Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
1 июля — это макушка лета, Ярилин день издревле в русском народе считавшийся особым временем, так и говорили — «всем дням день», единственный день и неповторимый. По народному поверью, в первый день июля выезжает из своего небесного дома Илья-пророк на трех конях: серебряном, золотом, бриллиантовом и начинает громыхать.
2 июля — Пчелиный день: «Рой роится, Зосима- Савватий веселится». Как известно, русские святые Зосима и Савватий являлись покровителями пчел. В этот день по чистой росистой траве и стар и млад выходили в луга, наблюдали за работой пчел, шли на пасеки, слушали рассказы мудрых русских пасечников, знающих, как растет трава, как цветут цветы, как собирается по многим цветам сладкий мед в соты.
3 июля — Мефодий-перепелятник. Считалось, что увидеть белого перепела — к счастью, а пестрого — на переменчивые деньки. Примета дня: если на Мефодия дождь, то он с перерывами будет идти 40 дней. С этого дня начинается подготовка к самому значительному празднику июля — Ивана Купалы.
Самая яркая пора лета, его разгар, говоря церковным языком, «преполовение». Наступает после летнего Солнцеворота, в самой нижней точке года-колеса на рождество св. Иоанна Предтечи, известного в русской традиции как Иван Купала.
Имя Купалы Иван — христианское, но сам он двойник Яриле, древнему языческому богу, олицетворявшему огонь, огневолхование. «Купала» происходит не от слова «купаться», как часто думают, а от слова «кипеть», но не просто от жары, а всей страстью своей, от любви. Латинское слово «купило», от которого произошло имя бога любви Купидона, и Купала — однокоренные. В честь древнеславянского бога страстной любви жгли в ночь на Ивана Купалу костры, совершали обряд очищения, прыгая через них. Прыгали, взявшись за руки, парами — юноша и девушка. Считалось, если при прыжке через огонь их руки не разомкнутся, то они поженятся, будут дружны весь год до нового лета, новых купальских игрищ.
6 июля — начало купальских игрищ, день Аграфены Купальницы. С самого утра избы украшали венками из цветов и трав, тем самым заслоняясь от нечистой силы. Чертополохом и крапивой устилали порог своего дома. Из колючих растений и крапивы складывали кучи и прыгали через них, чтобы освободиться от сглазу и недугов. Топили бани и парились вениками из полыни, ивана-да-марьи, мяты пахучей. Аграфена Купальница травами изгоняла хворь и телесную нечистоту. Потом начинались купания всем селом, обязательно с особыми купальскими песнями. Вечером плели венки из цветов, готовились к ночным игрищам, чудесам и гаданиям, складывали высокие костры, добывали «живой огонь» трением двух дощечек. В ночь на Купалу начинались дива дивные. Верили, что в Иванову ночь деревья движутся, переходят с места на место, ведут между собой разговоры. Все ведьмы, особенно зловредные, в эту ночь слетаются на Лысую гору (Ярилину плешь). Огненным цветом цветет волшебный цветок папоротника, охраняют его нечисть, ведьмы и болотницы. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, а вокруг огня устраивали пляски, пели песни. Делали в старину волховские колеса, которые поджигали и спускали по крутому берегу реки в воду. Колеса эти были символом солнца, самого Купалы, русского года лета.
Не случайно Купалу топили в воде: он теснейшим образом связан с водной стихией. В ночь на Ивана Купалу совершали обряд купания в росе, а под утро снова всем миром купались в реке.
7 июля — весь день обливались водой (в детских играх это дошло и до наших дней). Купальская роса и вода смывали, по народному поверью, тоскукручину, освобождали от сглаза.
В Иванов день, как и в зимние Святки, девушки гадали о своем суженом. Из двенадцати трав сплетали венки, зажигали лучину или свечу, прикрепляли к венку и пускали его по течению реки. Чем дольше горит лучина, тем дольше и любовь будет длиться, чем свободнее и быстрее плывет венок, тем удачнее сложится семейная жизнь.
9 июля — день Земляники, а по православному календарю — Тихвинской иконы божьей матери и Давида, прозванного Земляничником: «На Тихвинскую земляника-ягода поспевает, красных девок в лес зовет» — говорили в народе. Земляника — солнечная ягода, считалось, что в ней собирается дух земли и поэтому она целебна, особенно поздняя земляника, сохранившаяся к этому дню.
Ни свет ни заря шли на земляничную поляну, собирали земляничный лист, который заваривали в зимнее время как чай. Больше фантазии — и можно создать праздник чествования Земляники!
12 июля — Петров день, еще один русский праздник летнего Солнца. Солнце называли хозяином света и тени, оно олицетворяло связь золота, райского сада и плодов с Землею, с земным плодоношением.
В ночь на этот день искали цветущий Петров-крест, известное растение наших мест. Считалось, что корень его избавляет от напастей, открывает путь к счастью, к кладу. Утром встречали восход солнца, примечая: «На Петров день солнышко играет», т.е. то покажется, то спрячется, то поднимется вверх, то опустится вниз, а то и заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым. Чтобы увидеть это радужное чудо, проводили всю ночь в поле, «карауля солнце». Проспать восход солнца считалось грехом. Хотя в это время в разгаре была сенокосная пора, но в народе было принято до позднего вечера петь песни и качаться на качелях. Так чествовали солнце, призывая его животворящую силу. Понятно, что сам праздник начинался уже после возвращения с покоса: «У мужика то и праздник, что Петров день» — говорит пословица.
Петровское солнце доводит до спелости хлеба, начинается страда: «С Петрова дня зорница хлеб зорит», «Петр с колосом, Илья с колобком», «Доставай косы и серпы к Петрову дню» и т.д.
Примета этого дня: если на Петра и Павла дождь, то жито уродится. Именно для того, чтобы помочь солнцу, и устраивались в древности веселые петровские гулянья с песнями, хороводами, качелями.
Июльские праздники издревле были соединены с напряженным трудом.
14 июля — летние Кузьминки, день православных бессребреников Космы и Демьяна. Христианские святые Кузьма и Демьян покровительствовали покосу. Считалось, что они являются божьими кузнецами, помогают людям отбивать и точить косы, осуществлять косьбу: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой». Прямо на лугах всегда и начинался праздник. На покос женщины приносили крупу, после работы они ссыпали ее в общий котел и варили кашу, чтобы всем собором поесть из единого горшка, а значит, поделиться силой и разделить страдание страдного дня. К вечеру праздник продолжался в семьях, в домашних условиях. Свежие овощи, только что собранные с огорода и составляли основу праздничных кушаний. С присказкой «На дворе пусто, да на поле густо» выставляли хозяйки еду и звали святых: «Кузьма-Демьян, идите ести к нам!»
15 июля — чествовали древнюю славянскую богиню Берегиню. Это красивое имя произошло от слова «берега» (реки), которые она оберегала вместе с селом. Девушки в этот день ткали для своих суженых особые полотенца-обереги, расшивая их узорами. Этот оберег хранил молодых воинов от бед. С принятием христианства день Берегини совпал с почитанием образа Пресвятой Богородицы, как стали ее звать в народе, — Петровая матка или Мать Сырая Богородица. Считалось, что полотенца, расшитые девушками, волшебным образом заключают в себе святой дух Богородицы. Вышивка была особой: знаки солнца, живительной воды и пр. Этим полотенцем отирали лица усталых косцов, считая, что божий свет проникает в них, снимая тяготу и восстанавливая для трудов праведных.
16 июля — Мокий, считался неблагоприятным днем.
18 июля — Афанасьев день, иначе — Наливы, наливался соком овес и по традиции всем миром сообща варили и ели овсяной кисель, а в ночь старики выводили детей смотреть, как наливается месяц, что, по древнему поверью, способствовало накоплению силы.
19 июля — Сысой-ходи по траве босой.
20 июля — день Фомы, требовалось поклониться «ржи-матушке».
25 июля — по народному календарю день Прокла, иначе — Великие Росы. В этот день следовало почитать росу, которая приобретала волшебные свойства.
Роса на Руси всегда считалась чем-то таинственным. С росой связаны различные обряды и гадания, но это в другие дни, а 25 июля, считали в народе, роса целебна, особенно для врачевания глазных болезней. Росой умывались, протирали глаза, очищали тело от трудового пота. Представлялась та роса в образе некой сказочной полудевы-полуптицы, затаившейся в траве-мураве. Этот сказочный мир ныне доступен, пожалуй, лишь поэзии.