Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Начало: О локальных особенностях народной одежды Скопинского уезда Рязанской губернии
(по материалам экспедиции в Милославский район)
Строгая регламентация узоров и расцветки при ношении горевых передников самым тесным образом соприкасается с наиболее интересным пластом народной жизни. В ходе экспедиции удалось собрать полную коллекцию горевых передников села Чернавы и окрестных сел, а также записать название узоров. Так, на похороны самого близкого родственника принято надевать занавеску под рубец, то есть в узкую белую полоску на черном фоне (вариант узора в виде строенных полосок называется в три дороги). Траур носят три года, при этом до года допустимыми считаются передники (обычно черные) с разновидностями клетки крестами и половинчатые.
После года можно надевать занавески с красными передниками, которые представляют собой аналогичные передники с клетчатыми узорами, дополненными несколькими (чаще тремя) красными полосками по краям подолов.
В 1920-е годы в Чернаве вошла в моду «занавеска липяцкий крест», которая является результатом заимствования узора из села Липяги. После года, и особенно после двух, допускаются передники посветлее (на синем фоне). Наконец, после трех лет траура надевают занавеску с красным передником и грибатками, дополненную по нижнему краю плетеным коклюшечным кружевом или фабричной отделкой — бахромой.
Женский горевой костюм. Скопинский уезд. Конец Х1Х-начало XX в. СПМЗ
В знак глубокого горя на похороны самого близкого человека, особенно матери, в Чернаве принято надевать сверху горевого костюма верхнюю одежду свободного покроя с косыми клиньями по бокам, длиной ниже колен, так, чтобы полностью были закрыты понева с передником, с узкими длинными рукавами, доходящими до края подола, сшитую из тонкой черной домотканой шерсти, пряденой «в жилку», называемую в Скопинском уезде халатом. В настоящее время халат носят только на плечах, продевая руки в рукава и собирая их в складки на запястьях, подобно рубахам-долгорукавкам. Но есть сведения о том, что подобную одежду носили на голове, свободно накидывая ее и оставляя рукава висящими вдоль спины. Есть данные по Скопинскому уезду (его центральной части) и о том, что невесты венчались в таких халатах, надеваемых сверху сарафана (сарафан появился здесь поздно — в XIX в.), с белым платком на голове — то есть как при трауре. Не исключено также, что халат — одежда как женская, так и мужская. Во всяком случае, несомненно одно: халат является очень древним и архаичным видом одежды, и уже в 90-е годы XIX в. он выходил из употребления. Тем более интересен факт ношения халатов в настоящее время в Чернаве. До сих пор в селе можно встретить в них пожилых женщин и глубоких старух. Головными уборами, надеваемыми к халатам, служат белые холщовые платки-покрышки с концами, обернутыми вокруг шеи и закинутыми на плечи.
Концы покрышек декорированы либо простой мережкой (подпанком), либо узкой полосой строчевых узоров, либо цветной вышивкой (в черных и красных тонах), в зависимости от ситуации. Так, ношение вышитой покрышки допускается при похоронах подруги, но хоронить мать можно только в покрышке с подпанком.
В селе бытует еще один архаичный головной убор — в виде специального длинного узкого полотенца, скрученного жгутом и обернутого вокруг головы, сверх черного платка. Надевают его после похорон и носят до года. Полотенечные головные уборы, как считают исследователи, отражают древнюю культурную волну, захватившую угро-финские и славянские народности в одно общее течение. Наиболее близкий вариант головного убора из двух полотенец зафиксирован Н.И. Лебедевой в 1920-е годы в Полесье у старух села Бояновичи, надевающих такой убор к обедне.
В селе Чернаве экспедиция встретилась с непривычным использованием такой традиционной одежды, как покаянной. Сразу после родов женщина надевает горевую рубаху и шушку (без пояса), затем в течение шести недель, до отпущения первородного греха, носит сложносоставной костюм, в который входит, кроме названных предметов, горевая занавеска в черно-белую клетку и темный (либо белый) платок. Поневу в этот период не надевают. Шушка отличается очень тонким материалом (белая шерсть или шерсть со льном) и сердцевидной формой выреза. Аналогичный вариант выреза горловины встречается у косоклинного шушпана (старинного покроя) в некоторых селах Задонского района.
Настоящей удачей двух последних экспедиций является приобретение образцов детской одежды, что само по себе является большой редкостью. Одежда для младенцев связана с родильно-крестильной обрядностью. Родившегося ребенка заворачивали в рубаху отца, непосредственно с него снятую («чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его» ). Использование ношеных отцовских рубах для завертывания детей относится к общераспространенным обычаям у восточных славян.
Сергиево-Посадским музеем собрана разнообразная коллекция таких рубах, называемых по-местному пастелки. Их готовила невеста к свадьбе, дарила жениху, а затем уже ношеные рубахи использовались в качестве пеленок. Для этого лишь отрезали медную или стеклянную пуговицу застежки и спарывали подоплеку.
Мужская рубаха сохраняет туникообразный покрой с косым разрезом на груди, шьется из отбеленного льняного холста, как и у женских рубах, порой очень тонкого, с кумачевыми ластовицами и кумачевой бейкой вокруг горловины. Будничные рубахи — пастелки, которые служили повседневными пеленками, иногда украшены вышивкой красными нитями в технике набора по краям горловины, рукавов и подола, а также прошивками по плечам в виде нешироких узорных полос из треугольников и ромбов — головок. Венчальные же рубахи, являющиеся крестильной одеждой для малыша, очень длинные (ниже колен), оставались полностью белыми. Подол и края рукавов оформлялись белой строчкой или полосой ажурного ткачества и дополнялись белым коклюшечным кружевом своего плетения. Голову младенца покрывали специальным наголовничком — налобником, имеющим вид небольшой квадратной пеленки из тонкого белого льна, с широким ажурным краем из строчевых узоров, образующих трехчастную композицию с традиционными мотивами и кружевом — местное название лоскутия.
Головное покрывало для младенца (лоскутия). Фрагмент. Скопинский уезд. Конец XIX — начало XX в. СПМЗ
Крестильная лоскутия отличается более тонким полотном, шириной ажурного края и тщательностью исполнения вышивки.
В собрании музея имеется несколько предметов праздничной одежды для девочек разных возрастов: рубашки, шушки и передники-голянки, которые служили единственным дополнением к рубахам девичьих костюмов, начиная с семи лет. Судя по имеющимся образцам, праздничная девичья одежда являлась подобием взрослой и украшалась аналогичным образом. Большие церковные и особенно местные престольные праздники в основе своей восходят к древнейшим ритуальным моментам, память о которых живет в народе порой очень длительное время. Так, в Чернаве все еще бытует так называемый русальский костюм, надеваемый сразу же после Троицы на русальную неделю. Обязательным в нем является белая голянка со строками, замененная в поздних вариантах фабричным тюлевым кружевным полотном или вязаным кружевом, имитирующими более трудоемкую перевить, и широкими красными ткаными полосами на подоле. Белые фактурные рукава украшены затканками — красными хлопчатобумажными вставками на рукавах с цветными узорами, вытканными шерстяными или шелковыми нитками. Орнамент, по-прежнему строго локализованный в самом комплекте одежды, имеет традиционный и весьма устойчивый набор мотивов. Здесь мы снова встречаемся с повторением ромбов-лягушек, ромбов-решеток и свастики.
Вместе с рядом признаков, присущих русскому ткачеству вообще, особенно южнорусскому, мы сталкиваемся здесь с местными особенностями, которые проявляются главным образом в гамме цветов (преобладают красный, синий и зеленый), постоянно включаемой свастике, подчеркнутой горизонтальной направленности узора (сжатости орнаментальных форм по утку).
Эти характерные признаки встречаются также в Тамбовской и Пензенской губерниях (как раз в тех местах, где население ведет свою родословную от мещеряков), и позволяют наметить первоначальные, сильно размытые веками контуры древнейшего пласта русской народной культуры, очаг которого находится в районе Мещеры.
Праздничный женский костюм, который бытует в Чернаве в настоящее время, подчиняясь общим законам, прошел ряд стадий, изменился и обрел совершенно иное декоративное звучание, правда, сохранив свою типологию — комплекс с поневой и ряд старинных деталей. Рубашка и передник шьются из одинаковых ярких фабричных тканей (излюбленные цвета — ярко-зеленый и малиновый). Рубаха кроится с прямыми поликами и широкими, собранными на манжеты рукавами. Передник, называемый фартуком, хотя и не утерял грудинку — одну из составных частей передника более старого образца, но видоизменился и приобрел сборчатые воланы на плечах. Не изменились пояса, тканые на дощечках, с пышными кистями, которые носят здесь по два, по бокам сзади (так же, как и в центральной части уезда), но ведущую роль в декоре играет не бисер, а цветные ромбовидные узоры. В качестве шейных украшений все еще используются бисерные ожерелья, имеющие вид воротника, плотно прилегающего к шее, хотя их здесь носят (в позднем варианте) не с чопками и разметками, а с многорядными, спускающимися порой ниже пояса, бусами из дутого стекла или раскрашенного дерева.
Заслуживает внимания деталь позднего костюма — крылья в виде двух пар лент на плечах, которые, вероятно, являются рудиментами архаичного наспинного украшения крылышек из двух холщовых вышитых полос. К наиболее стойким традициям относится и окручивание головы по-старинному. Сначала делают рожки из волос и тряпочек (по-местному когач), сверху повязывают концами назад тонкий нижний платок, который специально шьется из фабричной ткани. Затем надевают еще один платок, как правило, ситценабивной (концами вперед, с высоким мысиком надо лбом — кочетом) и прикрепляют пушки — шарики из гусиного пуха к ушам или серьгам. Пожилые женщины до сих пор не расстаются с рожками. В их настойчивом стремлении подчеркнуть рогатость головных уборов — очевидная стойкая народная память о традиционной рязанской сложносоставной рогатой кичке. Вызывает определенный интерес местный прием увеличения ширины фигуры путем подкладывания специальных подушечек (их привязывают к бедрам под и без того широкую поневу, ниспадающую прямыми жесткими складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более грубого льняного или конопляного полотна (по сравнению с первой, полагающейся к рубахе) с плотной, отдельно пришитой кокеткой, образующей тугие складки вокруг бедер. Возможно, здесь мы имеем дело с критериями женской красоты, которая, очевидно, определяется не утонченностью и стройностью фигуры, не подчеркиванием плавности силуэта, а обобщенностью, значительностью и силой.
К поздним влияниям следует отнести пышные шелковые банты, завязываемые на рукавах у запястий.
В целом праздничный костюм настолько видоизменился, что порой невозможно найти или определить его более древний прототип, каковым является костюм для Духова дня. И если последний спокоен по форме, построен на контрастном сочетании благородных бруснично-красных оттенков тканых и кумачевых вставок с ослепительной белизной холста и производит необычайно гармоничное впечатление, то поздние варианты костюма отличаются экспрессивными, порой даже агрессивными цветовыми сочетаниями.
Рассматривая группу костюмов села Чернавы, следует обратить внимание также на такие элементы, как обувь и чулки. Лапти здесь носили московского типа, будничные и праздничные, плетеные из мелких лык (писаные). Следов бытования так называемых мордовских лаптей не обнаружено. Однако кожаные сапоги со сборами, с задниками, украшенными маленькими медными гвоздиками — фисташками, которые надевали по праздничным дням зажиточные крестьянки, относятся именно к мордовскому типу обуви. Аналогичные сапоги с гармонией бытовали в Сапожковском уезде и у мордвы — мокши Беднодемьяновского уезда Пензенской губернии. Там же находятся аналогии и чулкам-черноножкам, вязаным из домотканой шерсти черного и белого цветов, без пятки архаичным способом — на одной игле. При таком вязании выявляется фактура в виде рельефных поперечных полос. Нижняя часть обязательно черного цвета, верх белый, с несколькими рядами узких черных полосок. В Чернаве существует два способа ношения чулок-черноножек (а их носят в селе до сих пор). На буднях всю белую часть чулок отворачивают наружу и она свисает, подобно ботфортам. При трауре ее заправляют внутрь. Погребальные чулки полностью белые, но с несколькими рядами узких черных полосок вверху, называются белоножками (чулки белого цвета характерны для южновеликоруссов).
Завершая анализ особенностей одежды села Чернавы, можно сделать следующие выводы:
1. Хотя костюм, который мы имеем возможность сейчас изучать, не раскрывает весь сложный процесс формирования местной культуры, в вышивке и ткачестве прослеживается связь с соседними народами и следы сравнительно поздних миграций населения. Несомненное сходство многих элементов кроя и декора с искусством Мещеры объединяет их в одну художественную школу и позволяет предположить, что это искусство формировалось на единой или родственной основе и имеет общие корни.
2. Несмотря на заметные различия в культуре северных и южных районов Рязанской области, на юге не исключаются небольшие локальные очаги, связанные с северной культурой, сохраняющие многие пережитки древнего быта по причине своих природных особенностей.
3. Только углубленное и всестороннее исследование с привлечением всего материала может дать ответы на ряд пока неразрешенных вопросов.