Метки






Особенности песенного фольклора Алтая


При выделении стилистических, жанровых, мелодических и поэтических особенностей песенного фольклора русских сельских жителей Алтайского края (в том числе и ассимилировавшихся украинских переселенцев) необходимо учитывать исторические события и условия колонизации Алтая выходцами из России и Малороссии.
В краеведческой литературе эти процессы освещались неоднократно. Остановимся на некоторых характерных чертах освоения территории Алтая русскими крестьянами. Первопроходцами принято считать казаков, совершавших походы на Алтай из Кузнецкой крепости, начиная со II четверти XVII века. К числу первопоселенцев принято относить старообрядцев, приходивших в таежные и предгорные районы Алтая с севера Сибири. В большинстве — это носители севернорусской культурной традиции.

Основание ими первых русских деревень можно датировать, опираясь на сведения устной истории: концом XVII — началом XVIII вв. В это же время на территории Алтая появляются и казачьи поселения, в основном воинского типа — форпосты, маяки, крепости. Казаки Сибири — выходцы из южнорусских районов России, носители южнорусской традиции и диалектов.
Наиболее активно Алтай осваивается в связи с организацией горнозаводского производства. Переселявшиеся в XVIII веке на просторы края крестьяне представляли в большинстве севернорусскую традицию. Исключение составляли сосланные на Алтай в 60-е гг. XVIII в. старообрядцы — «поляки», наиболее ярко представлявшие южнорусский тип культуры. Все же необходимо констатировать, что основа культуры и языка первопоселенцев XVIIIв. — севернорусская этнокультурная традиция.

В общих чертах отметим, что период конца XVIII — первой половины XIX веков ознаменовался приходом на Алтай крестьян из Центральной России. Ими и заканчивается формирование старожильческого населения, которое в народе называют «сибиряки».
После отмены крепостного права, в 60-е годы XIX века, на Алтай хлынула волна переселенцев теперь уже из южнорусских районов, Украины, отчасти и Белоруссии, а к концу XIX в. — началу ХХв. — Поволжья. Их называли новосёлами, но более распространенными народными названиями стали «рассейские» и, соответственно, «хохлы».

Этнографическая, сословная, религиозная неоднородность сельского населения Алтая, его окраинное положение послужили причиной локальной замкнутости этнокультурных групп русского населения края, особенно в среде «сибиряков-старожилов».
Этим и объясняется многообразие и богатство бытующих на Алтае форм русской традиционной культуры. Музыкально-песенные фольклорные истоки во многом сохранены русским населением, особенно старообрядцами и поздними переселенцами центральных и южнорусских губерний. Фольклор же казаков, сибиряков-старожилов приобрел здесь характерные самобытные черты — «осибирился». К середине XX века процесс «осибиривания» коснулся и многих других этнографических групп. К сожалению, в наши дни фольклорное исполнительство становится все большей редкостью. По материалам наших экспедиций (1996—1998гг.) можно сделать вывод: омоложение исполнителей приводит к утрате наиболее архаичных произведений или замещение их (вытеснение) городскими романсами, «жалостными песнями».

Чрезвычайная пестрота (в музыкально-стилевом отношении) народно-песенной культуры Алтая позволяет сделать вывод о том, что различия исторических условий, предпосылок и конкретных обстоятельств возникновения местных певческих традиций приводили на каждом из отмеченных выше этапах к изменениям в содержании фольклора и к различным результатам.
Для выяснения общих и частных закономерностей развития жанрово-специфических сторон и музыкально-поэтического языка сибирского фольклора чаще всего обращаются к лирическим песням, поскольку именно лирические песни оказываются (при общей консервативности традиций) наиболее «открытым», подвижным жанром.

«Отсутствие обязательной прикрепленности лирических песен к определенному обрядовому или бытовому моменту, возможность выбора самой песни, средств и характера исполнения применительно к случаю, необъятный диапазон поэтических образов и настроений, высокая степень эстетической значимости — все это правомерно ставит лирическую песню в центр народной музыкальной культуры, придает ей значение одной из доминант художественной жизни русского человека во всех социальных группах общества». (Лирические песни томского Приобья. Сост. А.Мехнецов. — Л: Сов.композитор, 1986).

Изменения, происходящие с песнями различных исходных культур в Сибири, можно считать выявлением принципов музыкально-поэтического языка, отражающих то общее, что объединяло разнородные песенные традиции. Особенно это касается лирических песен, определявших главное содержание музыкального быта малодворных деревень, поскольку ограниченный круг исполнителей и локальная замкнутость этнографических групп не способствовали поддержанию музыкальной жизни деревни (в их полном, развернутом в жанровом отношении виде). Заметное место в репертуаре занимали песни о женской доле, о разлуке, любовного содержания — типичные сюжеты русской песенной лирики.

Вышесказанное объясняет отсутствие или значительную утрату календарно-праздничной музыкальной культуры сибиряков-старожилов, напротив, прекрасно представленную в среде поздних украинских переселенцев. Особенно это касается зимнего цикла празднично-обрядового обхода дворов с колядками, щедровками, маланками и посевальными. В редких районах Алтая можно услышать воспоминания о ряжении «шуликиными» (предгорные районы края).
Как отмечают исследователи, выработка в музыкальной практике сибирской деревни единых эстетических критериев, единых исполнительских принципов — одна из общих закономерностей развития, ведущего к формированию моностилевой культуры русско-сибирского склада (А.Мехнецов).

Выявленные закономерности развития лирических песен «осибиренного» русского музыкального фольклора можно перенести и на другие жанры, бытовавшие на Алтае. Это и вечерочные, и хоровые, и игровые песни.
Некоторое стилевое многообразие привнесли в сибирский фольклор поздние российские и украинские переселенцы, влияние которых сказалось и на песнях сибиряков.


 





Оставить комментарий