Метки






О земном устроении



О земном устроении
Как представляли себе свой мир языческие славяне? Ученые пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов сохранились даже сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. Посередине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» — наш Живой Мир, Мир Людей. Нижняя, «исподняя» сторона — Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать сквозь этот колодец двенадцать дней и ночей.
Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес (девять — трижды три — священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Нелишне припомнить здесь тропосферу, стратосферу и иные слои, на которые делят ученые воздушный покров нашей планеты.
Каждое из этих небес имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и звезд, другое для Месяца, еще одно — для туч и ветров. Седьмое по счету славяне называли «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Мы до сих пор говорим про особенно сильный ливень: «Разверзлись хляби небесные!»
Слово «хлябь», «хляби» обозначает водный простор, морскую бездну. Как видите, мы все еще многое помним, только сами не знаем, откуда эта память и к чему она относится...
Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связьшает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не только желуди, но и семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров, и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший» олень, «старший» волк и так далее. Славяне думали, что именно туда улетают осенью перелетные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими»: рассказывают, как поступили с ними Люди. Считалось, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, так что рыба и дичь не будут знать переводу. Если же человек провинился — не оберешься беды...
Язычники отнюдь не считали себя «царями» природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека... Вот бы и нам, нынешним, подобную мудрость!
Чудесный небесный остров славяне называли ирием или вирием. Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово «рай», связанное в нашем понятии с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода «генератор жизни», обитель добра, света и красоты. Эту народную традицию продолжил и А. С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане». Остров Буян в ней не случаен!
А как же восьмое и девятое небеса, служащие ирию крышей? Наверняка древние славяне задумывались, что лежит за их пределами, в бесконечной Вселенной. Быть может, задумывались они и об иных мирах, которые могли там находиться.


 





Оставить комментарий