Метки






О музыкальной стороне частушек


О музыкальной стороне частушек

Замечания о музыкальной стороне частушек. Дмитриева Е. И. 1914 г.

Частушка-вид русской народной песни, обильной словами но бедной музыкой. Текст самого разнообразного содержания исполняется на один несложный напев, причем напев этот не рассчитан на протяжное исполнение.

В народном сознании частушка с музыкальной стороны занимает низшее место по сравнению со всеми другими видами русской песни, между тем ни одна деревенская песня в настоящее время не пользуется такой популярностью. Частушка исполняется хором собравшихся в праздник парней во главе с гармонистом; ее поют девушки во время гулянья, в ожидании хоровода; для «распевки» перед протяжными песнями и после них-для «отдыха»-поют частушку отдельные лица обоего шла и различных возрастов (не исключая и старух) за полевыми и домашними работами; частушка служит и колыбельной песней, и живой музыкой для танцев.

Такое широкое применение частушки вытекает помимо других условий из ее музыкальной простоты и доступности. Самостоятельных мелодий частушки возможно насчитать около десяти, остальные представляют собой заимствования из различных песен.

Самостоятельная мелодия частушки обычно мажорная с размером в две четверти (2/4) укладывается в четырех тактах и обнимает не более 5-6 ступеней гаммы; на четыре такта мелодии приходятся две строки текста, поэтому при пении длинной частушки получается утомительное музыкальное однообразие. Ритм частушки очень выдержан; темп исполнения зависит от тех условий, при которых она поется самый медленный темп приходится на пение за работой самый быстрый — при танцах.

Двухстрочные частушки, называемые в среднерусском черноземном районе «страданьями», в музыкальном отношении стоят особняком. Их мелодия несколько длиннее (до 8-ми тактов), богаче, и исполняются они протяжнее.

Частушка чаще, чем другие песни, сопровождается аккомпанементом какого-нибудь инструмента, известного в данной местности (гармоньи, балалайки, бандуры), причем пение чередуется с музыкой следующим образом: после каждых пропетых двух, четырех строк певцы замолкают и предоставляют инструменту играть одному ту же мелодию, украшенную форшлагами, гаммами и группетто. Если поют без аккомпанемента, то между частушками просто делают паузы.

Поется частушка чаще всего на один голос с подголосками, но может исполняться и на два, и на три самостоятельных голоса.

В единоличном исполнении мелодия частушки поется то в одной, то в другой октаве, оставаясь в той же тональности; это явление встречается чаще среди женщин, обладающих голосами большого диапазона.

Один и тот же текст частушки по произволу исполнителя поется на разные напевы и в разном темпе; иногда весь запас частушек, помещающихся в памяти, исполняется на один мотив.
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что связь с музыкой в частушке не достаточно тесна и что главное внимание поющих обращается на содержание частушек, а не на их музыкальную сторону.

---------------------
кн.: Сборник великорусских частушек / Ред. Е. И Елеонской. М... 1914


 





Оставить комментарий