Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Васнецов. Скоморохи.
О скоморохах. И. С. Беляев
<...> Гораздо ближе к нашему предмету другое аналогическое указание: в Патерике XV столетия и в Прологе XVI слово «скоморох» заменяет греческое рожечник, дударь. Принимая во внимание, с одной стороны, важное значение, какое имели дудари и духовые инструменты у соплеменных нам славян* с другой-видя, что наши скоморохи с волынками, сурнами и домрами участвуют в обрядах поминальных и свадебных, мы несомненно убеждаемся в значительной близости скоморохов с дударями польскими, белорусскими и чешскими. Есть еще атрибут наших скоморохов, атрибут древнейший и более знаменательный, нежели духовые инструменты, -это гусли. Этим атрибутом скоморохи роднятся с славянскими гуслярами (польск. — Оeslaгzе), название которых указывает на язычески-священное значение: guslага, guslari, guslа — в польском имеют значение колдовства, в готском значение алтаря**. Принимая во внимание, что скоморохи в древнейших наших памятниках являются более с гуслями и что у поляков гусляры древнее дударей, мы думаем,что скоморохи своим появлением в русской жизни обязаны тому же мифическому процессу, который вызвал к жизни гусляров и дударей у других славян. <...>
Скоморохи в начале своем, как мы отчасти указали, по всей вероятности, имевшие более серьезное значение, в памятниках, до нас дошедших, являются с характером комическим, являются глумцами. Самая гусля, которая у древних славян VI столетия удушевляла (воодушевляла) героев, в руках скоморохов изменяет свой характер: ее заглушают звуки других инструментов-волынки, сурны, домры, гудка со смыком; но особенно страдает ее величаво-серьезный тон от гиканья и пляски замаскированной ватаги, которая поет и причитает разные песни и поговорки под звуки своего разнообразного оркестра. Должно, впрочем, заметить, что и здесь по временам проносятся отзвуки какого-то иного, некогда более осмысленного веселья.
<...> Нет сомнения, что и народ допускал их [скоморохов] на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми по той же старой памяти. <...> Этот-то поминальный обряд, более степенный в XI столетии, пока язычество имело для народа более близкое и серьезное значение, совершался в XVI столетии уже с более комическим характером. <...> В вышеприведенном свидетельстве Стоглава, кажется, находится и объяснение причины, по которой скоморохи с своими играми являются соучастниками поминок. В этом свидетельстве скоморохи названы иначе глумцами; глагол же глумиться означал первоначально еxer[сi]tium, упражнение, подвиг, то есть то, что называется собственно тризной. В сем случае остается непонятным веселый, комический характер этой тризны, но он, как кажется, явился уже позднее, когда с уничтожением язычества мало-помалу забылось серьезное значение тризны и игры ее остались в виде пустого обряда, под который подложено было уже вновь назначение развеселять и утешать плачущих по умершем. <...>
Остатки серьезного значения скоморохов во времена, близкие к язычеству, сохранившиеся в поминальных обрядах от XVI столетия доныне, с новой ясностью выступают в обрядах свадебных. <...>
Музыка наших скоморохов при свадебных поездах имела какое-то охраняющее благожелательное влияние, подобно музыке белорусских дударей и чешских дудаков <...> Употребление скоморошьих игр и музыки при свадьбах так сильно в народе, что оно, несмотря на запрещения духовенства, хранилось и доселе хранится в народе. <...>
Но не в одних только поминальных и свадебных обрядах участвовали скоморохи, их можно назвать цехом музыкантов и фигляров которые предлагали свои услуги повсюду, где открывалась какая бы то ни была потребность в музыке и игрищах.
В чём же состояли игры скоморохов? По изображению памятников XVI и XVII столетий мы видим скоморохов, совершающих позоры или глумы с пением и пляскою; при этом является множество атрибутов, именно: гусли, гудки со смыками, сурны или волынки и вообще духовые инструменты — трубы, сопели, домры, бубны и, наконец, маски и платье скоморошеское. <...> Сравнивая памятники сии с другими по их относительной древности, должно заключить, что столь разнообразные атрибуты соединились вместе и стали употребляться для лотехн народной не вдруг, что первоначально эти атрибуты употреблялись отдельно, сообразно с назначением скоморошьей игры <...>
Впоследствии же, когда скоморохи утратили свое языческое значение и стали совокупляться в большие ватаги бродячих воров-музыкантов, что случилось около половины XVI столетия, они стали уже безразлично употреблять все, что могло веселить и занимать зрителя. <...>
<...>В том, что дошло к нам из него (скоморошества. -П. В.), нас особенно поражает находчивое удальств, веселье и ловкость. <...>
Есть основания думать, что большая часть песен, исполненных скоморохами, и сцен, разыгранных ими, выливались экспромтом и были в прямой связи с обстоятельствами, при которых скоморохи давали свои представления. <...>
Составляя, как, например, в XVI столетии, целые ватаги до 60 и 70-ти, даже до ста человек и пускаясь иногда на буйные и воровские дела, скоморохи сохраняли большею частью и тут всегдашнюю свою находчивость, веселие и удаль, замаскировывая, таким образом, пением и плясками свои воровские проделки и давая своим подвигам насмешливый характер <...>
Временник Московского общества истории и древностей российских. М., 1854, кн. 20, с 70-91.
*Уважение к кобзам у поляков простиралоса до тогот что кобзы знаменитых игроков вешались даже в храмах на алтаре или под иконою.
** Важное значзние гусляров у славян язычников доказывается особенно тем, что в XI столетии в Польше после Мечислава II и при Казимире поднялось восстание против христиан по наушению гусляров.
---------------
Иван Степанович Беляев (1860—1918), — историк-архивист. Опубликовал ряд работ по истории русской культуры среди них «Бытовые очерки прошлого», «К истории развлечений москвичей в первой половине XVIII столетия» и другие.