Метки






Художественные традиции народных росписей Урала


традиции народных росписей Урала

Традиционное искусство русской народной росписи по металлу, дереву и бересте, успешно развивавшееся на Среднем и Западном Урале с середины XVIII в. и находившееся на грани исчезновения во второй трети XX в., в результате целенаправленных работ было возрождено в 1970-е — начале 1980-х годов. Была сформирована идеология возрождения традиционного уральского искусства, проведена практическая работа с мастерами и художниками промысла (1962 — 1975 гг. — изучение наследия, проведение экспериментов, поиск носителей традиции и привлечение их к работе, создание банка данных, в том числе методического, вещественного и иллюстративного фонда материалов в НИИ художественной промышленности, на предприятии; 1978 — 1981 гг. — создание современных росписей с растительным узором на подносах; 1982 — 1990 гг. — формирование современного направления уральской традиции растительного орнамента, проведение экспериментов по восстановлению сюжетных и пейзажных росписей по металлу).
К началу 1980-х годов была создана новая неформальная инфраструктура, включающая производственные, учебные, исследовательские подразделения (Нижний Тагил — завод эмальпосуды, профтехучилище, музей-заповедник; Свердловск — Управление местной промышленности, УрГУ; Москва — НИИ художественной промышленности ). В результате работ получены следующие результаты:
— изучены коллекции в музеях разных регионов России (в том числе в Московской области — в Сергиевом Посаде и Егорьевске), а также Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Перьми, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и других, насчитывающие от десятков до сотен произведений;
— восстановлена система художественно-технических приёмов декоративного оформления подносов (двуцветный мазок, мотив уральской розы, композиции ветки, букета, живописный тип тагильского письма (вариант «бабы Груши»); графический золотного орнамента (вариант трафаретного узора с кистевой доработкой);
— подобраны соответствующие возможностям механизированного производства формы штампованных подносов (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные и другие), созданных художниками предприятия либо приобретенных у металлообрабатывающих предприятий Урала;
— подготовлены кадры мастеров-художников (профтехучилище — ежегодно до 30 человек, училище прикладного искусства — периодически по 10-12 человек в год);
— предприятие по выпуску расписных подносов успешно конкурирует с традиционным подмосковным промыслом и новыми предприятиями Сибири, реализуя продукцию на востоке России и в государствах СНГ и ближнего зарубежья (Украина, Средняя Азия, Прибалтика); его продукция формирует художественную среду современного жилища;
— современная уральская декоративная роспись постепенно завоёвывает позиции и уже как художественное явление в современном искусстве промыслов (бронзовая медаль на Всероссийской выставке народных художественных промыслов в 1977 — 1978 гг., серебряные медали художников и мастеров на ВДНХ в последующие годы, участие в отечественных и международных выставках);
— восстановлено устойчиво положительное отношение уральцев к расписному тагильскому подносу как явлению местной традиционной культуры;
— проведены исследовательские работы, сложился круг исследователей, углубившихся в проблемы лаковый живописи и декоративной росписи по металлу Урала: воспитанники свердловских вузов, преимущественно ученики профессора В. Павловского (кафедра искусствоведения УрГУ) — Н. Валеева, Г. Горбунова, А. Максяшин, Т. Петрухина, О. Силонова, Г. Шайдурова и другие). С 1982 г. проведено более десяти научных конференций и творческих семинаров на базе выставок (ВМДПНИ, МНИ, ЦВЗ, ГМЭ, ГРМ, екатеринбургский и нижнетагильский музеи) и нижнетагильских предприятий;
— опубликованы научные и учебно-методические труды по изучению традиций уральской народной росписи и обобщению опыта развития их в современных условиях (монографии, научные сборники, учебные пособия);
— В связи с резким изменением социально-экономических условий в стране и разрушением традиционных связей в развитии промысла сказываются отрицательные тенденции:
— накопленный художественно-производственный потенциал стал почвой для возникновения принципиально новой ситуации — использования опыта молодых мастеров в производстве массового уральского подноса с заимствованием или авторскими (личностными) вариантами современной традиции росписи;
— с начала 1990-х годов существует более десятка новых производств, эксплуатирующих наиболее простые варианты уральской декоративной росписи (в интерпретации конкретного художника). Хотя почти все они имеют моральное и юридическое право на развитие возрожденной традиции, экономические интересы не позволяют им целенаправленно заняться восстановлением других традиционных направлений уральской росписи, пока остающихся в виде памятников искусства;
— реально сложившаяся практика наносит моральный и материальный ущерб предприятию — основателю и хранителю современной традиции, научно-исследовательским и музейным учреждениям, авторам методик и исследователям, создавшим научную базу для возрождения уральской росписи на металле.
В настоящее время искусство «уральского букета» развивается в основном на предприятиях и в ремесленных мастерских Нижнего Тагила. Оно было возрождено усилиями большого коллектива исследователей и краеведов, художников и мастеров Урала, Москвы, Санкт-Петербурга в результате более чем 35-летней работы. За 20 последних лет в Нижнем Тагилом было подготовлено более 700 мастеров-художников в учебных заведениях города, многие из них творчески развивают стилистику возрождённого растительного узора (живописного и золотного).
Художницы вернулись к сказочным уральским растительным мотивам, восстановили свойственное тагильскому искусству понимание колорита с преобладанием ярких оттенков зелёного, оранжево-красного, синего и золотисто-жёлтого тонов, написанных по цветной прокладке. Самое главное — возродили особый, уральский тип двухцветного кистевого мазка. О глубокой традиционности тагильской росписи, её народных корнях свидетельствует и архаичный способ нанесения красок пальцами, причем каждым — своего цвета.
Эти находки легли в основу стилистически целостной коллекции подносов — более 20 работ шести художниц. Самые интересные результаты были у А.В. Афанасьевой, ставшей легендой современного художественного промысла. Следует напомнить, что в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника хранятся её подносы к выставке 1937 г. ( под фамилией Старикова ). В 1970 — 1990-е годы она стала наставницей почти всех художниц возрожденного промысла.
В результате была доказана возможность использования в современных тагильских подносах цветных фонов — красных, синих, зелёных, как традиционно благородных оттенков, так и по-современному ярких. Восстановлен основной мотив — уральская (тагильская) роза, на первых порах утвердился простой крестьянский ее вариант. Но основной круглый поднос диаметром 31см и так называемый овальный длиной 40 см неизбежно тормозили творческие поиски больших декоративных композиций. Все же было достигнуто главное — доказана реальность восстановления базовых художественных форм забытой уральской традиции, принципиально отличающейся от существующих.
В результате возрожденный нижнетагильский художественный промысел успешно конкурирует с традиционным подмосковным промыслом и новыми предприятиями Сибири, произведения его мастеров и серийные изделия формируют художественную среду современного жилища.
К сожалению, дальнейшее развитие этого вида искусства сдерживается недостаточным знанием всех направлений художественного наследия уральского промысла, отсутствием целенаправленной его пропаганды.

В.А. БАРАДУЛИН


 





Оставить комментарий