Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Семейный архив B.C. Воронова и Л. И. Свионтковской-Вороновой во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства
Семейный архив Василия Сергеевича Воронова и Лидии Ивановны Свионтковской-Вороновой насчитывает 2687 единиц хранения (КП 23249 и КП 24527) и ему присвоен в отделе рукописей №4. Архив был передан в музей в 1990 г. их сыном Никитой Васильевичем, доктором искусствоведения. Имеет в своем составе ценнейшие рукописи научных трудов B.C. Воронова и Л.И. Свионтковской-Вороновой, документы об их жизни и деятельности, работе в Государственном историческом музее и Музее народного искусства. Среди документов — дневники, записки, материалы к научным работам, библиографии по различным разделам народного искусства, рукописи научных трудов, фотографии, рисунки, альбомы, таблицы, приветственные адреса, газеты и газетные вырезки, большой раздел переписки личного и служебного характера, насчитывающий 1762 письма.
На страницах рукописей мы встречаем автографы таких известных специалистов в области изучения народного искусства, как В.М. Василенко, А.В. Бакушинский, А.А. Вольтер, И.Э. Грабарь, В.М. Вишневская.
Василий Сергеевич Воронов (1887 — 1940) — один из самых ярких исследователей русского народного искусства, активный организатор музейного дела, замечательный педагог, автор книги «Крестьянское искусство» (1924), оригинальных статей о детском творчестве. Он положил начало научной собирательской деятельности в Государственном историческом музее, организовывал многочисленные выставки по народному искусству, занимался разработкой музейной экспозиции, несколько лет возглавлял Музей народного искусства.
В фонде — самые ранние рукописи, датируемые 1902 и 1904 гг.: сочинения «День в Москве», «Романтизм и Жуковский», которые он написал, будучи студентом Строгановского училища. Окончив его в 1906 г., Василий Сергеевич занял место преподавателя графических искусств в реальном училище И.И. Александрова, ас 1910 г. — в мужской гимназии им. М.В. Ломоносова.
В 1912 г. Василий Сергеевич поступил в Московский археологический институт по специальности «Русское народное искусство» и окончил его в 1915 г., получив золотую медаль за диссертацию «Народные прялки».
К 1918 г. В.С.Воронов имел уже много печатных трудов о детском творчестве. В архиве есть рукопись его работы «Февральская революция в детских рисунках». Проводя анализ детских сочинений на тему «Что я знаю о русской революции», Василий Сергеевич писал, что сочинения детьми писались дома, без всяких предварительных бесед, и приводит отрывки из этих сочинений, как дети воспринимали февральскую и октябрьскую революции: «Когда началась революция, в это время я был на уроке — вдруг встали трамваи и нам объявили, что учиться не будем»; «Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга».
«14 сентября 1918 г. Двери исторического музея открылись. Осуществилось мое давнее сокровенное желание быть соучастником в разработке и охране национального искусства... Отныне — широкая дорога по изучению русского искусства и малая тропочка художественно-педагогического труда».
Василий Сергеевич был избран в качестве сотрудника на отделение народного творчества Государственного исторического музея, где и проработал 12 лет. Им был сформирован отдел крестьянского быта, проведена систематическая собирательская работа, а об его книге «Крестьянское искусство» И.Э. Грабарь 8 июля 1940 г. писал: «Впервые дело исследования искусства многомиллионных крестьянских масс поставил на научную основу B.C. Воронов. Вместо расплывчатых построений и любительских домыслов других авторов он дал правильный анализ собранного до него материала и путем планомерно проводимых экспедиций обогатил Государственный исторический музей новыми коллекциями предметов крестьянского искусства».
В отделе крестьянского искусства ГИМа B.C. Воронов проводил большую практическую работу как хранитель фондов, теоретик музейного дела, собиратель, о чем говорят многочисленные рукописи его архива «Музеевед в его отношении к искусству прошлого и современности», «Справка по вопросу об инвентаризации и описании коллекций», отчеты о работе отдела.
В 1935 — 1936 гг. B.C. Воронов стал директором Кустарного музея, который был основан в 1885 г. Связи Василия Сергеевича с Кустарным музеем зародились задолго до его туда прихода: в 1923 г. он состоял членом художественного совета при Кустарном музее, принимал активное участие в создании экспедиции. В 1924 г. им был написан путеводитель по музею, рукопись которого также хранится в нашем архиве.
Последние годы своей жизни Василий Сергеевич работал старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института художественной промышленности.
Самая значительная работа B.C. Воронова «Крестьянское искусство» не утратила и сегодня своего актуального значения для музейных сотрудников, которые изучают народное искусство и показывают его в экспозиции и на многочисленных выставках.
В 1940 г. Василий Сергеевич умер. Много лет спустя зав. отделом народного искусства Государственного русского музея Маргарита Андреевна Каменская писала о нем: «Все специалисты, работающие в области русского народного искусства, с благодарностью вспоминают кипучую деятельность B.C. Воронова — большого энтузиаста, искренне любившего народное искусство, энергичного собирателя, преданного делу музейного работника и вдумчивого, серьезного исследователя, впервые поднявшего вопросы народного искусства в советском искусствознании».
В семейном архиве Вороновых большая часть документов принадлежит его жене Лидии Ивановне Свионтковской-Вороновой — известному искусствоведу, специалисту в области изучения декоративно-прикладного и народного искусства (кость, ткачество, вышивка, башкирский национальный орнамент).
Один из ранних документов фонда (1891 г.) — это свидетельство Черниговской духовной консистории в том, что в 1887 г. «Лидия родилась марта шестого дня, родители ея: житель города Варшавы, Иоанн Иоаннов сын Свионтковский и законная жена его Наталия Иоановна, оба православного вероисповедания».
Из автобиографии Лидии Ивановны мы узнаем, что она окончила Орловскую Николаевскую гимназию с золотой медалью, в 1907 г. поступила в Строгановское училище, в 1912 г. ушла с четвертого класса и поступила в Московский археологический институт по специальности «Древнерусское искусство».
В 1912 г. Лидия Ивановна вышла замуж за Василия Сергеевича Воронова.
С 1917 г. началась ее трудовая деятельность. За исключением ее первой в жизни работы — телефонистки Московской телефонной станции, все работы Лидии Ивановны были связаны с ее основной профессией искусствоведа. Еще в студенческие годы она совершила свою первую экспедицию по старым русским городам Угличу, Ростову Ярославскому, Ярославлю, Борисоглебску. В 1915 г. уже выступала в Московском обществе по исследованию памятников древности в здании Императорского московского археологического института имени императора Николая II с докладом «Великий Устюг». В архиве имеется пригласительный билет на этот доклад, из которого мы узнаем, что собрание состоялось в воскресенье 1 марта в 8 часов вечера.
С 1918 по 1922 гг. Лидия Ивановна работала в Государственном Румянцевском музее, а с 1922 по 1929 гг. — в Государственном русском музее в отделе тканей. В музее началась серьезная научная работа в области исторического искусства, которая завершилась изданием книги «Резная кость».
С 1950 г. плодотворно трудилась в Научно-исследовательском институте художественной промышленности, в текстильной лаборатории. Один перечень ее рукописей, хранящихся в архиве, дает представление о ней как об ученом-искусствоведе широкого профиля, разносторонних интересов и глубоких знаний: «Резная кость в музейных собраниях», «Золотое шитье на мундирах придворных и гражданских чинов», «О народной вышивке РСФСР», «Русские лаки», «Русское народное кружево», «Растительный орнамент в ткани», «Белая гладь», «Кружевоплетение», «Вышивка Владимирской области», «Кировское народное кружево», «Золотошвейный промысел», «Татарское и караимское бытовое искусство», «Орнамент башкирского народа в ткачестве и вышивке».
Основная часть этих работ не опубликована, научное наследие Свионтковской-Вороновой должно быть подготовлено нашим музеем к публикации, а опубликованные необходимо переиздать — эта работа запланирована на ближайшие пять лет.
О том, как тщательно работала над музейными коллекциями Лидия Ивановна, говорит представленный в архиве огромный справочный материал: библиографии, выписки из литературы и архивов, записки, заметки, многочисленные сведения о золотом шитье, восточном шелкоткачестве, о шалях, набойке, бисере и многом другом.
Большой раздел ее архива составляет переписка с матерью, с сестрой, мужем, сыном, служебные письма, среди которых привлекает письмо, адресованное Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову с просьбой приобрести в Париже на аукционе коллекцию Н.Л. Шабельской (1841—1904) — известной собирательницы русской старины, которая вывезла свою коллекцию до 1914 г. заграницу.
Мы знаем, что ответило правительство Лидии Ивановне, но коллекция в Париже ушла в частные руки. И вот в 1991 г. последний владелец П.М. Толстой-Милославский подарил ее нашему музею. Как видно, спустя многие годы коллекция Шабельской и архив Л.И. Свионтковской-Вороновой соединились под одной крышей.
Умерла Лидия Ивановна в 1972 г.
Архивы известных искусствоведов, музейных работников, собранные в нашем архиве, являются ценнейшим материалом для изучения истории декоративно-прикладного народного искусства и совершенствования музейного дела в целом.
Г.С.КИРИЛЛОВА