Метки






О скоморохах. 1854 г


Васнецов. Скоморохи.
Васнецов. Скоморохи.

О скоморохах. И. С. Беляев

<...> Гораздо ближе к нашему предмету другое аналогическое указание: в Патерике XV столетия и в Прологе XVI слово «скоморох» заменяет греческое рожечник, дударь. Принимая во внимание, с одной стороны, важное значение, какое имели дудари и духовые инструменты у соплеменных нам славян* с другой-видя, что наши скоморохи с волынками, сурнами и домрами участвуют в обрядах поминальных и свадебных, мы несомненно убеждаемся в значительной близости скоморохов с дударями польскими, белорусскими и чешскими. Есть еще атрибут наших скоморохов, атрибут древнейший и более знаменательный, нежели духовые инструменты, -это гусли. Этим атрибутом скоморохи роднятся с славянскими гуслярами (польск. — Оeslaгzе), название которых указывает на язычески-священное значение: guslага, guslari, guslа — в польском имеют значение колдовства, в готском значение алтаря**. Принимая во внимание, что скоморохи в древнейших наших памятниках являются более с гуслями и что у поляков гусляры древнее дударей, мы думаем,что скоморохи своим появлением в русской жизни обязаны тому же мифическому процессу, который вызвал к жизни гусляров и дударей у других славян. <...>

Скоморохи в начале своем, как мы отчасти указали, по всей вероятности, имевшие более серьезное значение, в памятниках, до нас дошедших, являются с характером комическим, являются глумцами. Самая гусля, которая у древних славян VI столетия удушевляла (воодушевляла) героев, в руках скоморохов изменяет свой характер: ее заглушают звуки других инструментов-волынки, сурны, домры, гудка со смыком; но особенно страдает ее величаво-серьезный тон от гиканья и пляски замаскированной ватаги, которая поет и причитает разные песни и поговорки под звуки своего разнообразного оркестра. Должно, впрочем, заметить, что и здесь по временам проносятся отзвуки какого-то иного, некогда более осмысленного веселья.

<...> Нет сомнения, что и народ допускал их [скоморохов] на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми по той же старой памяти. <...> Этот-то поминальный обряд, более степенный в XI столетии, пока язычество имело для народа более близкое и серьезное значение, совершался в XVI столетии уже с более комическим характером. <...> В вышеприведенном свидетельстве Стоглава, кажется, находится и объяснение причины, по которой скоморохи с своими играми являются соучастниками поминок. В этом свидетельстве скоморохи названы иначе глумцами; глагол же глумиться означал первоначально еxer[сi]tium, упражнение, подвиг, то есть то, что называется собственно тризной. В сем случае остается непонятным веселый, комический характер этой тризны, но он, как кажется, явился уже позднее, когда с уничтожением язычества мало-помалу забылось серьезное значение тризны и игры ее остались в виде пустого обряда, под который подложено было уже вновь назначение развеселять и утешать плачущих по умершем. <...>

Остатки серьезного значения скоморохов во времена, близкие к язычеству, сохранившиеся в поминальных обрядах от XVI столетия доныне, с новой ясностью выступают в обрядах свадебных. <...>

Музыка наших скоморохов при свадебных поездах имела какое-то охраняющее благожелательное влияние, подобно музыке белорусских дударей и чешских дудаков <...> Употребление скоморошьих игр и музыки при свадьбах так сильно в народе, что оно, несмотря на запрещения духовенства, хранилось и доселе хранится в народе. <...>

Но не в одних только поминальных и свадебных обрядах участвовали скоморохи, их можно назвать цехом музыкантов и фигляров которые предлагали свои услуги повсюду, где открывалась какая бы то ни была потребность в музыке и игрищах.

В чём же состояли игры скоморохов? По изображению памятников XVI и XVII столетий мы видим скоморохов, совершающих позоры или глумы с пением и пляскою; при этом является множество атрибутов, именно: гусли, гудки со смыками, сурны или волынки и вообще духовые инструменты — трубы, сопели, домры, бубны и, наконец, маски и платье скоморошеское. <...> Сравнивая памятники сии с другими по их относительной древности, должно заключить, что столь разнообразные атрибуты соединились вместе и стали употребляться для лотехн народной не вдруг, что первоначально эти атрибуты употреблялись отдельно, сообразно с назначением скоморошьей игры <...>
Впоследствии же, когда скоморохи утратили свое языческое значение и стали совокупляться в большие ватаги бродячих воров-музыкантов, что случилось около половины XVI столетия, они стали уже безразлично употреблять все, что могло веселить и занимать зрителя. <...>

<...>В том, что дошло к нам из него (скоморошества. -П. В.), нас особенно поражает находчивое удальств, веселье и ловкость. <...>

Есть основания думать, что большая часть песен, исполненных скоморохами, и сцен, разыгранных ими, выливались экспромтом и были в прямой связи с обстоятельствами, при которых скоморохи давали свои представления. <...>

Составляя, как, например, в XVI столетии, целые ватаги до 60 и 70-ти, даже до ста человек и пускаясь иногда на буйные и воровские дела, скоморохи сохраняли большею частью и тут всегдашнюю свою находчивость, веселие и удаль, замаскировывая, таким образом, пением и плясками свои воровские проделки и давая своим подвигам насмешливый характер <...>

Временник Московского общества истории и древностей российских. М., 1854, кн. 20, с 70-91.

*Уважение к кобзам у поляков простиралоса до тогот что кобзы знаменитых игроков вешались даже в храмах на алтаре или под иконою.
** Важное значзние гусляров у славян язычников доказывается особенно тем, что в XI столетии в Польше после Мечислава II и при Казимире поднялось восстание против христиан по наушению гусляров.

---------------

Иван Степанович Беляев (1860—1918), — историк-архивист. Опубликовал ряд работ по истории русской культуры среди них «Бытовые очерки прошлого», «К истории развлечений москвичей в первой половине XVIII столетия» и другие.


 





Оставить комментарий