Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Баня — вторая мама. Она и кости распарит, и все дела поправит. Мало кому у нас на Руси в голову придет идея спорить с этой простой истиной. Любовь народа нашего к бане по-разному проявляется. Ведь известно проникновение знакомой всем нам «банной» тематики в русский фольклор. Достаточно просто вспомнить некоторые общепринятые выражения: — «намылить шею», «держать в черном теле», «пристал, как банный лист».
Летописи еще раннего средневековья свидетельствуют: «Накаляя печь в деревянных банях, люди входили туда нагими, а потом обливались водой. После этого брали розги, начиная бить себя. Часто до того секли — едва живыми выходили. Окатив себя, затем, с головы до ног холодной водой, оживали». Однако то, что являлось естественным для нашего летописца, приводило в полное смятение иностранцев. Непонятную любовь «восточных варваров» к своим банным процедурам иностранцы объясняли суровостью климата и суровым нравом людей.
Так, отношение к бане раньше служило своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая была способна в ответственных ситуациях определить, как ни странно это звучит, принадлежность человека к русскому народу. К примеру, по свидетельствам западного дипломата и ученого Адама Олеария, который Царскую Россию несколько десятилетий после времени великой смуты, Лжедмитрий, который возглавил поход на Москву, действительно был особой царственной, а не самозванцем.
Тем не менее, русские ему (то есть Дмитрию, или, точнее, Лжедмитрию), не поверили. Ведь этот человек не имел двух, обязательных для настоящего русского, привычек: он обычно не спал после плотного обеда и, что еще подозрительнее, не любил принимать баню. В то же время, как сообщил Олеарий, настоящие русские: «Они могут переносить сильный жар, делаются очень красными и изнемогают до того, что потом уже не в состоянии остаться в бане. После они выбегают совсем голые во двор».
Однако не только ради одного соблюдения гигиены надо было терпеть такие «мучения». Зачастую этому утилитарному процессу придавалось церемониальное значение: баня, считалось, нужна была накануне венчания, дальше на день следующий после свадьбы и еще в ряде случаев.
Если не обустроил баню — лезь в печь
Бани славян, как и их дома, вначале имели вид землянок. По возможности бани строили по берегам рек, — чтоб можно было быстро окунаться в воду, возвращаясь потом в жаркую парилку. Топили бани, преимущественно, «по-черному». Но к 11-13 веку землянки уже сменились традиционными бревенчатыми избами.
Также стало шире применяться отопление «по-белому» (то есть с трубой). Кое-где, тем не менее, люди по-прежнему предпочитают старинный способ. Особенно это характерно для севера (в Сибири). Это делают не из-за экономии дров. Это делают по причине характера эстетического.
Так как трубы в черновой бане нет, то дым выходит сквозь открытое окно в парильне. Когда же печь хорошо разогрета, то растопку прекращают, затем все помещение проветривают. Чуть позже стены окатывают водой, двери и окна опять закрывают. Теперь можно поддать воды на камни для хорошего образования пара. Все знатоки бань утверждают: в таком результате воздействия дыма на все внутренние деревянные конструкции сруба баньки, внутри стоит такой «дух», который недостижим даже в случае использования дорогих благовоний.
Русские, которые жили в безлесных областях (или те, кто, по какой-либо причине, не могли обзавестись своей бревенчатой баней), часто использовали в качестве бани русскую печь (если размеры печи, конечно, позволяли это). После выпечки хлеба из печи выгребали золу. Потом настилали доски или даже солому, полностью забирались внутрь нее с ведром и веником.
Весьма интересно то, что раньше вплоть до середины 18 века в общественных (в те времена говорили, в «торговых») банях, и женщины, и мужчины парились вместе. Соответственно, сегодняшних нудистов, которые практикуют коллективные принятия бань, правильнее было бы их воспринимать не новаторами, а, только лишь, реставраторами былых традиций. Взаимоотношения бани и нравственности — вопрос известный.
Русская баня уже столетиями доказывает, что это непросто гигиена для души и тела. Это неиссякаемый источник здоровья, долголетия и энергии. Какой русский не любит горячо попариться и потом нырнуть в речку или прорубь? после банных процедур тело, как у вновь родившегося, а русская душа нараспашку.
Особый лечебный эффект дарят берёзовые веники и, конечно, травушки, собранные и заготовленные со знанием дела. Заваривать веники в бане надо правильно, чтоб не растеряли они от кипятка свои силы целебные. Сначала веник ополоснуть холодной водицей нужно, а уж потом горячей водой в кадке заливать, в кадушку в это время и травки полезной добавить можно.
Травы самые разные полезны. Мята и зверобой, душица и мелисса, листья малины и смородины, все эти травки можно вместе с вениками запаривать. Для волос отдельно можно настои из мать-и-мачехи, крапивы, корня лопуха настаивать и ополаскивать им волосы.
Одна из самых полезных процедур в бане — это обливание прохладной травяной водой.