Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Ох уж этот апрель-месяц! Не успел начаться с первого апреля, как пошло-поехало! Например, З апреля наши предки встречали… Водяного. Считается, что именно в этот день он просыпается от зимней спячки.
«Я Водяной, я Водяной,
никто не водится со мной!
Мои подружки –
пиявки да лягушки! Фу, какая гадость…»
Помните эту грустную песенку симпатичного мультяшного Водяного? А вот интересно, есть ли они на самом деле, или же водяные – лишь вымысел, уходящий корнями в наше далекое языческое прошлое?
Водяной (или, как его еще называли, — водяной дедушка, водяной шут, водяник, водовик) представлялся нашим предкам таким себе старичком с зелеными волосами и бородой. Как правило, он был страшным – им пугали малышей, чтоб не ходили одни на речку. Впрочем, не были исключением и другие водные существа – русалки, которые очень сильно отличаются от милой диснеевской Русалочки. Это были лохматы женщины, которые норовили утащить всех под воду. Их можно было встретить и на полях, и в лесах, где, качаясь на деревьях, они поджидали запоздалых прохожих и могли защекотать их насмерть. Поэтому надо было иметь при себе немного травы полыни, которую русалки боялись. А вот Водяной нигде не бродил, а чаще всего жил на болоте.
В принципе, образ Водяного есть не только в русском фольклоре, где он стоит в почетном ряду с такой нечистью, как Баба Яга, Леший и Домовой. Есть упоминания о них и в кельтских легендах, и в сказках (взять хотя бы того же Ганса Христиана Андерсена).
Хотя, конечно, ничто не может сравниться с нашей славянской фантазией. Наши предки и вправду считали, что леса, поля, реки и даже дома были населены духами. Одно время даже думали, что это души умерших людей, которые не нашли покоя. Например, Домовой – это дух основателя дома, русалки – утонувшие девушки, а лешие – похищенные нечистой силой люди. И относились к ним с уважением. Потому что верили, что, хоть они и могут наделать лиха — скажем, кидаться вещами (наш современный полтергейст) или «помочь» заблудиться в лесу, но также могли и помочь. Например, Домовой – известный хранитель домашнего очага, поэтому его надо задабривать – оставлять на подоконнике молоко и сахар. Да и сегодня специалисты фен-шуй, хоть и на свой лад, да советуют привлекать энергию Дома – ставить на подоконник декоративные изделия в виде лаптя или сапожка.
И страшного Водяного тоже считали помощником в рыбном хозяйстве. Поэтому 3 апреля мужички шли его задабривать, оставляя на берегу гостинцы. Если местный Водяной принимал их, он весь год стерег рыбу в реке, переманивал к себе больших рыб из других рек, не рвал неводов и даже спасал рыбаков в непогоду.
Верить в Водяного или нет — субъективный выбор каждого. Если наши предки веками в них верили, значит, что-то в этом есть. Кстати, на одном из форумов нашла интересный опрос «Лешие, водяные, домовые, кикиморы... Видел ли кто-нибудь всю эту «нечисть»?». Так вот, ответы меня, прямо скажу, насторожили.
На вопрос «Доводилось ли Вам встречаться с этими существами?» 50 процентов ответили «Да» (!!!), 25 процентов – «Нет» и 25 процентов «Не уверен». На вопрос «Верите ли Вы в их существование?» утвердительно ответили все опрошенные!
Вот и не верь после этого в Водяного… Пойду, что ли, в ванну, задобрю его…
--------------
автор mashutka