Метки






О локальных особенностях народной одежды 2


Начало: О локальных особенностях народной одежды Скопинского уезда Рязанской губернии
(по материалам экспедиции в Милославский район)
 
Строгая регламентация узоров и расцветки при ношении горевых передников самым тесным образом соприкасается с наиболее интересным пластом народной жизни. В ходе экспедиции удалось собрать полную коллекцию горевых передников села Чернавы и окрестных сел, а также записать название узоров. Так, на похороны самого близкого родственника принято надевать занавеску под рубец, то есть в узкую белую полоску на черном фоне (вариант узора в виде строенных полосок называется в три дороги). Траур носят три года, при этом до года допустимыми считаются передники (обычно черные) с разновидностями клетки крестами и половинчатые.
После года можно надевать занавески с красными передниками, которые представляют собой аналогичные передники с клетчатыми узорами, дополненными несколькими (чаще тремя) красными полосками по краям подолов.
В 1920-е годы в Чернаве вошла в моду «занавеска липяцкий крест», которая является результатом заимствования узора из села Липяги. После года, и особенно после двух, допускаются передники посветлее (на синем фоне). Наконец, после трех лет траура надевают занавеску с красным передником и грибатками, дополненную по нижнему краю плетеным коклюшечным кружевом или фабричной отделкой — бахромой.
 
Женский горевой костюм. Скопинский уезд.
Женский горевой костюм. Скопинский уезд. Конец Х1Х-начало XX в. СПМЗ
 
В знак глубокого горя на похороны самого близкого человека, особенно матери, в Чернаве принято надевать сверху горевого костюма верхнюю одежду свободного покроя с косыми клиньями по бокам, длиной ниже колен, так, чтобы полностью были закрыты понева с передником, с узкими длинными рукавами, доходящими до края подола, сшитую из тонкой черной домотканой шерсти, пряденой «в жилку», называемую в Скопинском уезде халатом. В настоящее время халат носят только на плечах, продевая руки в рукава и собирая их в складки на запястьях, подобно рубахам-долгорукавкам. Но есть сведения о том, что подобную одежду носили на голове, свободно накидывая ее и оставляя рукава висящими вдоль спины. Есть данные по Скопинскому уезду (его центральной части) и о том, что невесты венчались в таких халатах, надеваемых сверху сарафана (сарафан появился здесь поздно — в XIX в.), с белым платком на голове — то есть как при трауре. Не исключено также, что халат — одежда как женская, так и мужская. Во всяком случае, несомненно одно: халат является очень древним и архаичным видом одежды, и уже в 90-е годы XIX в. он выходил из употребления. Тем более интересен факт ношения халатов в настоящее время в Чернаве. До сих пор в селе можно встретить в них пожилых женщин и глубоких старух. Головными уборами, надеваемыми к халатам, служат белые холщовые платки-покрышки с концами, обернутыми вокруг шеи и закинутыми на плечи.
Концы покрышек декорированы либо простой мережкой (подпанком), либо узкой полосой строчевых узоров, либо цветной вышивкой (в черных и красных тонах), в зависимости от ситуации. Так, ношение вышитой покрышки допускается при похоронах подруги, но хоронить мать можно только в покрышке с подпанком.
В селе бытует еще один архаичный головной убор — в виде специального длинного узкого полотенца, скрученного жгутом и обернутого вокруг головы, сверх черного платка. Надевают его после похорон и носят до года. Полотенечные головные уборы, как считают исследователи, отражают древнюю культурную волну, захватившую угро-финские и славянские народности в одно общее течение. Наиболее близкий вариант головного убора из двух полотенец зафиксирован Н.И. Лебедевой в 1920-е годы в Полесье у старух села Бояновичи, надевающих такой убор к обедне.
В селе Чернаве экспедиция встретилась с непривычным использованием такой традиционной одежды, как покаянной. Сразу после родов женщина надевает горевую рубаху и шушку (без пояса), затем в течение шести недель, до отпущения первородного греха, носит сложносоставной костюм, в который входит, кроме названных предметов, горевая занавеска в черно-белую клетку и темный (либо белый) платок. Поневу в этот период не надевают. Шушка отличается очень тонким материалом (белая шерсть или шерсть со льном) и сердцевидной формой выреза. Аналогичный вариант выреза горловины встречается у косоклинного шушпана (старинного покроя) в некоторых селах Задонского района.
Настоящей удачей двух последних экспедиций является приобретение образцов детской одежды, что само по себе является большой редкостью. Одежда для младенцев связана с родильно-крестильной обрядностью. Родившегося ребенка заворачивали в рубаху отца, непосредственно с него снятую («чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его» ). Использование ношеных отцовских рубах для завертывания детей относится к общераспространенным обычаям у восточных славян.
Сергиево-Посадским музеем собрана разнообразная коллекция таких рубах, называемых по-местному пастелки. Их готовила невеста к свадьбе, дарила жениху, а затем уже ношеные рубахи использовались в качестве пеленок. Для этого лишь отрезали медную или стеклянную пуговицу застежки и спарывали подоплеку.
Мужская рубаха сохраняет туникообразный покрой с косым разрезом на груди, шьется из отбеленного льняного холста, как и у женских рубах, порой очень тонкого, с кумачевыми ластовицами и кумачевой бейкой вокруг горловины. Будничные рубахи — пастелки, которые служили повседневными пеленками, иногда украшены вышивкой красными нитями в технике набора по краям горловины, рукавов и подола, а также прошивками по плечам в виде нешироких узорных полос из треугольников и ромбов — головок. Венчальные же рубахи, являющиеся крестильной одеждой для малыша, очень длинные (ниже колен), оставались полностью белыми. Подол и края рукавов оформлялись белой строчкой или полосой ажурного ткачества и дополнялись белым коклюшечным кружевом своего плетения. Голову младенца покрывали специальным наголовничком — налобником, имеющим вид небольшой квадратной пеленки из тонкого белого льна, с широким ажурным краем из строчевых узоров, образующих трехчастную композицию с традиционными мотивами и кружевом — местное название лоскутия.
 
Головное покрывало для младенца (лоскутия).
Головное покрывало для младенца (лоскутия). Фрагмент. Скопинский уезд. Конец XIX — начало XX в. СПМЗ
 
Крестильная лоскутия отличается более тонким полотном, шириной ажурного края и тщательностью исполнения вышивки.
В собрании музея имеется несколько предметов праздничной одежды для девочек разных возрастов: рубашки, шушки и передники-голянки, которые служили единственным дополнением к рубахам девичьих костюмов, начиная с семи лет. Судя по имеющимся образцам, праздничная девичья одежда являлась подобием взрослой и украшалась аналогичным образом. Большие церковные и особенно местные престольные праздники в основе своей восходят к древнейшим ритуальным моментам, память о которых живет в народе порой очень длительное время. Так, в Чернаве все еще бытует так называемый русальский костюм, надеваемый сразу же после Троицы на русальную неделю. Обязательным в нем является белая голянка со строками, замененная в поздних вариантах фабричным тюлевым кружевным полотном или вязаным кружевом, имитирующими более трудоемкую перевить, и широкими красными ткаными полосами на подоле. Белые фактурные рукава украшены затканками — красными хлопчатобумажными вставками на рукавах с цветными узорами, вытканными шерстяными или шелковыми нитками. Орнамент, по-прежнему строго локализованный в самом комплекте одежды, имеет традиционный и весьма устойчивый набор мотивов. Здесь мы снова встречаемся с повторением ромбов-лягушек, ромбов-решеток и свастики.
Вместе с рядом признаков, присущих русскому ткачеству вообще, особенно южнорусскому, мы сталкиваемся здесь с местными особенностями, которые проявляются главным образом в гамме цветов (преобладают красный, синий и зеленый), постоянно включаемой свастике, подчеркнутой горизонтальной направленности узора (сжатости орнаментальных форм по утку).
Эти характерные признаки встречаются также в Тамбовской и Пензенской губерниях (как раз в тех местах, где население ведет свою родословную от мещеряков), и позволяют наметить первоначальные, сильно размытые веками контуры древнейшего пласта русской народной культуры, очаг которого находится в районе Мещеры.
Праздничный женский костюм, который бытует в Чернаве в настоящее время, подчиняясь общим законам, прошел ряд стадий, изменился и обрел совершенно иное декоративное звучание, правда, сохранив свою типологию — комплекс с поневой и ряд старинных деталей. Рубашка и передник шьются из одинаковых ярких фабричных тканей (излюбленные цвета — ярко-зеленый и малиновый). Рубаха кроится с прямыми поликами и широкими, собранными на манжеты рукавами. Передник, называемый фартуком, хотя и не утерял грудинку — одну из составных частей передника более старого образца, но видоизменился и приобрел сборчатые воланы на плечах. Не изменились пояса, тканые на дощечках, с пышными кистями, которые носят здесь по два, по бокам сзади (так же, как и в центральной части уезда), но ведущую роль в декоре играет не бисер, а цветные ромбовидные узоры. В качестве шейных украшений все еще используются бисерные ожерелья, имеющие вид воротника, плотно прилегающего к шее, хотя их здесь носят (в позднем варианте) не с чопками и разметками, а с многорядными, спускающимися порой ниже пояса, бусами из дутого стекла или раскрашенного дерева.
Заслуживает внимания деталь позднего костюма — крылья в виде двух пар лент на плечах, которые, вероятно, являются рудиментами архаичного наспинного украшения крылышек из двух холщовых вышитых полос. К наиболее стойким традициям относится и окручивание головы по-старинному. Сначала делают рожки из волос и тряпочек (по-местному когач), сверху повязывают концами назад тонкий нижний платок, который специально шьется из фабричной ткани. Затем надевают еще один платок, как правило, ситценабивной (концами вперед, с высоким мысиком надо лбом — кочетом) и прикрепляют пушки — шарики из гусиного пуха к ушам или серьгам. Пожилые женщины до сих пор не расстаются с рожками. В их настойчивом стремлении подчеркнуть рогатость головных уборов — очевидная стойкая народная память о традиционной рязанской сложносоставной рогатой кичке. Вызывает определенный интерес местный прием увеличения ширины фигуры путем подкладывания специальных подушечек (их привязывают к бедрам под и без того широкую поневу, ниспадающую прямыми жесткими складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более грубого льняного или конопляного полотна (по сравнению с первой, полагающейся к рубахе) с плотной, отдельно пришитой кокеткой, образующей тугие складки вокруг бедер. Возможно, здесь мы имеем дело с критериями женской красоты, которая, очевидно, определяется не утонченностью и стройностью фигуры, не подчеркиванием плавности силуэта, а обобщенностью, значительностью и силой.
К поздним влияниям следует отнести пышные шелковые банты, завязываемые на рукавах у запястий.
В целом праздничный костюм настолько видоизменился, что порой невозможно найти или определить его более древний прототип, каковым является костюм для Духова дня. И если последний спокоен по форме, построен на контрастном сочетании благородных бруснично-красных оттенков тканых и кумачевых вставок с ослепительной белизной холста и производит необычайно гармоничное впечатление, то поздние варианты костюма отличаются экспрессивными, порой даже агрессивными цветовыми сочетаниями.
Рассматривая группу костюмов села Чернавы, следует обратить внимание также на такие элементы, как обувь и чулки. Лапти здесь носили московского типа, будничные и праздничные, плетеные из мелких лык (писаные). Следов бытования так называемых мордовских лаптей не обнаружено. Однако кожаные сапоги со сборами, с задниками, украшенными маленькими медными гвоздиками — фисташками, которые надевали по праздничным дням зажиточные крестьянки, относятся именно к мордовскому типу обуви. Аналогичные сапоги с гармонией бытовали в Сапожковском уезде и у мордвы — мокши Беднодемьяновского уезда Пензенской губернии. Там же находятся аналогии и чулкам-черноножкам, вязаным из домотканой шерсти черного и белого цветов, без пятки архаичным способом — на одной игле. При таком вязании выявляется фактура в виде рельефных поперечных полос. Нижняя часть обязательно черного цвета, верх белый, с несколькими рядами узких черных полосок. В Чернаве существует два способа ношения чулок-черноножек (а их носят в селе до сих пор). На буднях всю белую часть чулок отворачивают наружу и она свисает, подобно ботфортам. При трауре ее заправляют внутрь. Погребальные чулки полностью белые, но с несколькими рядами узких черных полосок вверху, называются белоножками (чулки белого цвета характерны для южновеликоруссов).
 
Завершая анализ особенностей одежды села Чернавы, можно сделать следующие выводы:
1. Хотя костюм, который мы имеем возможность сейчас изучать, не раскрывает весь сложный процесс формирования местной культуры, в вышивке и ткачестве прослеживается связь с соседними народами и следы сравнительно поздних миграций населения. Несомненное сходство многих элементов кроя и декора с искусством Мещеры объединяет их в одну художественную школу и позволяет предположить, что это искусство формировалось на единой или родственной основе и имеет общие корни.
2. Несмотря на заметные различия в культуре северных и южных районов Рязанской области, на юге не исключаются небольшие локальные очаги, связанные с северной культурой, сохраняющие многие пережитки древнего быта по причине своих природных особенностей.
3. Только углубленное и всестороннее исследование с привлечением всего материала может дать ответы на ряд пока неразрешенных вопросов.


 





Оставить комментарий