Метки






Обрядовые традиции церковных праздников. Масленица


Борис Кустодиев. Масленица

«Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать» , «Весной час прогуляешь — неделей не наверстаешь», «Весной часом отстанешь — днем не догонишь», «Матушка весна всем красна»... Сколько еще пословиц, поговорок, афоризмов о весне можно вспомнить! Все это говорит об особом отношении наших предков к этому времени года. Именно в этот временной период была особенной связь крестьянина с землей. Ведь «весенний день год кормит». Потому-то наш предок старался провести магические действия, которые, по его мнению, могли способствовать раннему приходу весны, хорошей погоде, увеличению урожая. Эти действия превратились в обряды, которые проводились в определенные дни — народные праздники. принятие христианства видоизменило их, дало христианские названия, включило в их состав обязательное посещение церкви, то есть в народных обрядах переплелись и язычество, и христианство.

Из древних языческих времен пришла к нам русская Масленица. У наших предков она знаменовала проводы зимы , потому праздновалась весной и длилась четырнадцать дней. Христианская церковь не смогла полностью искоренить языческий праздник, но внесла изменения: теперь празднование ее зависит от Пасхи (за семь недель до «великого дня»- а это январь—март) и продолжается в течение недели. По церковной терминологии неделя именуется мясопустная, т.е. необходимо воздержаться от принятия мяса, готовясь к строгому Великому посту. Но находчивый крестьянин посчитал, что нельзя есть мясо — так есть ведь молоко, масло, яйца, рыба, сыр. Так неделя стала называться сырная. Но главное угощение на этой неделе — блины. Их ели и с маслом, и с медом, и с икрой. Первый блин пекли для умерших, потому клали на могилу, на божницу или отдавали нищим в память об умерших. Считается, что душа умершего человека сохраняет связь с живыми родственниками. Чтобы умерший не навредил живым, надо было умилостивить его, тогда тот мог позаботиться и о хорошем урожае.

Праздновали Масленицу и старые, и малые, не оставались равнодушными ни крестьяне, ни дворяне. О том, как соблюдались традиции в семьях поместного дворянства, можно прочитать в романе Пушкина «Евгений Онегин». Рассказывая о Лариных, Пушкин пишет: «У них на Масленице жирной водились жирные блины...» Даже сам Петр Первый принимал участие в гуляньях: он открывал торжество, покачавшись на качелях. Екатерина Вторая после своей коронации устроила на Масленице маскарад.

Празднику отводится целая неделя, и каждый день — это определенный и закрепленный ритуал.

Понедельник — встреча. Делали чучело из солом,ы, одевали в женскую одежду, насаживали на шест и с песнями возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на горе. Здесь на горе начинались катания на санках. День был радостный. веселый, и песни, сопровождавшие масленичный поезд и игрища, были радостные: величали «дорогую Масленицу Авдонью Ивановну», хвалились, что «маслом гору поливали»...

Вторник — заигрыши. С этого дня начинались игрища, катания с ледяных гор, в деревянных балаганах устраивались представления, где главными действующими лицами были Петрушка и Масленичный дед.

Среда — лакомка. Угощались «на широкую ногу»: накрывали столы, где рядом с различными яствами красовались блины. К этому дню варили пиво, на улицах появлялись торговые палатки — лавки, где продавались медовые пряники, сбитни (напиток из меда, воды и пряностей), орехи, чай прямо из самовара.

Четверг — разгуляй, широкий четверг. На этот день приходились разгульные игрища, битвы на кулачки, стенка на стенку и «сам на сам» (один на один). Судя по сему, о таком кулачном бое речь идет в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова», где за боем наблюдает сам Иван Грозный. Но это был праздник, и «кулачки» — это забава, «бойцы» были в нарядных одеждах, соблюдали определенные правила, чтобы не было ни убийств, ни увечий.

Пятница — тещины вечерки. К теще на бины приходили зятья, но и тещи ходили к зятьям в гости, где зять должен был угощать тещу.

Суббота — золовкины посиделки. Тут уж молодые невестки принимали в гости родню мужа, угощали — задабривали.

И вот наступало воскресенье, которое именуется Прощенное. Перед Великим постом мирились с теми, кого обидели сознательно или нечаянно, т.е. встречаясь на дороге, просили прощения, трижды целовались, и обида была забыта. В этот день обязательно шли в церковь, опять посещали могилы умерших. Опять взгромождали на сани соломенное чучело — «сударыню-Масленицу», возили по селу. Но теперь в песнях упрекали ее за то, что обманула, съела все, посадила на Великий пост. Масленичный поезд останавливался за околицей, где разводили костер. Угостив Масленицу блином, бросали его в костер. Туда же отправляли и чучело.Т к блины исстари считались символом поминовения усопших, поэтому блинами «хоронили Масленицу». Сжигание «Масленицы» — тоже необходимый ритуал. Ведь это символ зимы, сжигали зиму, чтобы она воскресла, проросла тяжелым колосом, спелым зерном. Это праздник благодарения зимы за все хорошее, что она дала (и за обильный снег обязательно), но и стужу гнали прочь, потому что пора весне приходить. Надо, наверно, еще сказать о том, почему именно блинам было такое внимание. Блин — символ солнца, ведь прогоняя стужу, ждали весну, солнце встречали. вспоминается другой весенний праздник, когда закликая весну, брали с собой на улицу булочки-птички «жаворонки», чтобы ускорить процесс прилета настоящих птиц. Вот и блин, похожий на солнце, торопил приход настоящего, теплого, весеннего солнышка.


 





Оставить комментарий