Метки






250 лет назад открылся Эрмитаж


250 лет  Эрмитаж

7 декабря на петербургской Дворцовой площади состоится масштабный бал. Подробности до самого конца держатся в секрете — но петербуржцы подозревают, что в этот день главная площадь Северной столицы вернется в екатерининские времена. Виновники торжества — сама императрица и... Государственный Эрмитаж.

«Государственное уединение», или, еще точнее, «государственная келья отшельника», — название самого посещаемого музея Петербурга звучит парадоксально. Чтобы разобраться, в чем, собственно, дело, следует окунуться поглубже в прошлое — на 250 лет назад, в 1764 год, с которого главное российское собрание картин и отсчитывает свою историю.

Название «Эрмитаж» — ровесник самого музея. Свое имя размещенный ныне в роскошном растреллиевском Зимнем дворце музей унаследовал от другой постройки. Малый Эрмитаж, дворцовый флигель, распоряжение о строительстве которого Екатерина отдала в том же 1764 году, стал не только площадкой для камерных спектаклей, которые императрица предпочитала называть «эрмитажами». В стенах этого сложносочиненного здания она разместила собственную коллекцию живописи — ставшую началом нынешнего огромного собрания искусств.

«Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре; вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно», — хвасталась императрица в письме. Архитектурная графика также была предметом ее интереса — а вот живопись оставляла государыню равнодушной. Однако ее заграничные собеседники — Дидро, Гримм, Фальконе — не раз сообщали ей, что коллекция картин — непременный атрибут «просвещенного государя». Так что «собрать в своей столице образцовые произведения искусства» Екатерину толкнули скорее политические мотивы.

В конце 1764-го в ее руках оказывается то ли 225, как считают сами сотрудники нынешнего Эрмитажа, то ли 317, как полагают некоторые искусствоведы, живописных полотен. Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Стен — они были отправлены в Петербург в счет 183 тысяч талеров, которые берлинский купец Иоганн Гоцковский задолжал князю Долгорукому, играя в винт. Такова одна из версий.

По другим — то ли картины поступили в императорскую казну в счет контрибуции, которую Пруссия должна была выплатить России за потери в Семилетней войне, то ли о контрибуции в этот раз речи не шло, однако Екатерина хотела таким образом подчеркнуть статус России как победительницы в войне. И на правах победительницы выкупить у поверженного противника произведения искусства.

Что именно происходило за закрытыми дверями, когда Гоцковский прибыл на аудиенцию к Екатерине, еще предстоит выяснить. Но так или иначе, в ее руках оказалось несколько сотен картин. 7 декабря по новому стилю, в день святой великомученицы Екатерины, императрица торжественно открыла художественную галерею.

Первыми зрителями были придворные, приезжавшие в российскую столицу важные сановники и другие именитые гости. Публичным музей стал в николаевскую эпоху, в 1852 году, когда для посещения всеми желающими открылся Новый Эрмитаж, куда и переехала императорская коллекция искусств, расширившаяся за прошедшие годы.

Первым за пополнение императорских арт-закромов взялся лучший екатерининский дипломат Дмитрий Голицын. В отличие от своей госпожи, Голицын действительно интересовался искусством, а жизнь в Европе в качестве посланника русского двора позволяла ему пристально изучать тамошние собрания. И при случае — покупать их жемчужины. В 1767 в Париже он приобрел «Возвращение блудного сына» кисти Рембрандта, в 1770-м, при посредничестве Дени Дидро, в Женеве перекупил собрание живописи Франсуа Троншена, далеко не последнего европейского коллекционера. А спустя два года уже сам Троншен поспособствовал тому, чтобы в Эрмитаж попало прославленное собрание барона де Тьера: еще два знаменитейших холста Рембрандта, «Да-ная» и «Святое семейство», еще одно полотно на рождественскую тему, на сей раз кисти Рафаэля Санти, «Юдифь» Джорджоне...

К 1797 году, когда после смерти Екатерины стали подводить итоги ее царствования, в эрмитажном собрании насчитали 3996 картин.

ЖЕМЧУЖИНЫ В КОРОНЕ ИМПЕРИИ

Найти среди тысяч предметов искусства, хранящихся (или когда-либо хранившихся) в Эрмитаже, самые впечатляющие — задача не из легких. Но можно, по крайней мере, назвать самые знаменитые.

«Лютнист» Караваджо. Портрет юноши с музыкальным инструментом и партитурой мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас», написанный в 1596 году, попал в собрание русских императоров в 1808-м. Полотно, до сих пор остающееся единственной картиной Караваджо в Эрмитаже, купил на парижском аукционе Франц Лабенский, многолетний хранитель эрмитажного собрания живописи.

«Прачка» Жана-Батиста Шардена. Это далеко не единственная работа французского художника в коллекции музея. Более того, к Шардену, певцу простого народа, Екатерина испытывала уважение и считала лично знакомым — через Дидро. А в 1766 году она заказала мастеру для украшения строящегося здания Академии художеств «Натюрморт с атрибутами искусств» — который теперь также находится в Эрмитаже.

«Мадонна Конестабиле» Рафаэля Санти. От этой миниатюрной (и, вероятно, незаконченной) работы мастера итальянского Возрождения, которую в 1871 году Александр II подарил супруге Марии Александровне, Эрмитаж чуть было не избавился в ходе знаменитых распродаж советского времени. Однако (даже несмотря на скромную цену) покупателя на нее так и не нашлось. И «Мадонна Конестабиле» остается одной из двух картин Рафаэля в собрании музея.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Богоматерь, младенец Христос и птенец щегла в его руке — по всей видимости, плод коллективных усилий. Кисти самого Леонардо принадлежит голова Марии — а вот в авторстве фигуры Христа искусствоведы подозревают Больтраффио, одного из учеников мастера. Законченное к 1491 году полотно было создано для правителей Милана, позже перешло к аристократической фамилии Литта, один из потомков которой продал ее в 1864 году Эрмитажу за 100 тысяч франков.

«Дама в голубом» Томаса Гейнсборо. Гейнсборо — далеко не самый известный российской публике европейский живописец. Однако написанный им около 1870 года портрет дамы в жемчужно-голубом изысканном наряде стал одной из визитных карточек эрмитажного собрания. Портрет, по всей видимости, изображающий герцогиню де Бофор, дочь адмирала Боскауэна и одной из основательниц кружка «синих чулок» Френсис Боскауэн, был приобретен в конце XIX столетия егермейстером Александром Хитрово. Он завещал всю свою коллекцию Эрмитажу — куда «Дама в голубом» и попала в 1912 году, после смерти владельца.


 





Оставить комментарий