Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Основная область научных изучений В. П. Адриановой-Перетц — древнерусская литература. Заслуги ее здесь исключительно велики.1 Вместе с тем, исследуя произведения русской литературы XI-начала XVIII века, В. П. Адрианова-Перетц всегда уделяла большое внимание тесно соприкасающейся с ней области художественного творчества — народной поэзии, освещая сложные вопросы взаимодействия литературы и фольклора в средневековый период развития русской литературы Пристальное внимание к этим вопросам видно уже в ранних работах В П. Адриановой-Перетц, например в магистерской ее диссертации «Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности», опубликованной в 1917 году, где на огромном материале записей духовного стиха об Алексее человеке божием прослеживается жизнь этого стиха в устной поэтической традиции русского, украинского и белорусского народов. В работах, выполненных в 40-50-е годы, проблема взаимоотношения древнерусской литературы и фольклора становится для В. П. Адриановой-Перетц одной из центральных, непосредственно связанных с такими коренными историко-литературными и теоретическими вопросами, как возникновение древнерусской литературы, закономерности ее развития, ее классовый характер и народность, художественный метод и стилевые особенности.
В П. Адрианова-Перетц публикует ряд работ, которые отмечены настойчивыми и целеустремленными поисками верной методологии и методики исследования проблемы взаимоотношения литературы и фольклора древней Руси. В этих работах глубокие размышления общеметодологического плана неизменно сливаются с анализом конкретного материала. На статьях, появившихся в течение последних примерно десяти лет, можно отчетливо проследить, как развивалось и углублялось понимание данной проблемы «следователем, как в поле зрения Варвары Павловны входили все новые вопросы, как расширялся самый объект изучения. К этим работам в первую очередь относятся: «Очерки поэтического стиля древней Руси» (1947), «Древнерусская литература и фольклор. (К постановке проблемы)» (ТОДРЛ, 1949, т. VII), «Слово о полку Игореве и русская народная поэзия» (ИОЛЯ, 1950, т. IX, вып. 6), «Историческая литература ХI-начала XV в. и народная поэзия» (ТОДРЛ, 1951, т. VIII), «Исторические повести XVII века и устное народное творчество» (ТОДРЛ, 1953, т. IX), «У истоков русской сатиры» (ИОЛЯ, 1954, т. XIII, вып. 1) и другие. В. П. Адриановой-Перетц принадлежит постановка и разработка вопросов методологического характера, относящихся к взаимоотношению фольклора и литературы в древней Руси. Многочисленные факты прямого соприкосновения литературы и устной поэзии, непосредственного отражения устно-поэтических произведений в повествовательной и сатирической литературе, в летописании и в местных легендах-все это, по справедливому утверждению исследователя, должно быть осмыслено с точки зрения «проблемы соотнесения двух мировоззрений и двух художественных методов, то сближавшихся до полного совпадения, то расходившихся по своей принципиальной несовместимости». В основе сравнительного исследования должно лежать изучение и понимание классовой сущности и классовой дифференциации фольклора и литературы древней Руси, определявших отношение писателя и народного поэта к исторической действительности. Отсюда важные требования, которые выдвигает В. П. Адрианова-Перетц перед всеми исследователями данной проблемы: изучать, что, как, почему и с какой целью берет древнерусский писатель в фольклоре; соблюдать крайнюю вдумчивость и осторожность в оценке идейно-классового смысла сближения литературы с фольклором. Чрезвычайно важным является тезис о том, что родство произведений литературы и фольклора возникает тогда, «когда писатель и народный поэт сходятся в своем отношении к исторической действительности, в оценке событий и лиц», и что установление такого внутреннего родства помогает вскрыть характер и особенности народности передовых явлений древнерусской литературы В своих работах В П. Адрианова-Перетц дала образцы методологически четкого, вдумчивого исследования конкретных фактов взаимоотношения литературы и фольклора. Ее статьи, посвященные выяснению роли фольклора в развитии исторической литературы XI-XVII веков, в становлении демократической сатиры, отражению фольклора в таких памятниках, как «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», показывают всю идейно-художественную сложность и принципиальную значительность обращения передовых писателей древней Руси к фольклору. В своих исследованиях проблемы В. П. Адрианова-Перетц постоянно обращается к такому ее аспекту, как взаимоотношение художественных стилей фольклора и литературы, внося и сюда ясность основных методологических принципов, касающихся изучения проблемы в целом. Стилистическое родство литературных и фольклорных памятников осмысляется Варварой Павловной как проявление глубоких и специфических для искусства средневековья процессов художественного восприятия и отражения действительности. Наиболее полно и четко эта сторона исследований В. П. Адриановой-Перетц проявилась в книге «Очерки поэтического стиля древней Руси». Здесь ставится задача восстановления «системы художественных средств, с помощью которых древнерусский писатель решал возникавшие перед ним задачи». В итоге изучения выясняется, какую большую роль в создании этой системы сыграла наряду с образностью живого русского языка устная поэзия. Постоянное обращение В. П. Адриановой-Перетц к вопросам народной поэзии не только диктовалось специальными задачами исследования древнерусской литературы. Оно связано с живым интересом Варвары Павловны к самому народно-поэтическому творчеству, интересом, который проявлялся в разных формах в течение всей ее научной деятельности.
Так, в начале 20-х годов В. П. Адрианова-Перетц читала курс фольклора на Высших курсах искусствознания при Государственном институте истории искусств (ГИИИ), а несколько позже она возглавила образовавшуюся в Крестьянской секции ГИИИ фольклорную группу (в составе А. М. Астаховой, А. Я. Козыревой, Н. П. Колпаковой, И В. Карнауховой, А. И. Никифорова, В. Я Проппа), в которой выросли участники экспедиций на север 1926—1929 годов.
В. П. Адрианова-Перетц явилась редактором и рецензентом многих фольклористических изданий, неоднократно выступала в качестве оппонента на защитах диссертаций по фольклору. Под ее редакцией вышел ряд фольклорных сборников: «Былины» (Л., 1950), «Былины Севера» (т II, Изд. АН СССР, М. -Л, 1951), «Русская сатирическая сказка в записях середины Х1Х-начала XX века» (Изд. АН СССР, М. -Л., 1955). Она приняла самое активное участие в трехтомном издании Сектора народного творчества Пушкинского Дома «Русское народное поэтическое творчество (Очерки по истории русского народного поэтического творчества Х-начала XX века)» (Изд АН СССР, М. -Л., 1953—1955). В П. Адрианова-Перетц была одним из главных инициаторов плана этого издания — рассмотрения народного творчества не по жанрам, как это было первоначально задумано, а по основным историческим этапам развития русского фольклора. Для осуществления этого плана Варвара Павловна привлекла к участию в работе других членов Сектора древнерусской литературы — Д. С. Лихачева и М. О. Скрипиля. Так возник I том «Очерков? -первый опыт построения истории фольклора, коллективный труд сотрудников двух секторов. Самой В П. Адриановой-Перетц принадлежит, кроме организации и редактуры всего тома, обширная статья (совместно с Б Н. Путиловым) — «Народное поэтическое творчество времени крестьянских и городских восстаний XVII в.». И в дальнейшем при подготовке двух следующих книг «Очерков» Варвара Павловна, оставаясь членом главной редакции, принимала живое участие в рецензировании, обсуждении и редактуре отдельных глав. По ее же инициативе сотрудниками Сектора народного творчества был составлен сборник «Избранные пословицы и поговорки русского народа» (издан под общей редакцией А. А. Прокофьева. М., 1957). для которого Варвара Павловна, большой знаток народной пословицы написала вступительную главу. В ней живо и выразительно раскрываются специфика жанра, особенности его развития, художественное мастерство.
В краткой заметке невозможно сколько-нибудь исчерпать хотя бы основ-ной круг тех вопросов взаимоотношения литературы и фольклора и истор и фольклора, которые содержатся в трудах Варвары Павловны Многие из этих вопросов, остро и четко поставленных В. П. Адриановой-Перетц, ждут своих исследователей. Труды В. П. Адриановой-Перетц чрезвычайно плодотворны не только для истории древнерусской литературы, но и для истории фольклора древней Руси. Анализ отдельных явлений фольклора, сохранившихся в составе литературных памятников, характеристика некоторых общих идейно-художественных особенностей древнерусской народной поэзии, принципиальные положения о классовой дифференциации в фольклоре русского средневековья, исследования по истории отдельных жанров-все это дает фольклористам ценнейший материал в их работе, будит исследовательскую мысль, вызывает уверенность в возможности созданиеподлинно научной истории русского народного творчества XI-XVII вв
--------
А. М. Астахова, Б. Н. Путилов