Метки






Деревенские песни и певцы


Этнографическое обозрение, 1903, № 1, с. 94-97.

Деревенские песни и певцы. Из поездки по Новгородской губернии: по уездам Череповецкому, Белозерскому и Кирилловскому

<...> Теперь затрону важный вопрос о способе собирания песен. Есть очень достойные собиратели, которым удается собрать целую коллекцию песен, не трогаясь с места. Они довольствуются случайно попавшими в их руки интересными экземплярами песен от самых разнообразных исполнителей, начиная с оперных певцов и кончая своей кухаркой или лакеем. Достоинства этих записей зависят всецело от таланта собирателя, от его музыкального чутья. <...>
Другие собиратели, живя в деревне, изучают свою округу <...>и собирают местные песни. В выводы их исследования может вкрасться некая односторонность, но у них в руках уже более ценные данные — они стоят у самого источника.
Третий способ-специальные поездки для записывания песен, — может быть, самый правильный. Я говорю «может быть», потому что, испытав его на деле, вижу и в нем некоторые недостатки. Преимущество его в том, что он открывает собирателю огромное поле исследования, дает возможность познакомиться с песней разных местностей, сравнивать различные варианты песен. Главный же его недостаток — невольная спешность дела и иногда отсутствие предварительного знакомства с местными условиями и с людьми, с которыми приходится иметь дело. Вообще, мне думается, важно привлечь к делу собирания песен местные деревенские силы. <...> Из личного опыта я убедилась, что немногие интеллигенты знают песни своей местности. <...> Ценны только указания людей, действительно интересующихся этим делом. Узнать же их можно только на месте. Поэтому я рекомендовала бы предварительные поездки для ознакомления с местностью и населением, во время которых можно определить пункты, где стоит записывать песни и познакомиться с «песенниками». Вот эти народные певцы, главным образом старики и старухи, и есть тот элемент, который важен для собирания хоровых записей. Нужно познакомиться с ними во время предварительной поездки, просить их приготовить песни «артелью», как они называют, к следующему приезду собирателя. <...> Я думаю, что это единственный способ приблизиться к идеальной записи народного хорового исполнения. <...>
Мне кажется, очень важно установить в народе тот взгляд, что помнить и петь старинные песни не стыдно и не только не преступление, но даже в своем роде гражданская доблесть.
Тогда повсеместно старики и старухи постараются припомнить многие забытые песни Хорошо было бы даже давать за это какую-нибудь награду, подарки или благодарность в какой-либо иной форме. Тогда не были бы возможны факты, подобные случившемуся в Тамбовской губернии в одну из моих прошлых поездок, когда 63-летнего старика-запевалу священник поставил на колени в церкви, при всем народе, за то, что он пел песни в неурожайный год. <.. >
Закончу несколькими словами о музыкальном значении фонографической записи песен. Я смотрю на фонограф как на удивительно удобную записную книжку, которую, конечно, лучше всего понимает тот, кто записал в нее. Лично мне никогда бы не записать все голоса во время исполнения: я записываю медленно. Удачно записанная фонографом песня всецело сохраняет свой оригинальный характер как в ритмическом, так и в гармоническом смысле. Каждая песня, если дать ей возможность вылиться на бумаге в той форме, которую ей придали певцы-импровизаторы, подчинив напев слову, каждая песня, повторяю, носит особенный, интересный в музыкальном отношении характер.

Е. Э. Линева

Этнографическое обозрение, 1903, № 1, с. 94-97.


 





Оставить комментарий