Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Традиционное искусство русской народной росписи по металлу, дереву и бересте, успешно развивавшееся на Среднем и Западном Урале с середины XVIII в. и находившееся на грани исчезновения во второй трети XX в., в результате целенаправленных работ было возрождено в 1970-е — начале 1980-х годов. Была сформирована идеология возрождения традиционного уральского искусства, проведена практическая работа с мастерами и художниками промысла (1962 — 1975 гг. — изучение наследия, проведение экспериментов, поиск носителей традиции и привлечение их к работе, создание банка данных, в том числе методического, вещественного и иллюстративного фонда материалов в НИИ художественной промышленности, на предприятии; 1978 — 1981 гг. — создание современных росписей с растительным узором на подносах; 1982 — 1990 гг. — формирование современного направления уральской традиции растительного орнамента, проведение экспериментов по восстановлению сюжетных и пейзажных росписей по металлу).
К началу 1980-х годов была создана новая неформальная инфраструктура, включающая производственные, учебные, исследовательские подразделения (Нижний Тагил — завод эмальпосуды, профтехучилище, музей-заповедник; Свердловск — Управление местной промышленности, УрГУ; Москва — НИИ художественной промышленности ). В результате работ получены следующие результаты:
— изучены коллекции в музеях разных регионов России (в том числе в Московской области — в Сергиевом Посаде и Егорьевске), а также Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Перьми, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и других, насчитывающие от десятков до сотен произведений;
— восстановлена система художественно-технических приёмов декоративного оформления подносов (двуцветный мазок, мотив уральской розы, композиции ветки, букета, живописный тип тагильского письма (вариант «бабы Груши»); графический золотного орнамента (вариант трафаретного узора с кистевой доработкой);
— подобраны соответствующие возможностям механизированного производства формы штампованных подносов (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные и другие), созданных художниками предприятия либо приобретенных у металлообрабатывающих предприятий Урала;
— подготовлены кадры мастеров-художников (профтехучилище — ежегодно до 30 человек, училище прикладного искусства — периодически по 10-12 человек в год);
— предприятие по выпуску расписных подносов успешно конкурирует с традиционным подмосковным промыслом и новыми предприятиями Сибири, реализуя продукцию на востоке России и в государствах СНГ и ближнего зарубежья (Украина, Средняя Азия, Прибалтика); его продукция формирует художественную среду современного жилища;
— современная уральская декоративная роспись постепенно завоёвывает позиции и уже как художественное явление в современном искусстве промыслов (бронзовая медаль на Всероссийской выставке народных художественных промыслов в 1977 — 1978 гг., серебряные медали художников и мастеров на ВДНХ в последующие годы, участие в отечественных и международных выставках);
— восстановлено устойчиво положительное отношение уральцев к расписному тагильскому подносу как явлению местной традиционной культуры;
— проведены исследовательские работы, сложился круг исследователей, углубившихся в проблемы лаковый живописи и декоративной росписи по металлу Урала: воспитанники свердловских вузов, преимущественно ученики профессора В. Павловского (кафедра искусствоведения УрГУ) — Н. Валеева, Г. Горбунова, А. Максяшин, Т. Петрухина, О. Силонова, Г. Шайдурова и другие). С 1982 г. проведено более десяти научных конференций и творческих семинаров на базе выставок (ВМДПНИ, МНИ, ЦВЗ, ГМЭ, ГРМ, екатеринбургский и нижнетагильский музеи) и нижнетагильских предприятий;
— опубликованы научные и учебно-методические труды по изучению традиций уральской народной росписи и обобщению опыта развития их в современных условиях (монографии, научные сборники, учебные пособия);
— В связи с резким изменением социально-экономических условий в стране и разрушением традиционных связей в развитии промысла сказываются отрицательные тенденции:
— накопленный художественно-производственный потенциал стал почвой для возникновения принципиально новой ситуации — использования опыта молодых мастеров в производстве массового уральского подноса с заимствованием или авторскими (личностными) вариантами современной традиции росписи;
— с начала 1990-х годов существует более десятка новых производств, эксплуатирующих наиболее простые варианты уральской декоративной росписи (в интерпретации конкретного художника). Хотя почти все они имеют моральное и юридическое право на развитие возрожденной традиции, экономические интересы не позволяют им целенаправленно заняться восстановлением других традиционных направлений уральской росписи, пока остающихся в виде памятников искусства;
— реально сложившаяся практика наносит моральный и материальный ущерб предприятию — основателю и хранителю современной традиции, научно-исследовательским и музейным учреждениям, авторам методик и исследователям, создавшим научную базу для возрождения уральской росписи на металле.
В настоящее время искусство «уральского букета» развивается в основном на предприятиях и в ремесленных мастерских Нижнего Тагила. Оно было возрождено усилиями большого коллектива исследователей и краеведов, художников и мастеров Урала, Москвы, Санкт-Петербурга в результате более чем 35-летней работы. За 20 последних лет в Нижнем Тагилом было подготовлено более 700 мастеров-художников в учебных заведениях города, многие из них творчески развивают стилистику возрождённого растительного узора (живописного и золотного).
Художницы вернулись к сказочным уральским растительным мотивам, восстановили свойственное тагильскому искусству понимание колорита с преобладанием ярких оттенков зелёного, оранжево-красного, синего и золотисто-жёлтого тонов, написанных по цветной прокладке. Самое главное — возродили особый, уральский тип двухцветного кистевого мазка. О глубокой традиционности тагильской росписи, её народных корнях свидетельствует и архаичный способ нанесения красок пальцами, причем каждым — своего цвета.
Эти находки легли в основу стилистически целостной коллекции подносов — более 20 работ шести художниц. Самые интересные результаты были у А.В. Афанасьевой, ставшей легендой современного художественного промысла. Следует напомнить, что в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника хранятся её подносы к выставке 1937 г. ( под фамилией Старикова ). В 1970 — 1990-е годы она стала наставницей почти всех художниц возрожденного промысла.
В результате была доказана возможность использования в современных тагильских подносах цветных фонов — красных, синих, зелёных, как традиционно благородных оттенков, так и по-современному ярких. Восстановлен основной мотив — уральская (тагильская) роза, на первых порах утвердился простой крестьянский ее вариант. Но основной круглый поднос диаметром 31см и так называемый овальный длиной 40 см неизбежно тормозили творческие поиски больших декоративных композиций. Все же было достигнуто главное — доказана реальность восстановления базовых художественных форм забытой уральской традиции, принципиально отличающейся от существующих.
В результате возрожденный нижнетагильский художественный промысел успешно конкурирует с традиционным подмосковным промыслом и новыми предприятиями Сибири, произведения его мастеров и серийные изделия формируют художественную среду современного жилища.
К сожалению, дальнейшее развитие этого вида искусства сдерживается недостаточным знанием всех направлений художественного наследия уральского промысла, отсутствием целенаправленной его пропаганды.
В.А. БАРАДУЛИН