Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Жил юный отшельник*
Он, в келье молясь,
Священную книгу читал углубясь.
В той книге прочел он, что тысяча лет,
Как день, перед Богом мелькнет и пройдет.
Не верит, в священную книгу глядит
И видит, что в келью вдруг птичка летит.
Вся блещет, сияет, и прелесть для глаз,
Как яхонты, перья, и пух, как алмаз.
Когда же вдруг крылья она распахнет,
То радугой светит, то златом сверкнет.
Прекрасная птичка в полете легка,
Быстрее, легчее она ветерка.
Летать уж устала, у двери сидит.
И радостно юный отшельник глядит,
Неслышно подходит, молчит, не дохнет
Лишь только схватить — она вдруг вспорхнет.
Она — от него, а отшельник за ней.
И вот он выходит из кельи своей.
Идет за ограду и полем идет,
А птичка все свищет, как будто зовет.
Туда и сюда, над цветами кружась,
Как звездочка, в воздухе светит, носясь.
Но вот монастырь за пригорком исчез,
А инок за птичкой идет в тень древес.
И с ветки на ветку все птичка вперед
Порхает, свистает и сладко поет.
На дуба вершину присела она,
И пеньем чудесным вся роща полна.
Расстроен он сердцем, восторжен душой,
Внимает безмолвно инок молодой.
И лишь наслажденье боясь потерять,
Звук каждый он ловит и жаждет внимать,
Вдруг пенье умолкло, опомнился он:
«Где ж птичка-певица?» Исчезла, как сон.
А птичка взвилась, как будто стрела,
И в небо сокрылась, была — не была.
Вздохнул добрый инок и в келью спешил,
Казалось ему, час в отлучке он был.
Боится, что он опоздает в пути,
Что к трапезе ждут и пора бы прийти.
И вот монастырь. Только чудно ему,
Что ограда не та, недоступна ему.
За оградою новая церковь видна.
И дивится, откуда взялася она?
Он стучит в ворота, вот привратник идет,
Но ему не знаком, прежде был, да не тот.
Не пускал инока в обитель его:
"Ты чужой, не видал я лица твоего.
И тебя я не знаю — привратник иль нет?
Привратник здесь молодой, а ты уж стар и уж сед
«Я вышел отсюда не более как час,
С чего же здесь новый привратник у нас?
Иль Спасов не здесь монастырь?»
«Он и есть».
«Так пойди же к игумену, дай о мне весть».
И дивится привратник, игумена зовет,
Но вот за игуменом весь причет идет.
Инок перед ним преклонился лицом.
Но только игумен ему не знаком.
Меж братьев и так же знакомого нет.
Он смотрит, он ищет, своих не найдет.
Но мудрый игумен пришельца спросил,
Какое он имя меж братьев носил.
«Антонием назван в иночестве я,
При мне был игумен отец Илия».
И все изумились, по книгам глядят,
Нашли имена их лет триста назад.
«Дивен Бог!» — так инок повторил
И перед всеми свой вид изменил.
В нем виден был старец, взор юный угас.
Пред ними триста лет миновали, как час.
Он пал и молился, два дня протекли.
Почил он и с честью его погребли.
---------------------------------
* Текст дается полностью по указанной статье.
Духовный стих, записан от старообрядцев-кержаков с.Верх-Уймон Усть-Коксинского района О.С.Щербаковой, С.Петенёвой (Ковальчук) в 1989г.
Творцами и исполнителями духовных стихов на Руси были бродячие профессиональные народные певцы — калики перехожие, среди которых были и паломники, ходившие в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Они — «нища братия», часто убогие и слепые — пели о своем призвании и назначении — нести по миру имя и слово Христа. Сами того не ведая, они способствовали созданию единства русской народной культуры.
Теперь редко можно встретить странников-певцов, но стихи существуют, их помнят в самых разных уголках России, переписывают тетрадки со стихами, хранят в сундуках рядом с самыми дорогими вещами. Сохранились они и у наших бабушек и дедушек. Один из них — «Жил юный отшельник». Записан от Атамановой Феклы Семеновны, 1908г.р. Ей напел стих дед Филарет, который вместе с семьей в 1851г. приехал в эти края из Вятской губернии. Позднее он ушел от мира в горы, стал отшельником («пустынником»). Гора с тех пор носит имя Филаретовой горы. (СМ.Ковальчук, В.В.Карнаухова. Духовные стихи на уроке литературы. //Русская словесность, №5, 1997, с.75-78.)
Духовные стихи прочно связаны с христианскими идеалами. Глубокое понимание жизни, её ценности звучит в песне «Жил юный отшельник». Инок Антоний в силу молодости увлекается красотой, внешним блеском птички и забывает свое призвание. Путь созерцательности, поиска истины заменен бессмысленной погоней за недоступным, но манящим, соблазняющим. Герой не способен осознать тщетность этого пути и лишь узнав о том, что пребывал на нем 300 лет, мгновенно понимает, что он ушел с предназначенной Богом стези. Осознание этого греха, бессмысленности пройденного пути оказывается смертным для героя. Не гонись за соблазнами, ложными ценностями — такова идея стиха. (СМ.Ковальчук, В.В.Карнаухова).
Послушать песню «Жил юный отшельник»:
«Жил юный отшельник» ансамбль Узорье (АГИИК)
Спасибо за пояснительную статью. Если что было не понятно, то после ее прочтения все прояснилось. Отдельное спасибо за музыкальный отрывочек. Если это не просто стих,а это пели, то интересно услышать как. Вы даете эту возможность.
Когда я была маленькой мне бабушка пела про юного отшельника, её сейчас нет со мной, а стих остался трогательным напоминанием детства. Спасибо.
Эти прекрасные стихи я читал много лет назад в тетрадке отца Владимира Аллина и мат. Зинаиды, где было множество духовных стихов. Под стихами была запись, что она переписана с журнала «Кормчий» за 1892 год.
Мне этот стих тоже напевала бабушка в детстве.
«Иль Стасов не здесь монастырь?» — может, СПАСОВ? от Спас?
Спасибо, исправил текст.