Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
хороводная песня
Стой, мой милый хоровод
Стой не расходись!
Как во этом хороводе
Скакала плясала
Скакучи и плясучи
Сронила венок
Сронимши вен-веночек
Взойду в терем
Я зашедши во терем
К матушке — челом
— За мной матушка поди
Вен-веночек понеси
На шеюшку положи!
— За мной матушка нейдет
Вен-веночек не несет
На шеюшку не кладет
Стой мой милый хоровод
Стой не расходись!
Как во этом хороводе
Скакала плясала
Скакучи и плясучи
Сронила венок
Сронимши вен-веночек
Взойду во терем
Я зашедши во терем
К батюшке — челом
— За мной батюшка поди
Вен-веночек понеси
На шеюшку положи!
— За мной батюшка нейдет
Вен-веночек не несет
На шеюшку не кладет
Стой мой милый хоровод
Стой, не расходись!
Как во этом хороводе
Скакала плясала
Скакучи и плясучи
Сронила венок
Сронимши вен-веночек
Взойду во терем
Я зашедши во терем
К милому — челом
— За мной миленький поди
Вен-веночек понеси
На шеюшку положи!
— За мной миленький идет
Вен-веночек несет
На шеюшку кладет.
Собрание русских народных песен Михаила Стаховича.
Т. И. Филиппов. 1852 г.
С напевами русских песен делали до сих пор то же, что и с текстами их: не могли, разумеется, не признать в них значительного музыкального достоинства, но, исходя из точки зрения западноевропейской музыки, отыскивали в наших напевах такие черты которые могли бы им доставить честь сравнения с музыкальными произведениями Запада. Вследствие этого не имели достаточного уважения к народному напеву и позволяли себе вводить в него произвольные украшения или дополнения для того, чтобы тем сблизить их с мелодиями общей музыки, и отчасти потому, что многие музыкальные обороты наших песен ставили в затруднение издателей и представлялись им неправильностями или, по крайней мере, неуместными особенностями, противными вкусу и требующими исправления. Для того чтобы лицом к лицу познакомиться с народной поэзиею и музыкою, исследователю нужно, хоть на время, забыть разницу между развитым и непосредственным человеком и взойти в ту сферу общества, где сохраняются еще остатки и следы нашей первобытной жизни. И то, что вынесет он из своих исследований, сторицею вознаградит его за труд и решимость; может даже случиться, что из такого рода исследований он выйдет не с теми понятиями о предметах, с какими он отправлялся в эту экспедицию, и поймет он, что в нашей народной поэзии и музыке есть такие сокровища, которые не должно оскорблять иностранной оценкой, а должно раскрывать посредством добросовестного изучения и таким образом делать их достоянием общественного сознания. Тогда он поймет, что в народной песне каждое слово, а в народном напеве каждая нотка неприкосновенны, что небольшое украшение в «модерном» вкусе будет в таком деле непростительной ошибкой; тогда он откажется от негодной мысли исправлять произведения, над которыми трудились века.
В Стаховиче мы с удовольствием видим многие из тех черт, которым только что воздали честь: в нем есть уважение к предмету. Нам особенно нравится то обстоятельство, что г. Стахович в своих аккомпанементах не допустил никакой сложности, чтобы за аккордами не скрыть самих напевов. Москвитянин,. 1852, т. 6, отд. 5, с. 79-80.
--------------
Тертий Иванович Филиппов (1825—1899) — публицист, знаток и пропагандист народной песни. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Преподавал в московских гимназиях. В конце 40-х годов сблизился с кружком литераторов, составивших позднее ядро молодой редакции «Москвитянина». Со студенческих лет был известен как выдающийся исполнитель старинных русских народных песен. От него записывали Вильбоа, Римский-Корсаков, Мусоргский. С 1884 года — председатель Песенной комиссии Русского географического общества, содействовал организации экспедиций и изданию собранных народных песен.