

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


История фольклорного жанра есть процесс рождения и развития единства определенного содержания и определенных форм. История жанра обусловлена историей народа и представляет собой одно из конкретных и своеобразных проявлений истории народного творчества. Содержание исторических песен связано с той исторической действительностью, которой они принадлежат. Было бы неверно, однако, ограничиться установлением таких связей в самом общем плане. Исторические песни порождаются не эпохой вообще, а конкретными социально-историческими коллизиями эпохи.
Нельзя понимать историю жанра как одни лишь последовательные и обусловленные изменения в его тематике, в его идейной направленности и т. д. — изменения, зависимость которых от перемен в самой жизни ощущается более непосредственно. Песенная форма столь же обусловлена историей народа и столь же связана с общими процессами в народном творчестве, как и содержание.
Изменения, образующие в совокупности цельный процесс, носят сложный характер, они касаются художественного единства. В анализе этих изменений необходимо учитывать опосредствованное воздействие жизни, проявляющееся в специфических законах народного творчества, которые, с однон стороны, исторически обусловлены, а с другой — по-разному конкретизуются в эстетике отдельных жанров.
Проблема генезиса жанра не может быть сведена ни к установлению хронологических границ появления его первых образцов, ни к характеристике общих социально-исторических основ его возникновения. Историк фольклора должен вполне конкретно исследовать вопрос о том, как рождалась историческая песня, какие конкретные обстоятельства вызвали ее появление, в каких конкретных формах совершался этот процесс. Дело не только в том, чтобы исследователь уловил начальные моменты этого процесса, поскольку это позволяет сделать имеющийся материал. Очень важно выявить те существенные особенности нового художественного единства, которые зарождаются здесь которые затем составят основные принципы жанра. Проблемы генезиса не отделены какими-то качественными гранями от проблем исторического развития жанра. В ходе этого развития все яснее выкристаллизовываются художественные принципы жанра, составляющие его специфику. Место исторической песни определяется тем новым, что она вносит в художественное отражение исторической действительности по сравнению с жанрами, которые существовали до нее и развивались параллельно с ней. Это новое не может развиться сразу во всем объеме и во всей многогранности. Оно рождается и растет постепенно. Поэтому историческую песню, даже в пределах определенного отрезка времени (например, XIV—XVI веков), нельзя рассматривать как нечто однажды сложившееся в своих основных чертах и не менявшее своего художественного качества. Единство содержания и формы достигается исторической песней не сразу, а в результате некоторого развития. в результате известного конфликта между новыми художественными задачами и старыми поэтическими традициями. История жанра проявляет себя в возникновении ряда произведений. Если мы не хотим проблему истории жанра растворить в абстрактном теоретизировании, мы должны изучать этот ряд. Такое изучение позволит представить историю жанра вполне конкретно. Относительно исторических песен подобная задача вполне разрешима, потому что, несмотря на некоторые трудности, восстановление — из имеющегося материала — последовательного ряда сюжетов, создававшихся на протяжении определенного периода, методологически и методически оправдано, а практически осуществимо.
Б. Н. Путилов
Оставить комментарий
