Метки






Русское народное гончарство


Латка кисельная. Середина XIX в.
Латка кисельная. Середина XIX в. Новгородская губ. СПМЗ.
 
Л.Э. КАЛМЫКОВА.
Русское народное гончарство в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника
 
Огромной заслугой в деятельности отдела народного искусства, возглавлявшегося О.В. Кругловой, было систематическое изучение и целенаправленное собирание разных видов народного искусства. В результате такой работы созданы многие отсутствовавшие в музее коллекции. Они представляют теперь большой интерес, являются весьма ценными и подчас уникальными.
Первоначальные незначительные поступления были связаны с пешеходным передвижением по Смоленской, Псковской, Ленинградской, Рязанской, Костромской областям. Из некоторых мест Вологодской, Ярославской, Кировской, Новгородской областей изделия отправлялись багажом. Лишь однажды крупные боровичские корчаги по нашему сигналу были вывезены Государственным русским музеем. В начале 1970-х годов более успешными оказались две экспедиции, проведенные совместно с Калининским краеведческим музеем на их автобусе. Впервые было осуществлено широкое обследование нескольких районов Тверской земли. В итоге была собрана обширная и разнообразная коллекция гончарных изделий. Последующие, наиболее плодотворные, экспедиции, начиная с 1975 г., осуществлялись уже при наличии своего транспорта. Они позволили скомплектовать большую коллекцию из крупного, знаменитого по всей нижней Волге Горбатовского уезда Нижегородской губернии (ныне Богородский район Горьковской области).
Особенно ценными оказались изделия, впервые собранные в восточной части Московской области, которая уцелела от разорения во время Великой Отечественной войны, включая образцы из прежних расположенных здесь когда-то горшечных центров Владимирской губернии (Александровский, Переславльский, Покровский уезды) и Рязанской губернии (Егорьевский уезд). Только на рубеже 1970-х — начале 1980-х годов было собрано до 370 гончарных изделий. Таким образом, в течение всех экспедиций образовалось значительное собрание, состоящее из более чем 700 предметов гончарного искусства. Коллекция продолжает пополняться, но уже более редко встречающимися образцами из Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Кировской областей.
В течение многих лет русское гончарное искусство вообще изучалось крайне недостаточно, весьма редко было представлено в музеях и обычно без надлежащих сведений. Коллекция нашего музея оригинальна, среди традиционных предметов повседневной крестьянской посуды имеются довольно необычные образцы узко практического назначения, а также ритуальные предметы. Они ценны своими достоверными сведениями.
Особенно большой интерес представляют своеобразные крупные сосуды, удивительные по своей пластике. Они свидетельствуют о глубокой устойчивости архаичных форм, древних приемах производства, самобытных названиях. Стилевые признаки этих трудоемких, требующих особого мастерства вместительных предметов, отмечены чертами местного своеобразия.
Крайне редко среди них встречаются красноглиняные, неповторимые по красоте изделия. Высокое мастерство изготовления такой посуды представлено разными центрами.
На тверской земле вышневолоцкие, бежецкие и старицкие гончары, так же как и боровичские мастера Новгородского края, делали разные по форме горлачи для крупы. Они были округлые (иногда, как бежецкие, со слегка раздутым, сужающимся кверху туловом с узким горлом и с втульчатым рыльцем), шаровидные или яйцевидные.
О высоком мастерстве новгородских изделий свидетельствует боровичский шаровидный горшок со сливом с желтой поливой внутри и большие округлые корчаги с небольшим узким горлом. Своеобразна кисельная латка тихвинских горшечников, широкая, низкая с расширяющимися кверху округлыми стенками, большим втульчатым рыльцем и рифленым венчиком.
В Подмосковье к немногим редко встречающимся красноглиняным образцам относятся изделия гончаров Дмитровского района (деревня Клюшниково). В наиболее крупных предметах этого старинного гончарного центра ярко выявляется красота материала — в шаровидных горлачах с раздутым туловом, узким горлом с сильно отогнутыми краями; особенно в весьма своеобразных кувшинах; в высокой цилиндрической банке, расширяющейся кверху, с горизонтальными ручками, широким высоким горлом с красновато-коричневой поливой внутри.
Среди изделий лихаревских горшечников Владимирского края необычна впервые найденная курильница для пчел с округлым туловом, большим отверстием по краю донышка, двумя ручками и сужающейся высокой трубчатой горловиной с желтой поливой внутри.
 
Курильница для пчел. 1920-е годы. Владимирская губ.
Курильница для пчел. 1920-е годы. Владимирская губ. Работа А.П. Рыченкова. СПМЗ.
 
Обычно стенки красноглиняных изделий были совершенно гладкими или слегка украшались. Допотопным способом — палочкой по сырой глине, наносился углубленный узор из узких волнистых или полукруглых линий, мелких лунок, косых насечек. Реже применялся древнейший трудоемкий способ лощения в виде натиравшихся округлой галькой разных полос либо более сложное сплошное покрытие лоском всей поверхности предмета. Особенно выделяется единственный большой краснолощеный, блестящий, словно лаковый, вышневолоцкий горлач. Дмитровские мастера искусно украсили нарядный свадебный выносной кувшин для браги.
 
Кувшин для браги "выносной". 1920-е годы.
Кувшин для браги «выносной». 1920-е годы. Московская губ. СПМЗ.
 
Горло этого ритуального предмета будто окружено сверкающим лучистым солнечным кольцом. Этот уникальный кувшин в 1981 г. разыскали в нашем районе. К таким же искусным предметам относится роскошный кувшин боровских мастеров Калужской губернии.
 
Кувшин. 1915 год. Калужская губ.
Кувшин. 1915 год. Калужская губ. СПМЗ.
 
Его округлые объемы выявлены мелкими глянцевыми красновато-коричневыми частыми узкими косыми полосками.
К совершенно необычным изделиям относится небольшой кувшин из красной глины, редкий по своим необычным формам.
 
Кувшин. Начало XIX века. Москва.
Кувшин. Начало XIX века. Москва. СПМЗ.
 
По-видимому, в его облике отразилось влияние весьма своеобразных чернолощеных кувшинов с острым ребром в средней части тулова, появившихся в Москве в начале XVIII в. . Однако в нашем образце эта часть приобретает округленные дисковидно-упрощенные очертания, сильно сужающиеся к узкому донышку, и завершается широким трубчатым горлом. Вероятно, в народном гончарстве такие наиболее сложные и менее типичные для крестьянского быта изделия упрощались и видоизменялись.
К редким новинкам в нашей коллекции относятся впервые найденные, ранее не встречавшиеся белоглиняные образцы, сохранившие свои древние крупные формы, художественные приемы и старинные названия.
Потомственные гончары Богородского уезда (ныне Павлово-Посадского района Московской области) делали из белой местной глины разные изделия. Грушевидные и округло-приземистые горшки-кубари с крышками для крупы, яйцевидные корчаги. Такая «одноличная» с гладкими стенками посуда сохраняла снаружи белый черепок и только внутри покрывалась желтовато-бурой или зеленоватой поливой. Емкость горшков обозначалась углубленными метками из косых крестов и прямых палочек, как римские цифры. Лишь в орнаментации единственного белоглиняного шаровидного кувшина с овальной ручкой имеется редко встречающееся искусное лощение. Его плавные очертания красиво обозначены тонкими серебристыми линиями, сбегающими от невысокой горловины до середины тулова.
Никаких сведений об этом производстве найти не удалось. Возможно, это один из ранее не известных подмосковных центров белоглиняных изделий, расположенных недалеко от Гжели.
В 1943 г. Московским областным краеведческим музеем в окрестностях Гжели была собрана белоглиняная керамика, сходная с ранней московской.
По сведениям Р.Л. Розенфельда, в московском керамическом производстве XVI — первой половины XVIII вв. все белоглиняные горшки лимонного и кремового оттенка были гжельского производства. Среди нескольких разновидностей белоглиняной керамики XVIII в. была и белолощеная. Однако в Москве и других городах Московского государства (Суздале, Владимире, Новгороде) бело-глиняной керамики было мало.
В русском народном гончарстве издавна вырабатывались черные мореные изделия, известные как томленые или задымленные. Обжигались они на сильно коптящем при смолистых дровах пламени, отчего приобретали равномерную матовую черную поверхность.
Разнообразные по форме, крупные изделия свидетельствуют о глубокой устойчивости древних традиционных форм. Многие из них сохраняют простую гладкую поверхность. Среди таких изделий дмитровских мастеров имеется необычная по форме, вероятно, наиболее архаичная, массивная, слегка приземистая корчага с высоким бортиком.
На других местных изделиях встречается довольно древняя орнаментация из простых отпечатков в виде ямочек, лунок, насечек, штампов, нанесенных зубчатыми колесиками или зубьями гребенок.
Такой простой широкий многорядный мелкий узор украшает крупную яйцевидную корчагу. На других больших корчагах росчерком заостренной палочки нанесены углубленные волнистые узоры-вьюнушки и пояски-бороздки. На днище обычно ставили традиционное клеймо — крест в круге, как на древних курганных знаках.
Эти лаконичные орнаменты из графических линий и ритмически повторяющихся поясков необычно едины с простой выразительной формой изделий.
На тверской земле зубцовские гончары аналогичным узором оформляли большие яйцевидные по форме кувшины для льняного масла с высоким расширяющимся в верхней части горлом.
Самое неотразимое впечатление в декоре мореных изделий производили своеобразные лощеные, сверкавшие серебряным блеском узоры, выявлявшие своеобразную форму сосудов. В крупных корчагах лихаревских горшечников Владимирской губернии широкий орнаментальный пояс из больших блестящих треугольных мотивов сверху по краю как бы сдавливает их упрощенно-округлую форму, в то время как в корчаге калязинских мастеров Тверской губернии густые сверкающие радиально расходящиеся полоски подчеркивают объемы. В другом местном изделии частое вихревое лощение подчеркивает округлость необычного горшковидного сосуда с высоким широким горлом и небольшими ручками. Своеобразный кувшин боровичских мастеров Новгородской губернии с расширяющимися стенками (рыльцем, ручкой и горлом раструбом), несмотря на огромные размеры, кажется стройным благодаря плавно скользящим книзу узким сверкающим полоскам.
Обильное лощение встречается лишь на единичных предметах: на гжельской кубышке XVIII в. и большом кувшине для кваса егорьевских мастеров Рязанской губернии. Эти изделия с мелким густым узором и светло-серым блеском скорее похожи на металлические. Необычайно редкое сплошное лощение имеется на единственном в нашем собрании кувшине для пива. Глянцевая поверхность его верхней части, подчеркивающая пластику мощной формы, хорошо сочетается с тонкими, едва мерцающими внизу свободно нанесенными зигзагами.
Среди чернолощеных изделий выделяются необычные крупные и высокие кувшины-кумганы тихвинских горшечников Новгородской губернии с маленькой ручкой, невысоким узким горлом, соединенным с изогнутым рыльцем пластинчатой глиняной перемычкой. Обтекаемые пластичные формы искусно выявляются узкими продольными серебристыми полосками. Эти своеобразные предметы, вероятно, представляют местный, значительно упрощенный вариант известных московских чернолощеных сосудов типа кумганов XVI-XVIII столетий. Само название свидетельствует об их связи с восточными предметами. Они отличаются необычным, более сложным профилем формы с фигурной перемычкой, скреплявшей носик с горловиной. Производство подобных упрощенных черно-лощеных сосудов почти целиком прекращается к концу XX вв. Свидетельством перерождения таких форм служат изредка встречающиеся кувшины, отдаленно напоминающие свой прототип. Один из них, исполненный в Тверском уезде (деревня Вахново), сохранил еще сильно смещенную к тулову глиняную перемычку, а прежнее черное лощение вытеснила блестящая темно-зеленая полива.
Древние крупные формы встречаются также и среди гончарных изделий с яркой цветной поливой. К числу таких оригинальных сосудов относится большая кубышка старицкого мастера (деревня Губино Тверской области) с небольшим узким горлом и крупной ручкой. Ее массивные формы подчеркиваются коричневой поливой и несколькими рядами спускающихся к середине углубленных поясков.
К необычным огромным изделиям относятся и два разных бражных кувшина. Мощные объемы сосуда переславльских горшечников (деревня Лихарево Владимирской губернии) с пятнистой желтовато-зеленоватой поливой выявляются широким многорядным углубленным поясом с полукруглыми фестонами по краю и узким рифлением вокруг горловины. Другой громадный светлый кувшин егорьевских мастеров Рязанской губернии с гладкими, плавно расширяющимися кверху стенками и слегка выступающим горлом с узким венчиком по краю украшается лишь в верхней части золотисто-коричневой поливой.
Некоторые крупные и высокие корчаги свидетельствуют о ярко выраженном своеобразии. К числу таких оригинальных сосудов относится вятский медяник для воды. Сильно раздутый вверху, он суживается книзу рельефными ободками, рядами белых колец и волнистым узором, эффектно выделяющимся на густой желтовато-зеленой поливе. Более стройная тверская корчага с гладкими стенками завершается невысоким узким горлом с отогнутым краем и покрыта светлой зеленовато-бурой поливой. Подобные горшки-кубаны с желтовато-серой поливой делали гжельские горшечники.
Среди крупных горшков встречается боровичский (Новгородская губерния) конусовидный растворник для теста с зеленой поливой и углубленными поясками вокруг широкого горла. Похожие пирожные банки с желтовато-бурой поливой делали и гжельские мастера.
Итак, в XIX в. во многих старинных гончарных центрах вырабатывались разнообразные по своим художественно-стилевым признакам традиционные крупные изделия. В нашей коллекции среди них особый ряд занимают ранее не известные из них по самобытной форме. Важно и то, что для каждого центра выявлены местные признаки и приемы декоративного убранства.
Ценность коллекции, собранной музеем, огромна. Она существенно обогатилась впервые приобретенными изделиями XIX — начала XX вв., не имеющими аналогов в других музейных собраниях. Эти экспонаты дают яркое представление о многочисленных гончарных центрах.
Коллекция вводит в научный оборот это ценное культурное наследие, имеющее большой художественный интерес. Музеем были изданы два каталога: один — в 1976 г. к выставке русского гончарства в Больничных палатах, другой — в 1995 г. по народному гончарству Московской области.
 


 





Оставить комментарий