Метки






История традиционной русской бани


История традиционной русской бани

Баня — вторая мама. Она и кости распарит, и все дела поправит. Мало кому у нас на Руси в голову придет идея спорить с этой простой истиной. Любовь народа нашего к бане по-разному проявляется. Ведь известно проникновение знакомой всем нам «банной» тематики в русский фольклор. Достаточно просто вспомнить некоторые общепринятые выражения: — «намылить шею», «держать в черном теле», «пристал, как банный лист».

Летописи еще раннего средневековья свидетельствуют: «Накаляя печь в деревянных банях, люди входили туда нагими, а потом обливались водой. После этого брали розги, начиная бить себя. Часто до того секли — едва живыми выходили. Окатив себя, затем, с головы до ног холодной водой, оживали». Однако то, что являлось естественным для нашего летописца, приводило в полное смятение иностранцев. Непонятную любовь «восточных варваров» к своим банным процедурам иностранцы объясняли суровостью климата и суровым нравом людей.

Так, отношение к бане раньше служило своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая была способна в ответственных ситуациях определить, как ни странно это звучит, принадлежность человека к русскому народу. К примеру, по свидетельствам западного дипломата и ученого Адама Олеария, который Царскую Россию несколько десятилетий после времени великой смуты, Лжедмитрий, который возглавил поход на Москву, действительно был особой царственной, а не самозванцем.

Тем не менее, русские ему (то есть Дмитрию, или, точнее, Лжедмитрию), не поверили. Ведь этот человек не имел двух, обязательных для настоящего русского, привычек: он обычно не спал после плотного обеда и, что еще подозрительнее, не любил принимать баню. В то же время, как сообщил Олеарий, настоящие русские: «Они могут переносить сильный жар, делаются очень красными и изнемогают до того, что потом уже не в состоянии остаться в бане. После они выбегают совсем голые во двор».

Однако не только ради одного соблюдения гигиены надо было терпеть такие «мучения». Зачастую этому утилитарному процессу придавалось церемониальное значение: баня, считалось, нужна была накануне венчания, дальше на день следующий после свадьбы и еще в ряде случаев.

Если не обустроил баню — лезь в печь

Бани славян, как и их дома, вначале имели вид землянок. По возможности бани строили по берегам рек, — чтоб можно было быстро окунаться в воду, возвращаясь потом в жаркую парилку. Топили бани, преимущественно, «по-черному». Но к 11-13 веку землянки уже сменились традиционными бревенчатыми избами.

Также стало шире применяться отопление «по-белому» (то есть с трубой). Кое-где, тем не менее, люди по-прежнему предпочитают старинный способ. Особенно это характерно для севера (в Сибири). Это делают не из-за экономии дров. Это делают по причине характера эстетического.

Так как трубы в черновой бане нет, то дым выходит сквозь открытое окно в парильне. Когда же печь хорошо разогрета, то растопку прекращают, затем все помещение проветривают. Чуть позже стены окатывают водой, двери и окна опять закрывают. Теперь можно поддать воды на камни для хорошего образования пара. Все знатоки бань утверждают: в таком результате воздействия дыма на все внутренние деревянные конструкции сруба баньки, внутри стоит такой «дух», который недостижим даже в случае использования дорогих благовоний.

Русские, которые жили в безлесных областях (или те, кто, по какой-либо причине, не могли обзавестись своей бревенчатой баней), часто использовали в качестве бани русскую печь (если размеры печи, конечно, позволяли это). После выпечки хлеба из печи выгребали золу. Потом настилали доски или даже солому, полностью забирались внутрь нее с ведром и веником.

Весьма интересно то, что раньше вплоть до середины 18 века в общественных (в те времена говорили, в «торговых») банях, и женщины, и мужчины парились вместе. Соответственно, сегодняшних нудистов, которые практикуют коллективные принятия бань, правильнее было бы их воспринимать не новаторами, а, только лишь, реставраторами былых традиций. Взаимоотношения бани и нравственности — вопрос известный.


 




Один комментарий к “История традиционной русской бани”

  1. anna пишет:

    Русская баня уже столетиями доказывает, что это непросто гигиена для души и тела. Это неиссякаемый источник здоровья, долголетия и энергии. Какой русский не любит горячо попариться и потом нырнуть в речку или прорубь? после банных процедур тело, как у вновь родившегося, а русская душа нараспашку.


    Особый лечебный эффект дарят берёзовые веники и, конечно, травушки, собранные и заготовленные со знанием дела. Заваривать веники в бане надо правильно, чтоб не растеряли они от кипятка свои силы целебные. Сначала веник ополоснуть холодной водицей нужно, а уж потом горячей водой в кадке заливать, в кадушку в это время и травки полезной добавить можно.


    Травы самые разные полезны. Мята и зверобой, душица и мелисса, листья малины и смородины, все эти травки можно вместе с вениками запаривать. Для волос отдельно можно настои из мать-и-мачехи, крапивы, корня лопуха настаивать и ополаскивать им волосы.


    Одна из самых полезных процедур в бане — это обливание прохладной травяной водой.




Оставить комментарий