Метки






О архиве B.C. Воронова и Л. И. Свионтковской-Вороновой


Семейный архив B.C. Воронова и Л. И. Свионтковской-Вороновой во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства
Семейный архив Василия Сергеевича Воронова и Лидии Ивановны Свионтковской-Вороновой насчитывает 2687 единиц хранения (КП 23249 и КП 24527) и ему присвоен в отделе рукописей №4. Архив был передан в музей в 1990 г. их сыном Никитой Васильевичем, доктором искусствоведения. Имеет в своем составе ценнейшие рукописи научных трудов B.C. Воронова и Л.И. Свионтковской-Вороновой, документы об их жизни и деятельности, работе в Государственном историческом музее и Музее народного искусства. Среди документов — дневники, записки, материалы к научным работам, библиографии по различным разделам народного искусства, рукописи научных трудов, фотографии, рисунки, альбомы, таблицы, приветственные адреса, газеты и газетные вырезки, большой раздел переписки личного и служебного характера, насчитывающий 1762 письма.
На страницах рукописей мы встречаем автографы таких известных специалистов в области изучения народного искусства, как В.М. Василенко, А.В. Бакушинский, А.А. Вольтер, И.Э. Грабарь, В.М. Вишневская.
Василий Сергеевич Воронов (1887 — 1940) — один из самых ярких исследователей русского народного искусства, активный организатор музейного дела, замечательный педагог, автор книги «Крестьянское искусство» (1924), оригинальных статей о детском творчестве. Он положил начало научной собирательской деятельности в Государственном историческом музее, организовывал многочисленные выставки по народному искусству, занимался разработкой музейной экспозиции, несколько лет возглавлял Музей народного искусства.
В фонде — самые ранние рукописи, датируемые 1902 и 1904 гг.: сочинения «День в Москве», «Романтизм и Жуковский», которые он написал, будучи студентом Строгановского училища. Окончив его в 1906 г., Василий Сергеевич занял место преподавателя графических искусств в реальном училище И.И. Александрова, ас 1910 г. — в мужской гимназии им. М.В. Ломоносова.
В 1912 г. Василий Сергеевич поступил в Московский археологический институт по специальности «Русское народное искусство» и окончил его в 1915 г., получив золотую медаль за диссертацию «Народные прялки».
К 1918 г. В.С.Воронов имел уже много печатных трудов о детском творчестве. В архиве есть рукопись его работы «Февральская революция в детских рисунках». Проводя анализ детских сочинений на тему «Что я знаю о русской революции», Василий Сергеевич писал, что сочинения детьми писались дома, без всяких предварительных бесед, и приводит отрывки из этих сочинений, как дети воспринимали февральскую и октябрьскую революции: «Когда началась революция, в это время я был на уроке — вдруг встали трамваи и нам объявили, что учиться не будем»; «Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга».
«14 сентября 1918 г. Двери исторического музея открылись. Осуществилось мое давнее сокровенное желание быть соучастником в разработке и охране национального искусства... Отныне — широкая дорога по изучению русского искусства и малая тропочка художественно-педагогического труда».
Василий Сергеевич был избран в качестве сотрудника на отделение народного творчества Государственного исторического музея, где и проработал 12 лет. Им был сформирован отдел крестьянского быта, проведена систематическая собирательская работа, а об его книге «Крестьянское искусство» И.Э. Грабарь 8 июля 1940 г. писал: «Впервые дело исследования искусства многомиллионных крестьянских масс поставил на научную основу B.C. Воронов. Вместо расплывчатых построений и любительских домыслов других авторов он дал правильный анализ собранного до него материала и путем планомерно проводимых экспедиций обогатил Государственный исторический музей новыми коллекциями предметов крестьянского искусства».
В отделе крестьянского искусства ГИМа B.C. Воронов проводил большую практическую работу как хранитель фондов, теоретик музейного дела, собиратель, о чем говорят многочисленные рукописи его архива «Музеевед в его отношении к искусству прошлого и современности», «Справка по вопросу об инвентаризации и описании коллекций», отчеты о работе отдела.
В 1935 — 1936 гг. B.C. Воронов стал директором Кустарного музея, который был основан в 1885 г. Связи Василия Сергеевича с Кустарным музеем зародились задолго до его туда прихода: в 1923 г. он состоял членом художественного совета при Кустарном музее, принимал активное участие в создании экспедиции. В 1924 г. им был написан путеводитель по музею, рукопись которого также хранится в нашем архиве.
Последние годы своей жизни Василий Сергеевич работал старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института художественной промышленности.
Самая значительная работа B.C. Воронова «Крестьянское искусство» не утратила и сегодня своего актуального значения для музейных сотрудников, которые изучают народное искусство и показывают его в экспозиции и на многочисленных выставках.
В 1940 г. Василий Сергеевич умер. Много лет спустя зав. отделом народного искусства Государственного русского музея Маргарита Андреевна Каменская писала о нем: «Все специалисты, работающие в области русского народного искусства, с благодарностью вспоминают кипучую деятельность B.C. Воронова — большого энтузиаста, искренне любившего народное искусство, энергичного собирателя, преданного делу музейного работника и вдумчивого, серьезного исследователя, впервые поднявшего вопросы народного искусства в советском искусствознании».
В семейном архиве Вороновых большая часть документов принадлежит его жене Лидии Ивановне Свионтковской-Вороновой — известному искусствоведу, специалисту в области изучения декоративно-прикладного и народного искусства (кость, ткачество, вышивка, башкирский национальный орнамент).
Один из ранних документов фонда (1891 г.) — это свидетельство Черниговской духовной консистории в том, что в 1887 г. «Лидия родилась марта шестого дня, родители ея: житель города Варшавы, Иоанн Иоаннов сын Свионтковский и законная жена его Наталия Иоановна, оба православного вероисповедания».
Из автобиографии Лидии Ивановны мы узнаем, что она окончила Орловскую Николаевскую гимназию с золотой медалью, в 1907 г. поступила в Строгановское училище, в 1912 г. ушла с четвертого класса и поступила в Московский археологический институт по специальности «Древнерусское искусство».
В 1912 г. Лидия Ивановна вышла замуж за Василия Сергеевича Воронова.
С 1917 г. началась ее трудовая деятельность. За исключением ее первой в жизни работы — телефонистки Московской телефонной станции, все работы Лидии Ивановны были связаны с ее основной профессией искусствоведа. Еще в студенческие годы она совершила свою первую экспедицию по старым русским городам Угличу, Ростову Ярославскому, Ярославлю, Борисоглебску. В 1915 г. уже выступала в Московском обществе по исследованию памятников древности в здании Императорского московского археологического института имени императора Николая II с докладом «Великий Устюг». В архиве имеется пригласительный билет на этот доклад, из которого мы узнаем, что собрание состоялось в воскресенье 1 марта в 8 часов вечера.
С 1918 по 1922 гг. Лидия Ивановна работала в Государственном Румянцевском музее, а с 1922 по 1929 гг. — в Государственном русском музее в отделе тканей. В музее началась серьезная научная работа в области исторического искусства, которая завершилась изданием книги «Резная кость».
С 1950 г. плодотворно трудилась в Научно-исследовательском институте художественной промышленности, в текстильной лаборатории. Один перечень ее рукописей, хранящихся в архиве, дает представление о ней как об ученом-искусствоведе широкого профиля, разносторонних интересов и глубоких знаний: «Резная кость в музейных собраниях», «Золотое шитье на мундирах придворных и гражданских чинов», «О народной вышивке РСФСР», «Русские лаки», «Русское народное кружево», «Растительный орнамент в ткани», «Белая гладь», «Кружевоплетение», «Вышивка Владимирской области», «Кировское народное кружево», «Золотошвейный промысел», «Татарское и караимское бытовое искусство», «Орнамент башкирского народа в ткачестве и вышивке».
Основная часть этих работ не опубликована, научное наследие Свионтковской-Вороновой должно быть подготовлено нашим музеем к публикации, а опубликованные необходимо переиздать — эта работа запланирована на ближайшие пять лет.
О том, как тщательно работала над музейными коллекциями Лидия Ивановна, говорит представленный в архиве огромный справочный материал: библиографии, выписки из литературы и архивов, записки, заметки, многочисленные сведения о золотом шитье, восточном шелкоткачестве, о шалях, набойке, бисере и многом другом.
Большой раздел ее архива составляет переписка с матерью, с сестрой, мужем, сыном, служебные письма, среди которых привлекает письмо, адресованное Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову с просьбой приобрести в Париже на аукционе коллекцию Н.Л. Шабельской (1841—1904) — известной собирательницы русской старины, которая вывезла свою коллекцию до 1914 г. заграницу.
Мы знаем, что ответило правительство Лидии Ивановне, но коллекция в Париже ушла в частные руки. И вот в 1991 г. последний владелец П.М. Толстой-Милославский подарил ее нашему музею. Как видно, спустя многие годы коллекция Шабельской и архив Л.И. Свионтковской-Вороновой соединились под одной крышей.
Умерла Лидия Ивановна в 1972 г.
Архивы известных искусствоведов, музейных работников, собранные в нашем архиве, являются ценнейшим материалом для изучения истории декоративно-прикладного народного искусства и совершенствования музейного дела в целом.

Г.С.КИРИЛЛОВА


 





Оставить комментарий