Метки






Варвара Павловна Адрианова-Перетц


Варвара Павловна Адрианова-Перетц
 
Основная область научных изучений В. П. Адриановой-Перетц — древнерусская литература. Заслуги ее здесь исключительно велики.1 Вместе с тем, исследуя произведения русской литературы XI-начала XVIII века, В. П. Адрианова-Перетц всегда уделяла большое внимание тесно соприкасающейся с ней области художественного творчества — народной поэзии, освещая сложные вопросы взаимодействия литературы и фольклора в средневековый период развития русской литературы Пристальное внимание к этим вопросам видно уже в ранних работах В П. Адриановой-Перетц, например в магистерской ее диссертации «Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности», опубликованной в 1917 году, где на огромном материале записей духовного стиха об Алексее человеке божием прослеживается жизнь этого стиха в устной поэтической традиции русского, украинского и белорусского народов. В работах, выполненных в 40-50-е годы, проблема взаимоотношения древнерусской литературы и фольклора становится для В. П. Адриановой-Перетц одной из центральных, непосредственно связанных с такими коренными историко-литературными и теоретическими вопросами, как возникновение древнерусской литературы, закономерности ее развития, ее классовый характер и народность, художественный метод и стилевые особенности.
В П. Адрианова-Перетц публикует ряд работ, которые отмечены настойчивыми и целеустремленными поисками верной методологии и методики исследования проблемы взаимоотношения литературы и фольклора древней Руси. В этих работах глубокие размышления общеметодологического плана неизменно сливаются с анализом конкретного материала. На статьях, появившихся в течение последних примерно десяти лет, можно отчетливо проследить, как развивалось и углублялось понимание данной проблемы «следователем, как в поле зрения Варвары Павловны входили все новые вопросы, как расширялся самый объект изучения. К этим работам в первую очередь относятся: «Очерки поэтического стиля древней Руси» (1947), «Древнерусская литература и фольклор. (К постановке проблемы)» (ТОДРЛ, 1949, т. VII), «Слово о полку Игореве и русская народная поэзия» (ИОЛЯ, 1950, т. IX, вып. 6), «Историческая литература ХI-начала XV в. и народная поэзия» (ТОДРЛ, 1951, т. VIII), «Исторические повести XVII века и устное народное творчество» (ТОДРЛ, 1953, т. IX), «У истоков русской сатиры» (ИОЛЯ, 1954, т. XIII, вып. 1) и другие. В. П. Адриановой-Перетц принадлежит постановка и разработка вопросов методологического характера, относящихся к взаимоотношению фольклора и литературы в древней Руси. Многочисленные факты прямого соприкосновения литературы и устной поэзии, непосредственного отражения устно-поэтических произведений в повествовательной и сатирической литературе, в летописании и в местных легендах-все это, по справедливому утверждению исследователя, должно быть осмыслено с точки зрения «проблемы соотнесения двух мировоззрений и двух художественных методов, то сближавшихся до полного совпадения, то расходившихся по своей принципиальной несовместимости». В основе сравнительного исследования должно лежать изучение и понимание классовой сущности и классовой дифференциации фольклора и литературы древней Руси, определявших отношение писателя и народного поэта к исторической действительности. Отсюда важные требования, которые выдвигает В. П. Адрианова-Перетц перед всеми исследователями данной проблемы: изучать, что, как, почему и с какой целью берет древнерусский писатель в фольклоре; соблюдать крайнюю вдумчивость и осторожность в оценке идейно-классового смысла сближения литературы с фольклором. Чрезвычайно важным является тезис о том, что родство произведений литературы и фольклора возникает тогда, «когда писатель и народный поэт сходятся в своем отношении к исторической действительности, в оценке событий и лиц», и что установление такого внутреннего родства помогает вскрыть характер и особенности народности передовых явлений древнерусской литературы В своих работах В П. Адрианова-Перетц дала образцы методологически четкого, вдумчивого исследования конкретных фактов взаимоотношения литературы и фольклора. Ее статьи, посвященные выяснению роли фольклора в развитии исторической литературы XI-XVII веков, в становлении демократической сатиры, отражению фольклора в таких памятниках, как «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», показывают всю идейно-художественную сложность и принципиальную значительность обращения передовых писателей древней Руси к фольклору. В своих исследованиях проблемы В. П. Адрианова-Перетц постоянно обращается к такому ее аспекту, как взаимоотношение художественных стилей фольклора и литературы, внося и сюда ясность основных методологических принципов, касающихся изучения проблемы в целом. Стилистическое родство литературных и фольклорных памятников осмысляется Варварой Павловной как проявление глубоких и специфических для искусства средневековья процессов художественного восприятия и отражения действительности. Наиболее полно и четко эта сторона исследований В. П. Адриановой-Перетц проявилась в книге «Очерки поэтического стиля древней Руси». Здесь ставится задача восстановления «системы художественных средств, с помощью которых древнерусский писатель решал возникавшие перед ним задачи». В итоге изучения выясняется, какую большую роль в создании этой системы сыграла наряду с образностью живого русского языка устная поэзия. Постоянное обращение В. П. Адриановой-Перетц к вопросам народной поэзии не только диктовалось специальными задачами исследования древнерусской литературы. Оно связано с живым интересом Варвары Павловны к самому народно-поэтическому творчеству, интересом, который проявлялся в разных формах в течение всей ее научной деятельности.
Так, в начале 20-х годов В. П. Адрианова-Перетц читала курс фольклора на Высших курсах искусствознания при Государственном институте истории искусств (ГИИИ), а несколько позже она возглавила образовавшуюся в Крестьянской секции ГИИИ фольклорную группу (в составе А. М. Астаховой, А. Я. Козыревой, Н. П. Колпаковой, И В. Карнауховой, А. И. Никифорова, В. Я Проппа), в которой выросли участники экспедиций на север 1926—1929 годов.
 
В. П. Адрианова-Перетц явилась редактором и рецензентом многих фольклористических изданий, неоднократно выступала в качестве оппонента на защитах диссертаций по фольклору. Под ее редакцией вышел ряд фольклорных сборников: «Былины» (Л., 1950), «Былины Севера» (т II, Изд. АН СССР, М. -Л, 1951), «Русская сатирическая сказка в записях середины Х1Х-начала XX века» (Изд. АН СССР, М. -Л., 1955). Она приняла самое активное участие в трехтомном издании Сектора народного творчества Пушкинского Дома «Русское народное поэтическое творчество (Очерки по истории русского народного поэтического творчества Х-начала XX века)» (Изд АН СССР, М. -Л., 1953—1955). В П. Адрианова-Перетц была одним из главных инициаторов плана этого издания — рассмотрения народного творчества не по жанрам, как это было первоначально задумано, а по основным историческим этапам развития русского фольклора. Для осуществления этого плана Варвара Павловна привлекла к участию в работе других членов Сектора древнерусской литературы — Д. С. Лихачева и М. О. Скрипиля. Так возник I том «Очерков? -первый опыт построения истории фольклора, коллективный труд сотрудников двух секторов. Самой В П. Адриановой-Перетц принадлежит, кроме организации и редактуры всего тома, обширная статья (совместно с Б Н. Путиловым) — «Народное поэтическое творчество времени крестьянских и городских восстаний XVII в.». И в дальнейшем при подготовке двух следующих книг «Очерков» Варвара Павловна, оставаясь членом главной редакции, принимала живое участие в рецензировании, обсуждении и редактуре отдельных глав. По ее же инициативе сотрудниками Сектора народного творчества был составлен сборник «Избранные пословицы и поговорки русского народа» (издан под общей редакцией А. А. Прокофьева. М., 1957). для которого Варвара Павловна, большой знаток народной пословицы написала вступительную главу. В ней живо и выразительно раскрываются специфика жанра, особенности его развития, художественное мастерство.
 
В краткой заметке невозможно сколько-нибудь исчерпать хотя бы основ-ной круг тех вопросов взаимоотношения литературы и фольклора и истор и фольклора, которые содержатся в трудах Варвары Павловны Многие из этих вопросов, остро и четко поставленных В. П. Адриановой-Перетц, ждут своих исследователей. Труды В. П. Адриановой-Перетц чрезвычайно плодотворны не только для истории древнерусской литературы, но и для истории фольклора древней Руси. Анализ отдельных явлений фольклора, сохранившихся в составе литературных памятников, характеристика некоторых общих идейно-художественных особенностей древнерусской народной поэзии, принципиальные положения о классовой дифференциации в фольклоре русского средневековья, исследования по истории отдельных жанров-все это дает фольклористам ценнейший материал в их работе, будит исследовательскую мысль, вызывает уверенность в возможности созданиеподлинно научной истории русского народного творчества XI-XVII вв

 

--------
А. М. Астахова, Б. Н. Путилов

 


 





Оставить комментарий