Метки






Святые покровители Воинства Русского


архистратиг Михаил

Святые покровители Воинства Русского

Если бы каждый член общества, член государства, каждый участник международных отношений имел совершенный внутренний мир, никаких взаимных обид, тем паче никаких войн никогда бы на свете не существовало. Но невозможно, чтобы на этой грешной земле состояние невозмутимости объяло каждого человека. Ведь немногие способны сохранять в душе сходящий свыше мир, когда вокруг торжествуют распри. Почему Спасителем и обещана им высочайшая награда: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся».

Эти люди одновременно мужественны и незлобивы, невозмутимы и при этом тверды, бесстрашны и одновременно кротки. Это святые, призванные светить нам, подобно ясным звёздам, чтобы мы окончательно не заблудились во тьме греха, которая властвует на земле по причине добровольного попрания человечеством Божиих заповедей.

Итак, первопричина нарушения мира — злая воля отдельного человека, или некой части общества, или целых государств. Всевозможные уговоры, заявления, если за ними не стоит реальная сила, в этом случае не помогают. Злой воле может противостоять только воля, но противоположной направленности. Служа обузданию зла, она призвана поддерживать боевой дух войск, чтобы те, не впадая в ожесточение и ненависть к возможному противнику, были готовы дать своевременный и мощный отпор любым проявлениям агрессии.

Святитель Иннокентий Херсонский писал по этому поводу: «Пока существуют войны между народами, святая Церковь благословляет оружие правого, приносит мольбу об успехе этого оружия против неправды и насилия, дозволяет первому призывание Бога на помощь и дарует ему упование этой помощи».

Понимание высокого достоинства воинской службы достигается через обращение к святым — покровителям разных родов войск. У моряков это апостол Андрей Первозванный, который, будучи распят на кресте, двое суток молился за своих убийц. И победил их злобу. И весь город, прежде совершенно чуждый богопознания, уверовал во Христа. Для моряков же это и адмирал Фёдор Ушаков, не знавший поражений, но никогда не стремившийся к победам любой ценой. Он был военачальником, ценившим каждого из своих подчинённых, ясно осознававшим, что даст за распоряжение чужими жизнями ответ на страшном суде Божием. Поэтому Господь всегда и помогал своему праведному воителю, выступившему на защиту веры.

Небесный покровитель десантников и лётчиков — пророк Илья, отличавшийся непреклонностью воли при достижении победы. Его пламенная стремительность воспитывает в воинах целеустремлённость.

Илья Муромец, причисленный к лику святых как преподобный, то есть монах, в молодости и в зрелом возрасте охранял границы Русской земли, почему и почитается покровителем пограничников. Его непоколебимая твёрдость, умение противостоять не только грубой силе, но и хитрости врагов, сделали Илью символом спокойного мужества.

Равноапостольный великий князь Владимир — покровитель внутренних войск — дал образец мудрого управления государством, совмещая кротость с принципом неотвратимости наказания для преступников. В своё время он, что называется, перегнул палку во внутренней политике в сторону кротости, отменив смертную казнь. Тогда Русь наполнилась злодеяниями, и само духовенство просило правителя не увлекаться кротостью, когда она оборачивается потаканием злой воле. Святой князь восстановил смертную казнь, и государство стало укрепляться, исторгая из себя, подобно сорным травам, закореневших в злой воле людей.

Благоверный великий князь Александр невский — покровитель частей специального назначения. Он умел наносить врагу молниеносные удары, при этом оставаясь неуязвимым. Здесь ему помогала молитва, которая, изощряя ум преданного Богу человека, понуждает его принимать безошибочные для каждого отдельного случая решения.

Великомученик Георгий победоносец — покровитель гвардейских частей и наставник неустрашимости для всякого воина. Во время земной жизни он был образцовым военачальником земного царя Диоклетиана. Но лишь до тех пор, пока тот не восстал против Царя небесного. Тогда святой Георгий не бежал из войска, не стал изменником, а поверг свою жизнь под ноги императора, предоставив ему за себя сделать выбор: либо жизнь со Христом, либо смерть со Христом же. Так слава Диоклетиана померкла перед славой Христова воина.

Величайший заступник христолюбивого воинства — архистратиг Михаил, обыкновенно изображаемый с обнажённым мечом в руке. Священное предание свидетельствует о множестве случаев, когда в справедливой войне на помощь людям приходили ангелы, уничтожавшие врагов, либо лишавшие их мужества, либо ослеплявшие их, либо выводившие из строя их технические средства. Поэтому всякий христолюбивый воин должен почитать архангела Михаила и своего ангела-хранителя, который может прийти на помощь, когда надеяться больше не на кого.

Но превосходит всех ангелов и святых людей своей заботой о высшей правде на земле Богоматерь. Она — самая усердная Заступница рода христианского, называемая в священных церковных гимнах «избранной Воеводой», которая устрашает врагов, обращая в ничто их козни. Поэтому имя Богоматери должно быть всегда на устах христолюбивого воина.

Весьма отрадно, что журнал «На боевом посту» ведёт постоянную рубрику «Небесные покровители русского воинства», где жизненный подвиг каждого из них изложен в доступной, интересной форме.

Имея таких покровителей и столь высокие образцы для подражания, перед которыми всевозможные современные «супермены» выступают жалкими паяцами, христолюбивые воины призваны стремиться к нравственному благородству. Об этом, как о факте, пишет тот же святитель Иннокентий Херсонский: «Истинно христианские воины, не теряя геройства на поле брани, смело поражая врагов веры, царя и отечества, обязываются не проливать крови понапрасну, не производить разрушений без цели и пользы; среди самой грозы и вихря бранного не нарушать уважения к тому, пред чем должны равно преклоняться и друзья, и враги; быть кроткими к мирным жителям и великодушными к самим побеждённым. И действительно, будучи страхом для врагов отечества, христианские воины являлись друзьями бедствующего человечества, защитниками царств и народов и утехой своего семейства».

В России воины традиционно помогают населению во время стихийных бедствий, при ликвидации последствий техногенных катастроф. И хочется поддержать названную добрую традицию, потому что упражнение в деятельной любви к людям не менее важно для защитника отечества, чем разного рода военные учения.

Однако и этого недостаточно. Иногда складываются обстоятельства, когда испытывается добрая совесть воина, когда он не может рассчитывать на награду или признание на земле. В этом случае мысль о воздаянии на небе будет для него великим утешением. И об этом размышляет святой Иннокентий: «Слава и честь от мужества и победы, равно как стыд от поражения, необходимость оградить край родной от врага, невозможность отступить назад, не поразив его, и прочее, на что указывают в таком случае, не может, конечно, не действовать на душу воина; но сколько случаев, где воин не видит для себя ни славы, ни почестей? Сколько случаев, где нет, по-видимому, опасности родной земле и крову, и где он, однако же, видимо, должен идти на смерть? Кто вознаградит его за потерю жизни, которая для человека драгоценнее всего, и с коей он оставляет на земле всё? Это может сделать только тот, в деснице коего не одна жизнь настоящая, а и будущая, — то есть спаситель наш Господь. С сим вождём для воина нет опасности, нет потери: награда верна, венец неотъемлем! Посему воин христолюбивый есть воин самый мужественный и неустрашимый, и святая Церковь, украшая воинов постоянно именем христолюбивых, сим самым указует на источник, из коего им должно почерпать воодушевление во всех трудах и опасностях».

Нужно понимать, что ни одна самая справедливая земная война не способна уничтожить зло в этом мире, потому что оно пронизало самую внутренность души человека. Так что вполне закономерно обещана этому миру последняя война, итогом которой должна стать полная и безоговорочная победа над злом, ибо вести её будет сам воплотившийся Бог.

Мы не знаем, сколько времени остаётся до этой окончательной победы над злом. Но не бывает общей победы без усилий всякого воина, достигающего своего, малого, но необходимого преодоления зла. Апостол Иоанн Богослов говорит в своём Откровении: «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет мне сыном. Боязливых же и неверных и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая».

Дай же, Господи, всякому христолюбивому воину быть в числе первых, а не вторых!


 





Оставить комментарий