Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Замечания о музыкальной стороне частушек. Дмитриева Е. И. 1914 г.
Частушка-вид русской народной песни, обильной словами но бедной музыкой. Текст самого разнообразного содержания исполняется на один несложный напев, причем напев этот не рассчитан на протяжное исполнение.
В народном сознании частушка с музыкальной стороны занимает низшее место по сравнению со всеми другими видами русской песни, между тем ни одна деревенская песня в настоящее время не пользуется такой популярностью. Частушка исполняется хором собравшихся в праздник парней во главе с гармонистом; ее поют девушки во время гулянья, в ожидании хоровода; для «распевки» перед протяжными песнями и после них-для «отдыха»-поют частушку отдельные лица обоего шла и различных возрастов (не исключая и старух) за полевыми и домашними работами; частушка служит и колыбельной песней, и живой музыкой для танцев.
Такое широкое применение частушки вытекает помимо других условий из ее музыкальной простоты и доступности. Самостоятельных мелодий частушки возможно насчитать около десяти, остальные представляют собой заимствования из различных песен.
Самостоятельная мелодия частушки обычно мажорная с размером в две четверти (2/4) укладывается в четырех тактах и обнимает не более 5-6 ступеней гаммы; на четыре такта мелодии приходятся две строки текста, поэтому при пении длинной частушки получается утомительное музыкальное однообразие. Ритм частушки очень выдержан; темп исполнения зависит от тех условий, при которых она поется самый медленный темп приходится на пение за работой самый быстрый — при танцах.
Двухстрочные частушки, называемые в среднерусском черноземном районе «страданьями», в музыкальном отношении стоят особняком. Их мелодия несколько длиннее (до 8-ми тактов), богаче, и исполняются они протяжнее.
Частушка чаще, чем другие песни, сопровождается аккомпанементом какого-нибудь инструмента, известного в данной местности (гармоньи, балалайки, бандуры), причем пение чередуется с музыкой следующим образом: после каждых пропетых двух, четырех строк певцы замолкают и предоставляют инструменту играть одному ту же мелодию, украшенную форшлагами, гаммами и группетто. Если поют без аккомпанемента, то между частушками просто делают паузы.
Поется частушка чаще всего на один голос с подголосками, но может исполняться и на два, и на три самостоятельных голоса.
В единоличном исполнении мелодия частушки поется то в одной, то в другой октаве, оставаясь в той же тональности; это явление встречается чаще среди женщин, обладающих голосами большого диапазона.
Один и тот же текст частушки по произволу исполнителя поется на разные напевы и в разном темпе; иногда весь запас частушек, помещающихся в памяти, исполняется на один мотив.
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что связь с музыкой в частушке не достаточно тесна и что главное внимание поющих обращается на содержание частушек, а не на их музыкальную сторону.
---------------------
кн.: Сборник великорусских частушек / Ред. Е. И Елеонской. М... 1914