Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Деревенские песни и певцы. Из поездки по Новгородской губернии: по уездам Череповецкому, Белозерскому и Кирилловскому
<...> Теперь затрону важный вопрос о способе собирания песен. Есть очень достойные собиратели, которым удается собрать целую коллекцию песен, не трогаясь с места. Они довольствуются случайно попавшими в их руки интересными экземплярами песен от самых разнообразных исполнителей, начиная с оперных певцов и кончая своей кухаркой или лакеем. Достоинства этих записей зависят всецело от таланта собирателя, от его музыкального чутья. <...>
Другие собиратели, живя в деревне, изучают свою округу <...>и собирают местные песни. В выводы их исследования может вкрасться некая односторонность, но у них в руках уже более ценные данные — они стоят у самого источника.
Третий способ-специальные поездки для записывания песен, — может быть, самый правильный. Я говорю «может быть», потому что, испытав его на деле, вижу и в нем некоторые недостатки. Преимущество его в том, что он открывает собирателю огромное поле исследования, дает возможность познакомиться с песней разных местностей, сравнивать различные варианты песен. Главный же его недостаток — невольная спешность дела и иногда отсутствие предварительного знакомства с местными условиями и с людьми, с которыми приходится иметь дело. Вообще, мне думается, важно привлечь к делу собирания песен местные деревенские силы. <...> Из личного опыта я убедилась, что немногие интеллигенты знают песни своей местности. <...> Ценны только указания людей, действительно интересующихся этим делом. Узнать же их можно только на месте. Поэтому я рекомендовала бы предварительные поездки для ознакомления с местностью и населением, во время которых можно определить пункты, где стоит записывать песни и познакомиться с «песенниками». Вот эти народные певцы, главным образом старики и старухи, и есть тот элемент, который важен для собирания хоровых записей. Нужно познакомиться с ними во время предварительной поездки, просить их приготовить песни «артелью», как они называют, к следующему приезду собирателя. <...> Я думаю, что это единственный способ приблизиться к идеальной записи народного хорового исполнения. <...>
Мне кажется, очень важно установить в народе тот взгляд, что помнить и петь старинные песни не стыдно и не только не преступление, но даже в своем роде гражданская доблесть.
Тогда повсеместно старики и старухи постараются припомнить многие забытые песни Хорошо было бы даже давать за это какую-нибудь награду, подарки или благодарность в какой-либо иной форме. Тогда не были бы возможны факты, подобные случившемуся в Тамбовской губернии в одну из моих прошлых поездок, когда 63-летнего старика-запевалу священник поставил на колени в церкви, при всем народе, за то, что он пел песни в неурожайный год. <.. >
Закончу несколькими словами о музыкальном значении фонографической записи песен. Я смотрю на фонограф как на удивительно удобную записную книжку, которую, конечно, лучше всего понимает тот, кто записал в нее. Лично мне никогда бы не записать все голоса во время исполнения: я записываю медленно. Удачно записанная фонографом песня всецело сохраняет свой оригинальный характер как в ритмическом, так и в гармоническом смысле. Каждая песня, если дать ей возможность вылиться на бумаге в той форме, которую ей придали певцы-импровизаторы, подчинив напев слову, каждая песня, повторяю, носит особенный, интересный в музыкальном отношении характер.
Е. Э. Линева
Этнографическое обозрение, 1903, № 1, с. 94-97.