Метки






Пинежский устный земледельческий календарь


 
Начало: Народные приметы и поверья Пинежья
 
Пинежский устный земледельческий календарь
 
Даты по старому стилю.
 
Декабрь
25/ХII. В рождество примечали: Если о рождестве пригревина будет — к зеленому году. Не нать рано пригревина (Ю). Снеги глубоки, дак травы хороши и хлеб (Мт). Суметы высоки набило — к хорошему году (Ю). В рождественску ночь звезд густо — густо и ягод будет; если редко звезды, то мало и ягод уродится (Кч). В кутейник перед рождеством как по дороге звездочки блестят, то грибы и ягоды будут (Сл).
 
Январь
1/I. В Новый год примечали, смотря на звезды: Когда звезд много напротив крещенья и в Новый год — к ягодам. Как на Новый год звезд не будет, так и ягод сей год не будет (Ю).
6/I. В кутейник крещенский много звезд, так красных ягод много будет, а на рождественский кутейник звезды — черницы будет много (Ю).
В крещенье смотрели за рекой: Если в крещенье вода в межень выпадет, так это к доброму году: и летом в межень выпадет. А не выпадет в межень, то и летом не выпадет — все сена потопит, как летом больша вода выпадет (Ю).
18/I. На офонасьев день пригревина на стенах, так это к зеленому году. В офонасьев день — самый крень, самы морозы живут (У-П).
 
Февраль
2/II. Сустретьев день. Если в сустретьев день по дороге несет снег, значит в «в квашни поведет» — уродится хлеб (Вг).
28/II. Василей-капельник. Он капли дает, капли уж будут — к доброму году (Чл).
 
Март
Март сенному быку рога своротит — вот какой мороз живет в марте: стужа во хлевах (Кб).
Весну ждут, так смотрят, как тают круги вокруг дерева: как круты края у круга, так крута весна будет; а как пологи круги, так протяжлива весна будет (Ю). К зеленому году наперед дороги растают, а как на дорогах, лед оставается, а по бокам растает, то к доброму году (Ю).
1/III. Овдокея-плющиха снег приплюснет, наст образуется (Чл). На Овдокею будет снег — будут и грибы (Вг). Зимой пригревина на Овдокею, как потоки будут, да курочка напьется под потокой, так овощи придут, смело всяку овощу сей — к доброму году (Ю).
17/III. Алексей — человек божий, если он ключи откроет — к доброму году (Чл).
19/III. Дарья-говнопролубница. Если говна на дорогах вытают и видно их — к доброму году (Ю).
25/III, благовещение. До благовещения никовды не зачинали сеять, потому что снег еще (Ю). В благовещение примечают: если ветер холодный— будет лето холодное; а если ветер теплый, южный — и лето будет теплое (Вг).
 
Апрель
Ждут ледохода, смотрят, когда третья хвоя падет. Перва, втора, третья хвоя падет, одна от одной через четыре недели. Как третья хвоя падет, так через две недели и река пойдет — ледоход (Ю). Синка [трясогузка,— Г. С] прилетит, так через двенадцать ден река пойдет. Синка на лед садится, лед ножками топчет и растопчет (Ю). Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь и жито — все придет (Б).
23/IV, егорьев день. Как в егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с егорьева дни на все лето, пока хлеб в поле стоит. Бывало собирали сорок камешков, и как утренник, так выбросят камешок; смотрели, сколько еще оставалось их в мешочке. Ино и совпадется (Кч). Егорий с водой, так Микола с травой (Чл).
 
Май
Как в мае дож, будет и рожь (П). Примечают: если первый гром с лета [юга] гремит, то хорошее лето будет, урожай, добрый год (Б).
9/V, Николин день. Когда с зимы до Миколы солнце заворачивается — добрый год; а если после — не больно хорошо. Солнце воротилось до Миколы— это к доброму году (Ю). После Миколы в неделю — красный сев, само времё сеять жито: тепло пойдет, больше стужи не будет (Б).
29/V, Федосьи. Федосьи-девицы, дак рожь на трубйцы, начинает колоситься (К).
Пасха
Паска-та в мае либо в апреле, поползуче число-то, когда какое. Как дождь или погоды в первый день паски, дак весна дождлива будет (Вх). Девята пятница после паски если дождлива — будут грибы; не было дождя— и грибов не будет (Кч).
 
Июнь — июль
13/VI, окулинин день. Конопле сеют после окулинина дни (Вр).
23/V1, ивановска богородица. Репу сей все в одну пору: до иваньской богородицы; а после так уж опоздали сеять (Ю).
24/VI, Иван-день. Сей репу на Иван-день, хороша репа будет (Нх). Ивановски дожди лучше золотой горы (Б). На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это — плохая примета; На Иван-день колосок, так на ильин день колобок в хороший год (Ю).
29/VI, петров день. Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил (Нх). На петров день жито заколосится — это тоже еще неплохо: на петров день колосок, то на ильин день колобок (Сл). Хлеб станет мешаться [желтеть], тогды и морошка создреет (Кр). На петров день как заморозит, так сорок утренников еще будет (Кч).
Страда
С петрова дня начинают «страдать» — сено ставить. В это время особое значение имеют приметы, предсказывающие ведрие, так как в страду дождь нежелателен. Утром роса западет, так к ведрию, нет росы — дождь будет (Мт). Если белые тучи заподымаются противу ветру, то дождь будет, дождь западет; а если по ветру идут облака — ведрие будет (Ю). Как медь, жолты облака — к дождю (Е). Если дождь падет, и пузырьки выскакивают, пузырьки прямо в воды надуваются как-то — это к воде, еще дождь будет (Ю). Гагары заревут перед дождем, канюки залетают, пить запросят, завизжат: а-а-а, стонет кабыть, — к дождю (Ш). Когда стрижи о саму землю плывут — к дождю (Сл); Коли овцы блеют да друг за дружкой бегают — это к дождю (Нх).
20/VII, ильин день. С ильина дни начинаем жать, как хороший год. Когда хорош год, так на ильин день жнем уж (Ю). С ильина дни ночи темнеют: сива коня в поле не увидишь (Кз). Оводы до ильина дни. Как ильин день пройдет, так коровы уж ходят, не боятся: овод смирене будет (Ю). После ильина дни вода в реке студене станет: олень копыта оммочил уж (Нх). До ильина дни сеют рожь. Раньше посеешь, раньше взойдет, а поздно — на озимь слабинка будет. Поздно посеешь, так пойдут утренники, озимь может погибнуть. До ильина дни сеют рожь полугорстью, а после уж целой горстью нать сеять (К).
 
Август
В августе черница поспевает и голубель; они по хлебу поспевают: хлеб доходит, и голубель (Кб).
1/VIII, первый спас. На спасов день всё уж придет, все выжнем как хорошо лето: и рожь, и жито — всё к спасову дни должно притти (Ю). Хорошо лето, так хлеб в одну семь приходит (за семь недель). Две семи хлеб на полях не стоит: либо убьет его, либо дойдет, и его надо убирать (У).
23/VIII, Лупа. Утренники уж бывают. Как Калина (29/VII) закали-нит, так и Лупа залупит — утренник будет (.БУ Калинов день не будет утренника, так и Лупа не заморозит (У).
 
Сентябрь
Осень не любит ни колеса, ни полоза — сама роспута ©. Как рябины много, то сыра осень живет (Ф).
1/IX, Марфа. Если Марфа грязна вышла, то осень дождливая будет (Б).
8/IX, богородицын день, пречиста. На пречисту уж всё нать убрать: на пречисту землю чистит (Ю).
14/IX, здвиженье. Здвиженья жди, так репу рви; репу рвем да картошку копаем — все убираем на здвиженье (Ю). Здвиженье — сивер, дак лето тепло будет, примечают (Вх).
 
Октябрь
1/Х, покров. На покров землю покроет, снегом покроет землю (Ю). Снег падет на талую землю — людям трудно жить будет, а на мерзлую — легче (Вг). Как с осени наморозит наголе —лучше ржи будут; а когда на талу землю напало — рожь подопреет (Сл). Текло и намерзло бывает, с крыши сопули таки висят — осень протянется долго, затяжлива осень будет (Сл). Крупа така осенью, как заспа, падет — жди на неделю морозу (Сл). Лист запал, дак скоро снег западет (Ю). Петух хвост выронил — скоро и снег выпадет (3). Когда лист не опал, листу еще много на деревьях— еще долго тепло простоит (Сл). Пока лисьва иголки не осыплет, снегу не будет: и западет, так растает (В).
 
Сокращения названий пинежских деревень
Сокращения названий пинежских деревень в текстах
 


 





Оставить комментарий