Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Наша жизнь по праву считается интересной и, во многом, необъяснимой. Человек, представляющий собой не просто бездушную материю, периодически стремится своим разумом вникнуть в тайны мира, старается постичь неизвестное. Еще с древних времен у наших предков возникало ощущение трепета перед непонятным, да и в настоящее время какие либо проявления этого могут быть наблюдаемы. В следствии чего, возникают различные приметы, суеверия и прочее, которые в данный момент уже плотно вошли в нашу жизнь и занимают в ней важное место. Пожалуй, ни что в нашем мире не овеяно таким количеством примет и поверий, как тайна человеческой смерти. Советы, раздаваемые различными бабушками, настолько сильно закрепились в сознании, что кажутся обязательными и неподлежащими сомнению. Авторитет подобных указаний настолько серьезен, что большая часть людей совершенно не сомневается в действительности и действенности тех действий, которые предписывают совершать нам «бабушки» перед погребением наших близких. Почему именно бабушки? Дело в том, что именно этот контингент людей (при всем уважении к ним) является основным распространителем различных баек и мифов. Итак, приведем наиболее яркие и известные указания действий для «правильного» погребения человека.
Постараемся проследить исторические корни различных примет и их действительное приложение к нашей жизни.
Так, практически первое, что бросается в глаза, когда люди приходят в квартиру недавно умершего человека — стакан (бокал) воды и хлеб, лежащий сверху. Откуда же пошла такая практика, в чем ее значение и правомощна ли она к использованию? Прежде всего, необходимо отметить, что такой традиции не существовало в дореволюционной России. Люди, которые, по большой части, были православными не по букве, а сути совершенно четко осознавали полную ненужность подобного. После 1917 года в нашей стране произошел переворот, после которого массово стали разрушаться храмы и духовенство подверглось гонениям. Со временем, священников осталось не так много, но ведь именно они влагали в сознание людей правильное осознание происходящих в нашей жизни мистических ситуаций. И тут на первые ряды выступают люди старшего поколения. Внезапно кто то сказал, что для усопшего до 40 дней необходимо ставить хлеб и воду. Объяснение следующее. Это нужно для человеческой души. Последняя хочет есть и пить. Иногда советуют налить в стакан водку, если человек любил при жизни употреблять алкоголь. Причем, обязательно воду нужно менять, чтобы не протухла, и хлеб, во избежание засыхания. Таким образом, воздается как бы почесть умершему человеку!
Необходимо вдуматься в подобную традицию, нужно ли применять ее в жизни? Мы не видим человеческую душу в меру того, что она нематериальна. Соответственно, зачем ей эта материальность в пище и питье? Человек, переступивший порог вечности, уже вступает в иной мир, реальность в которой совершенно другие законы. И для того, чтобы почтить память нашего близкого или знакомого мы, как раз, не должны нарушать эти нормы. Для примера. Если мы приезжаем за границу, в страну, где несколько иное государственное законодательство, мы не имеем права нарушать его. Так же и здесь. Над человеком, его душой действуют иные законы, там иная власть. А мы пытаемся «дать ей вдогонку» наше земное. Мы думаем, что душа ест и пьет, да еще и замечаем иногда, что вода убавляется. Значит душа приходила. Безумие. Ощущение, что человек не знает, что такое банальное испарение.
Эта традиция, как и многие другие, получает в советское время большое распространение и заставляет нас забыть о главном, в чем может и должна проявляться наша любовь к умершему. Это молитва, поминовение его, милостыня в память о человеке, творение добрых дел. На последнее не смотрят, но стараются соблюсти буквально все предписания! Спрашивается:" А зачем"? Нужно ли это для души. Таким образом, хлеб и вода — бабушкина сказка, миф, который не просто бесполезен, но глуп и вредит умершему человеку, так как подменяет собой главное из наших обязанностей. Вместо хлеба и воды желательно поставить икону и зажечь перед ней свечу или лампаду. Огонь и масло, тающие по причине горения, являются видимым жертвенным даром Богу в память об умершем.
Следующая традиция — занавешивание зеркал, экранов телевизоров, компьютера. Появляется также после переворота в нашем государстве. Считается, что зеркала это вход в иной мир. Телевизор — «око бесовское». компьютер — детище сатаны. Говорят еще, что нужно занавешивать зеркала и отражающую поверхность для того, чтобы душа, находящаяся до третьего дня на земле (в том числе и квартире), не испугалась, увидев свое отражение. Вдумаемся — не испугалась! Душе после смерти не свойственен подобного рода страх. Есть момент трепета перед Богом, ангелами и святыми, но никак не перед собственным отражением. Это абсурд. Подобные действия также совершенно не нужны. Смешно представить, что душа испугалась и улетела в окно. Кстати, форточки также советуют открывать вместе с дверями, чтобы душе было легче выйти. Получается, она слепая и может удариться об косяк. Но если мы допускаем последнее, то как она может увидеть свое отражение? Очевидное противоречие. Можно представить только один адекватный аргумент в пользу занавешивания зеркал. Некоторым людям становится плохо морально и физически при виде многих гробов. Все остальное не имеет значения. В противном случае, нужно занавешивать абсолютно все отражающие поверхности и сидеть в полной темноте.
Еще одна сказка — ни в коем случае нельзя человека хоронить с иконой. Некоторые кладут образ в гроб, затем достают его перед погребением и до сорокового дня оставляют перед порогом. Опять спрашивается, а зачем именно перед порогом? На самом деле, человека просто необходимо хоронить с святой иконой в гробе.
Откуда пошел этот миф? Когда в советские годы разрушались храмы, икон не доставало. Их прятали от властей. Было неуместным единственную икону опускать в гроб, да и был обычный страх. Но в наше время подобного дефицита нет и нас никто не собирается расстреливать!
Очередная сказка — после омывания тела необходимо трижды обойти покойника с свечей. Свеча собирает на себя черную энергетику. Может быть тогда будем беспрерывно обходить, чтобы этой самой энергетики собрать больше, пока свеча не потухнет? Может быть у человека очень много черной энергетики и трех раз не хватит? Ну или постоянно по улицам начнем шествовать с зажженными свечами? Глупость, да и только.
Говорят, если гроб сделали не по размеру нужно ожидать второго покойника. Даже при изготовлении второго гроба, все равно, зловещая примета сработает. Страх нагоняет, ужас. Но если действительно так, то очень жаль становится фирмы, которые выпускают разные гробы. Все исполнители должны умереть, они же делали, нам то за что такая участь? Если далее подумать, гробы бывают разных цветов. В зависимости от этого приходится ожидать смертей чернокожих, желтолицых и так далее. В ужасном мире мы живем. Не нужно бояться этого. Смерть никак не зависит от размеров гроба!
Некоторые говорят, что нельзя выходить из комнаты, в которой лежит покойник, поворачиваясь спиной к нему. Смешно представить, что будет происходить в доме или квартире. Люди будут пятиться попой вперед, тем самым вызывая недоумение у адекватных окружающих.
Распространенная мысль, что покойника нужно хоронить до определенного времени, например до двух часов дня. В разных городах даже указывается конкретное время выноса. Хочется спросить, а в чем разница? Как это влияет на душу? Получается, если не успели, то душа застрянет на земле и будет вечным призраком, пугающим население. А как хоронить в жарких странах, где температура настолько высока, что тело разлагается за несколько часов?
Предостерегают, если закрыть крышку гроба уже в доме — быть второму покойнику. А что делать, в таком случае, с телом, побывавшем в страшной аварии, или процесс разложения которого настолько сильный, что источает неприятный запах. Ну тогда будем терпеть зловоние, дабы в скором времени не быть еще на одних похоронах...
Еще говорят, что в могилу нужно кидать монетку (купить место на том свете), в гроб положить молоток, чтобы постучаться в ворота рая, свечи для освещения себе пути, курильщику — пачку сигарет с собой. Что же получается? Место купили, теперь душе в темноте идти нужно, путь себе освещать, а тут вдруг курить захотелось, а спичек или зажигалки нет, зато есть свеча, чем не прикуриватель? Кстати, а свеча откуда зажигается? Ужасное кощунство и оскорбление Бога и памяти умершего. Вдобавок, место в раю не покупается за деньги. Православная Церковь не выдает индульгенций. Нужно в своей земной жизни, пока есть время, стараться быть достойным царства небесного.
Очень глупая сказка и поверье о том, что родственникам нельзя нести гроб, иначе подумают, что они делают это с радостью. Нас совершенно не должно волновать мнение людей некомпетентных в данной области. Наоборот, это дань памяти умершего. В этом нет ничего страшного. Нельзя нести гроб человеку слабому, перенесшему сердечный приступ, чтобы не случилось нежелательных последствий.
Теперь необходимо указать на очень страшную традицию. Поминки на кладбище. Для многих это считается обязательным и правильным. История подобной практики берет свое начало во все ту же эпоху богоборческой власти. Смысл в том, что эта практика заменяет собой благочестивое отношение к могилке умершего. Вместо того, чтобы приносить свои молитвы Богу о усопшем, мы просто едим на его костях. Ну или сначала молимся, потом едим, или наоборот. Ужас, по другому не скажешь. За кажущимся хорошим делом мы оскверняем кладбище. Показываем тем самым нашу культуру и отношение к умершему родственнику.
Вообще, стоит заметить, что в наше время изменяется главный смысл поминок. На многих поминовениях нельзя обойтись без алкоголя. Люди после нескольких рюмок вообще могут забыть зачем они собрались. Не в коем случае подобного делать нельзя. Необходимо вспомнить умершего, помолиться о нем, а не потреблять водку и набивать свои животы. Даже есть такая поговорка «наелся, как на поминках».
Даже в фольклоре явное указание на подмену понятий. Мы утрачиваем целостность представлений о действительно необходимых вещах и это весьма прискорбно. Даже несмотря на то, что за невыполнение различных ритуалов могут отругать бабушки, несмотря на то, что почти все делают так, адекватный православный человек обязан делать правильно. Не в угоду остальным, а действительно для почтения памяти умершего. Человек несет свой религиозный долг любви к ближнему не только при жизни последнего, но и после его смерти. Нас должно волновать именно это. Интересным представляется тот момент, что давая ценные указания многие даже и не могут объяснить, зачем это делать, ссылаются просто на то, что так надо.
Представьте, что было бы с нашей медициной, если бы врачи не знали, зачем так делать, а просто где то услышали и воплощали все это в жизнь! То же самое делаем и мы, когда слушаем и доверяем различным байкам.
У православного человека должно быть совершенно четкое представление о том, что необходимо душе умершего. Прежде всего молитва за него. Да, конечно, внешнее проявление любви необходимо (приобретение гроба, цветов, ухаживание за могилкой), но это более нужно нам самим. Обязательно для умершего поминовение в храме, мы должны творить добрые дела в память о нем. Именно на этом необходимо акцентировать свое внимание, а не стараться исполнить ритуальные обряды, не имеющие ничего общего с загробной реальностью существования души.