Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
(Проклов день — 25 июля)
Приглядываюсь я: живут сейчас люди как-то рывками, с натугою. Проснулись утречком — порадоваться надо бы, сейчас радость от жизни почувствовать. А народ вперед бежит, как на горушку в один дых взбирается. Забежал наверх, а это и не горушка, а так, малый пригорочек. И опять воздуху набрал и вперед, на следующую горушку. Так всю жизнь и не живет, а дыхом замирает. Ему бы осмотреться круг себя, а он только пыль да камни под ногами и видит.
Раньше-то жизнь спокойнее текла, надежнее как-то. Оттого и народ был рассудительнее да желаннее. Хотя и в старые времена такие суетливые тоже были. Вот я тебе историю расскажу, про Висляткин ключ.
Жили-поживали муж с женою. Жили меж собою ладно, да все как-то нескладно. Работали — не ленились, с утра до ночи трудились, зато у них и денежки водились. Да все не могли они решить, что им с этими деньгами делать. Муж все мельницу хотел купить, а хозяйка-то во сне новый дом видела. Бывало, вечерком-то сядут вдвоем возле стола, свечку зажгут и все спорят-спорят.
А на печи тихо-тихо дедушка старый да внучка Аннушка сидят, вниз на мужа да жену глядят, и дивно им: неужто не об чем им больше говорить? Дед старый был, уж плохо видел, но сказок знал превеликое множество. Все Аннушке их сказывал. Но сказки-то днем были, а по вечерам старый да малый это представление слушали. Так бы и жили. Только вот как-то ранним утром толкает дед внучку да и говорит тихо:
— Аннушка, глянь-ка, все еще ночь на дворе или уже утро? Скоро ль светать-то будет?
Глянула девочка — а дед совсем ничего не видит: ослеп старый. Ну, как есть, ничего не видит. С тех пор совсем трудно стало старому да малому. Родители-то могли бы и полечить старика от слепоты этой, да денег жалко. Сын-то сначала заикнулся, мол, в городе врач хороший имеется. Да жена на мужа шикнула: еще чего?! Старикам и положено слепнуть да на печи тиховать! Все бы на это денежки тратить?
Дед совсем поскучнел, помирать собрался. Иной раз взглянет на него Аннушка, а по его щеке из незрячих-то глаз крупная слезинка катится.
— Дедуня, плачешь, что ли? — спросит внучка. А дед-то скрывает.
— Нет, милушка, чевой-то в глазах засвербило, должно от дыма.
А дыма-то как раз никакого в доме и нет. А уж потом молодые-то старика и вовсе обижать стали: то забудут рубаху поменять, а то картоху так поджарят, что дед своим беззубым ртом хрустящие кусочки только обсасывает. А то начнут стыдить, мол, помирать пора, а ты все за жизнь хватаешься.
Аннушка, добрая душа, деду, как могла, помогала: хлеба в миску покрошит или рыбные косточки из ухи выловит. Но и у нее вечером сердечко ойкнуло, как услыхала она: родители про богадельню для старика разговаривали. Была неподалеку такая богадельня, где одинокие старики жизнь свою доживали. Отец-то увещевать жену пытался: не одинокий ведь наш-то старик. А жена: а мы его к богадельне-то на лошади подвезем — и оставим у ворот. Небось, не прогонят слепого-то.
Как услыхала Аннушка разговор этот, тихо с печи спустилась, чтобы деда-то не разбудить, — и к столу.
— Мамушка, папенька, — просит, — не отправляйте дедуню в богадельню. Он там без меня помрет. А я ему и свежего сенца в подушку набью и водичкой напою. А хотите — стирать его белье буду. Не надо дедунюшку чужим людям-то подкидывать.
Рассерчали, слышь, родители-то, мать даже ногами затопала на Аннушку: куда, мол, тебе, соплюхе, нашей волей командовать?! Сиди на печи да в две дырочки сопи!
Всю ночь Аннушка проплакала, а к утру решилась. Встала она спозаранку, отыскала в чулане кринку глиняную да и пошла вон из дома. А на улице роса, как на травушке слеза. Холодная. А девочка-то босиком. И направилась Аннушка к Висляткину ключу, за заветной водою целебной. День-то этот, слышь, был не простой: Проклов день, 25 июля.
День, когда росы да воды ключевые целебными становятся, слепоту вылечить помогают.
Это только сказать легко — к Висляткину ключу. А идти туда верст семь. Для маленькой-то девочки немало будет. Идет Аннушка, а пальчики-то на ножках совсем закоченели. Росы-то эти для глаз целебны, а сами холодны — как по ключевой ледяной водице пяточки-то красные топают.
А потом лесная дорога пошла, с ухабами да канавами. А уж под конец — тропинка с пнями да корягами. А что страху-то — сам знаешь, коли один по лесу дремучему брел. Дошла до Висляткииа ключа, набрала водицы в крынку, сама ладошкой попила, а сил домой идти нету. Вот и присела она возле воды да и задремала, добрая душа.
И вдруг показалось ей, будто из ключа того мальчик маленький вышел — да к ней.
— Зачем, — говорит, — пожаловала?
Аннушка не испугалась: чай, не зверь какой — мальчик. Да все ему про дедуню и рассказала.
— Да, — говорит мальчик, — важное у тебя дело. Деду глаза вернуть надобно. Да и родителям тоже не помешало бы. — А сам так тяжело вздыхает.
— А ты чего вздыхаешь? — спрашивает его Аннушка.
— Никому раньше не сказывал, тебе поведаю. Знаешь ли, почему этот заветный ключ Висляткиным-то зовется? Висляткою это меня прозвали, когда я среди людей жил. Родители мои давно померли, а жил я у дальнего сродственника, дядьки Силыча. Ох, и жаден дядька был, досыта ни родных, ни скотину не кормил. Все деньги в кубышку складывал. Коровы хоть на лугу травку пощиплют, а где люди-то поедят, особливо ежели они маленькие? Ну и стал я, будто невзначай, каждый вечер то к одному, то к другому деревенскому парнишке забегать. Да все норовлю к ужину поспеть, ну, меня люди Висляткою и прозвали. Висляткою-то называли мальца, ежели он в чужом дому сидит да на стол обеденный глядит. Вот и приходится хозяевам за стол того Вислятку сажать да чем Бог послал угощать. Кормить-то кормили, а Висляткою прозвали. А разве ж я виноват, что дядька Силыч деньги копил, а нас голодом морил?
Не выдержал я, сбежал от него в лес. Сколь меня потом ни искали — так и не нашли. А я вот здесь из сил выбился, на землю лег и уснул навсегда. А с тех пор на этом месте бьет ключ. Его по моему прозвищу Висляткиным назвали. Ну, пошел я. Пора домой возвращаться. А ты не робей, моя ключевая водица твоему деду глаза вернет. Ты потом еще меня добрым словом вспоминать станешь.
— А как имя-то твое? Не Висляткой же тебя вспоминать?
— А имя мое простое да короткое — Проклом меня раньше-то звали. В мои именины ты сегодня угодила. Я ведь лишь раз в году, в свои именины, 25 июля, подышать лесным воздухом выхожу. Ну, прощай!
— Прощай, Прокл! — сказала Аннушка да и проснулась. Сразу поняла, что может обратно идти: то ли сном усталость прошла, то ли водою целебною силы прибавились. Поклонилась она низко Висляткиному-то ключу, взяла кринку с водою — да и в путь.
Без воды идти тяжело было, а уж с водою еще труднее. Одно только сердце-то и греет, что для дедуни это, чтобы поправился он. Тяжко ей пришлось в пути, но, как совсем из сил выбьется, так ей вроде голос Прокла слышится: «Ты иди, иди, Аннушка, не робей. Моя ключевая водица твоему деду глаза вылечит». Так и шла до самого вечера. Уж солнце село, когда она к своему дому подошла.
А в деревне уж с обеда переполох: Аннушка в лес ушла и пропала. Мужики-то по лесу, слышь, гребнем прошли: шли, значит, цепочкою, так, чтобы друг друга видно было. Вроде как лес тем гребнем прочесывали. Бабы в лес ходили, кричали-аукали. Нет Аннушки. А мать-то ее с отцом места себе не находят. Дед и тот с печки слез, никто его обратно не гонит.
А к вечеру — Аннушка тут как тут. Вошла в избу, кринку возле порожка на пол поставила, да и — бух сама возле кринки на пол. Ее родные раздевают, в постель укладывают, а она им одно твердит:
— Это дедунюшке целебная вода глаза лечить. Это мне Прокл дал, нести приказал.
Девочку уложили, а дед на печку лег, а сам все вздыхает да приговаривает: «Добрая душа, ох, добрая душа».
Уж о чем той ночью отец-то с матерью договорились — не знаю, а только утром, как Аннушка проснулась, так и увидела дедуню своего. Сидел он у стола в чистой рубахе, умытый, причесанный. Испугалась было внучка, что дедуню в богадельню собрали, да мать успокоила. Дома дед останется. Навсегда. Обедать за столом, как все, будет, а на печи лежать — только когда кости болят али холодно.
— А водички-то, водички из Висляткина ключа пробовал? Глаза промывал?
— Промывал, промывал, добрая душа! — отвечает ей дедуня. — Только я и без того вижу все. А, милок, сердцем вижу. Да и родители твои от этой воды, видать, прозрели.
С тех пор в Проклов день ходят люди к Висляткину ключу за целебною водою. Кто в кринку, кто в ведерко воды набирает. А кто так, ладошкой загребает. Вода-то ключевая и глаза и сердце людям лечит. Целебная она, значит.