Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Троицкая сказка
Давняя эта история. Сумею ли вспомнить — не знаю... Жила в нашей деревне семья. Фамилия их была не то Федотовы, не то Федькины, а может, и Федуловы — этого уже никто не помнит. А приклеилось к ним деревенское прозвище — Гореваны. Самой старой в той семье Гореванов была бабка Гореваниха. Ей уж, почитай, лет 90 было, а то и больше. И вот ведь что удивительно: иной в деревне с молодых лет в Иванах или Настасьях ходит. А иному до глубокой старости Федюнькой или Петькой жить приходится. Гореваниху-то эту старую вся деревня Дуськой кликала. Так и говорили: «у Дусъки-Гореванихи».
Деревенские-то эту бабку не больно любили. Кто говорил про нее, что глаз у нее нехороший, а кто и прямо считал за колдунью. А Гореванами их не зря прозвали. Суди сам: у самой-то Дуськи девятнадцать душ детей было, да, почитай, в младенчестве все и померли. Одна дочь у Гореванихи и выросла — Глашка. У Глашки той из десяти детей тоже всего одна дочь выжила, а девять других росли-росли, а до 16 лет доживут — и в одночасье помрут. Да ведь и как, гореваны, умирали?
Один-то парень второпях на гвоздь ржавый наступил — да через день и нет его. Другой с косьбы вернулся, разгоряченный, да и лег на голый пол охолонуться, остыть, значит. А улегся как раз над погребом. Хоть и жара на улице, да из-под земли, из погреба, знать, не жаром тянет. Простудился — и второго нет.
Только дочку Глашки из всей семьи в деревне-то и любили. Девка она была добрая, веселая, да и она, почитай, семнадцати годов померла. Накануне своей свадьбы. Попарилась в баньке — да к жениху своему на свидание. А на улице — крещенские морозы были. Голову-то мокрую враз холодом и охватило. Утром уж в бреду металась, а к вечеру и отошла.
Вот и смекай: не зря — Гореваны... Так уж велось у них: детей вроде и много в избе, а работников — одна Дуська-Гореваниха старая да правнучка ее. В честь прабабки ее тоже Евдокией назвали, только в деревне ее все больше Дуняшкой кликали.
Не зря я тебе про несчастья Гореванов этих сказывала. Не зря. Поговаривали в деревне, что наказал ее Господь, старую Гореваниху, за великий грех. Оттого и жила старуха и мучилась. А какой то был грех — все по-разному сказывали. Только я так думаю: не знал народ точно про нее да ее грех, вот и выдумывал, что пострашнее.
А теперь слушай мою историю-то. Она случилась, когда мне самой лет двенадцать было. Только на девичий хоровод мать отпускать начала. Заводилою у наших деревенских девчат как раз Дуняшка-Гореваниха и была: что песни играть, что в хороводе плясать — на все мастерица была.
Дело было летом, аккурат на Семик (это на неделе перед Троицей). Собирались девчата идти березоньку искать, какую под праздник убирать-наряжать следовало. Называлось это: «Заломать березку». Ломать-то ее никто, конечно, не собирался, а вот выбрать следовало самую красивую, самую стройную. Это уж на саму Троицу ее заплетать да лентами украшать положено.
Сколь девушек пошли — столь березок и выбрали. Каждой девице своя приглянулась. Да ведь одну украшать-то следовало. Стало было спорить, да как Дуняшкину березку увидали — смолкли. Хороша! Право слово, хороша! И стройна, и кудревата, и листочками богата, а ствол такой белый, аж глаза слепит. Да и место себе хорошее выбрала: рядом ни одного деревца. Стоит горделиво и вроде на небольшом холмике.
Уговорились в субботу, накануне Троицы, березку завивать да праздник отмечать. А пока веток березовых в лесу наготовили, чтоб каждому стены своей избы к празднику украсить. Наготовили — и домой. Одна Дуняшка возле березки своей осталася. Расстаться с нею не может. Стволушко ее поглаживает, щекою к теплой коре прислоняется.
А ночью этой, как раз в четверг на семицкой неделе, и снится Дуняшке сон... будто сидит она возле своей березки у холмика. Летняя ночь. Луна до того ярко светит, что все, как днем, видно. Ветерок так легонько веточки березовые колышет.
И вдруг слышит Дуняшка, вроде как вздыхает кто. Да так тяжко вздыхает, а голос жалостный, и как бы из-под земли. И ведь что удивительно: как вздохнет тот голос, так березонька будто вся затрепещет, задышит. Каждый листочек в лунном свете засверкает.
Вскочила на ноги Дуняшка, на березку смотрит, ничего понять не может. Страшно ей от голоса того жалостного, а ноги бежать прочь отказываются. Вдруг видит девка: встает из-под березки девица-красавица, одета в простой крестьянский сарафан, а только ткань-то сверкает сверху, будто серебром присыпана. От каждого движения сверкает одеяние неземною красотою. И ведь что в этом сне удивительно: будто Дуняшка все ясно так видит, а девица Дуняшку совсем не замечает, будто она ей невидима. Будто и нет ее рядом.
Слышит Дуняшка, красавица та с березкою, будто с подружкою, разговаривает, а та ей отвечает. Разговаривают девица с березкой, а Дуняшка слушает да удивляется.
— Ты мне в прошлый раз про детство свое рассказывала, а сегодня обещалась про любовь свою поведать. Не забыла?
Смекнула Дуняшка, что березка просит девицу историю свою рассказать, а та вроде так горько березке отвечает:
— Помню-помню. Только вот история моя, хотя и про любовь, да и про печаль-кручину. Слушай, подруженька...
Я у матушки с батюшкой в любви жила, горя-печали не ведала. Выросла — в хороводе девичьем первой стала. Люди говорили: красавица. Только не загордилась я. Наоборот, подругам во всем уступала. Казалось мне, коль краше я, значит, должна я и добрее и рукодельнее быть, чтобы другим людям рядом со мной теплее жить стало. А и вправду, скоро о моем рукоделии многие судачили. Кто расхваливал, а кто и сетовал: зачем ей дар этот? С такою красотою будет ли она за ткацким станком сидеть, лен ткать? Говорили, мол, несправедлив Господь: одному — все, а другому — ничего. А особенно меня соседка недолюбливала. Ее-то дочь ни лицом, ни мастерством — ничем не отличалась. Разве что, как мать, завистью.
Углядел меня раз в девичьем хороводе парень один из богатой деревни да и полюбил. Сунулся к родителям своим — а те: пока сами девку не увидим, да на работу ее не поглядим, и думать не смей! Не женихова это воля — жену выбирать. Мы, родители, лучше вас, молодых, знаем, какая должна быть жена.
И решили родители потихоньку, скрытно, к нам в деревню приехать да все обо мне разузнать. Раньше-то это в обычае было. Вот и приехали как-то зимой, да не по прямой дороге на санях вкатились, а круг деревни объехали, со двора прибыли. Да не к нам во двор, а в соседский. В дом вошли — и давай обо мне соседку выпытывать. А та быстро сообразила — и ну на меня напраслину возводить: и убога, и страшна, неуслужлива. Хрома, неумеха-нескладеха, а уж работница — вовсе никакая: ни лен трепать, ни полотна наткать — ничегошеньки не умеет. С утра до ночи возле зеркала сидит, румянится да брови чернит. Квашня-квашней.
Жених-то возражать и права не имел: сиди, стариков слушай, они пожили, плохого не присоветуют. Улучил парень минуточку, пока сваты рукобитие отмечали, — и выскочил на улицу, да в соседский двор. Я у станка сидела, полотенце ткала. Как я его, милого,увидала — сердечко сжалось. Одно подумала: что же он без одежи? Уж не привиделось ли? Я ведь о нем, почитай, днем и ночью думала. На рукоделие смотрю, а перед глазами он стоит. Все мечтала, как меня посватают, как его женой буду. Как его родителей беречь да холить стану.
Когда их свадьбу в деревне играли, уж мне, почитай, сорок дней отмечали. Похоронили-то меня в сторонке от погоста, на пригорочке. А маменька моя тебя, подруженька, в лесу откопала да возле могилки моей и посадила. Уж сколько лет мы так-то с тобою вместе живем.
— А как жених-то твой? Неужто забыл любовь свою?
— Нет, подружка, не забыл. Меня он до последнего своего часа помнил и любил, на могилку мою приходил. Да ведь слезами горю не поможешь...
— А Дуська-то как же? Она-то сама счастливой оказалась?
— Да разве на чужих слезах свое счастье построишь? Нет. Всю жизнь горевала, да и теперь горюет. Ведь не зря ей Господь такую длинную дорогу отмерил. Это когда все ладно — дорога в радость, а когда несчастья да печали — тогда она в тягость. Да и прозвище у них на деревне подходящее — Гореваны.
— Сколь же лет им еще, этим Гореванам, мыкаться? Когда им грех-то этот простится?
— А тогда и простится, когда старая Гореваниха покается да мне поклонится.
— Неужто она досель у тебя прощения не испросила?
— Прощения-то просила, и на могилку мою не раз приходила, да только просит без покаяния, да говорит без понимания. А ведь и надо-то только раз прийти на День Святой Троицы. Девичьи хороводы поглядеть, себя да меня молодыми вспомнить. Да душою своею мое горе и прочувствовать. Ведь Гореваниха-то у меня вместе с любовью и жизнь отняла. За то и платит...
На Троицу Дуняшка рядом с девичьим хороводом бабку свою горемычную видала. Парни еще подсмеивались, мол, вставай, бабка, в хоровод — краше всех девиц будешь.
После праздника все к реке побежали венки свои в воду бросать, на суженого гадать. У березки-то одна Гореваниха старая осталась. Уж о чем она плакала, о чем просила — никто не слыхал, никто не прознал. А только через три-то дня померла старая Гореваниха. Знать, простила ее красавица.
Спасибо за сказку. Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам-урок. Низкий поклон продолжателям народных традиций. Информация вашего сайта, как глоток чистой воды. Долгих Вам лет.