Мас­леницы совершалась торжествен­но. Начинали-починали ее ребя­та. С первым проблеском зорь­ки в понедельник высыпали они толпой строить снежные горы. Краснее всех из них говорив­ший заранее выучивал со слов старой бабки «причет к широ­кой боярыне»: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточ­ки, бумажное твое тельце, са­харные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах пока­таться, в блинах поваляться, сердцем потешаться.
К концу причета блины начи­нали плясать в горшке с опа рой, просясь на сковороды, а там и к православным в рот.
«Приехала Масленица, приехала!» — кричали ребята, раз­бегаясь по домам. Ели блины вволю. А потом — с песнями, пляской — носили и возили по улицам дерево, причудливо изукрашенное бубенцами, коло­кольчиками да яркими лоскутьями. После этого возили Масле­ницу, почему-то из красавицы-богини превратившуюся в наря­женного бабой мужика, увешан­ного березовыми вениками и с балалайкой в руке. Снаряжал­ся целый поезд. Впереди него мчались расписные сани (а в иных местах лодка на поло­зьях), запряженные «гусем» в 10-20 лошадей: на каждой ло­шади сидело по вершнику с мет­лой в руках. Мужик-масленица кроме балалайки держал время от времени штоф с «государе­вым вином», прикладываясь то к нему, то к бочонку с пивом, стоявшему подле «блинного короба». За первыми санями сле­довала вереница других, перепол­ненных нарядными парнями, девицами и ребятами. Стоявший повсюду звон бубенчиков и погремушек смешивался с весёлым бренчанием балалаек и разноголосыми песнями. Из всех домов высыпал народ, бежавший следом за веселым поездом. Передние сани назывались «кораблем», поэтому в некоторых местностях изукрашивались воткнутыми метками мачты с парусами.
Встреча — в понедельник. Вторник звался заигрышами, в этот день начинали собираться масленичные игрища. Улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, в изобилии чествуемых за свою потеху веселую блинами маслеными со всяким припеком, пивом да брагой. Недаром сложилось присловье старое: «Масленица-блинница — скоморошья радельница!» За скоморошьей потехой выходила утеха гуслярная в образе старцев-гусляров, сказителей и песноладцев. Устраивались-становились качели — «девичья потеха», воздвигались снежные городки. Эти городки олицетворяли собой приют чудища-зимы и в субботу на масленой неделе разбивались, для чего играющие разделялись на две партии — осаждаемых и осаждающих — и вели войну, кончавшуюся разгромом городка.
Наставала масленая середа. В этот день люд честной после разудалых заигрышей начинал вовсю лакомиться масленичными яствами: оттого-то и звалась эта середа лакомкой. В четверг повсеместно «запивались блины» — шел самый широкий разгул, откуда и названия этого дня «разгуляй-четверток» или «широкий четверг». Пятница слыла, да и теперь слывет под именем «тещин вечерок»: в этот день полагается зятьям навещать тещ. Суббота называется «золовкины посиделки» (невестки зовут к себе в гости золовок). Эти два дня посвящены в народе походам по родственникам. Воскресенье, последний день Масленицы, носит несколько имен: проводы, прощание, целовник и прощеный день; в этот день в обычае было ездить отдаривать кума с кумой.
Целую неделю пела-плясала,, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но, «не всё же коту масленица»: восьмой день — это проводы. На проводах сжигалась зима-Морана. За околицы деревень и сел, за городские заставы вывозили-выносили безобразное чучело чудища, и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи, делавших на месте казни поминальное чучело. Были местности, где сжигалось не чучело, а расписанное изображениями «темной силы» колесо; в иных ставили при дороге шесты с навязанными на них пучками соломы и поджигали. Предавалась пламени и ледяная гора, заваленная хворостом и соломой.
Справив все эти предписанные суеверной стариной обряды, народ расходился по домам. Здесь начиналось «прощание». Просили прощения и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые и все первые встречные. Прощеное воскресенье (а в этот день и заговенье на Великий Пост) соединяло в себе еще и поминки по родителям.
Празднование Масленицы, ведущей за собой Великий Пост, не ограничивалось й старину только этим. К разгульному гулянью присоединялись, ходили рука за руку с ними и дела милосердия. Например, устраивалось на Масленицу кормление нищих и убогих.
...А сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинается семинедельный период строгости, святости, воздержания — Великий Пост.
В первый день Великого Поста на Руси затихали последние отголоски широкого русско-народного праздника. Затихали, но не совсем. «Широка река Масляна — затопила и Великий Пост» — так говорили в народе об опохмеляющихся в чистый понедельник гуляках, словно в оправдание запаздывающих весельчаков, доедающих в первый постный день оставшийся «кусок» и «полощущих рот» недопитым вином. Но и справившие «прощание-воскресение» по всем заветам христолюбивых праотцов доедают в это время блины — постные, с конопляным либо с маслом подсолнечным. Это называется справлять «тужилку по честной госпоже Масленице».
Народные приметы устами старых, знающих людей гласят, что если в воскресенье перед масленой неделей будет ненастье, то надо летом ждать большого урожая грибов. «Какой день на масленой неделе ясный и теплый, в тот сей (по весне) и пшеницу». Это советует деревенский опыт, не изменяющий своим обязанностям даже во время широкой, веселой, семь дней потешающейся Масленицы.


 




5 комментариев к “Здравствуй, Честная Масленица!”

  1. кристина пишет:

    скажите а нашей молодежи вообще нужны народные праздники?? нужно ли их возрождать?


  2. Михаил пишет:

    Такие праздники помогают глубже осмыслить историю, быт и национальный характер русского человека. Выражается представление народа о обществе, раскрывает его социальные и бытовые взгляды.

    Необходимо помнить, что такие праздники не всегда созвучные нашему времени. Это нужно понять и осмыслить.


  3. аня пишет:

    Их нужно возрождать независимо от того, нужны они нашей молодежи или нет. Это наша история. А приобщать нужно с детсадовского возраста, маленькие дети охотно в это играют.


  4. ineeddrivers пишет:

    Это вне всяких сомнений!


  5. Анастасия пишет:

    А не мы ли виноваты в том что нашу молодежь ни чего не интересует?



Оставить комментарий