Метки






Перун Cварожич



Перун Cварожич
Перун — славянский бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой (непременная черта бога Грозы у самых разных народов) и волосами, как грозовая туча — черно-серебряными. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат».
Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч верхом на коне либо в повозке, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и вороными. (Сорока была одной из птиц, посвященных Перуну, именно ради своей черно-белой окраски.)

Отчаянно гремят по неровностям туч несущиеся колеса — вот откуда гром, вот почему кажется, что он «катится» в небесах. Впрочем, на этот счет бытовали разные мнения. Еще говорили, что гром и молния — эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и Людей — похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А третьи полагали, что на самом деле гром — это праздник свадьбы Неба с Землей: известно же, как хорошо все растет после грозы.

Все замечали, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне и этому нашли объяснение. Все дело в том, говорили они, что нечистая сила испуганно разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго еще не смеет высунуться наружу!

Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было нельзя. Рассердившийся Перун все-таки сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребенок, оставленный на меже, обмарал пеленки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, куском печеного хлеба) — беда разразилась: поднялся вихрь и унес в тучу весь урожай. Часть хлеба в итоге все-таки удалось выпросить обратно, но «стоколосым» — по сотне колосьев на каждом стебле — он никогда уже больше не вырастал...

С Перуном связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы, когда тот испуганно захлопывает створки при виде грозы. Оружием Перуна первоначально считались камни, в дальнейшем — каменные топоры и, наконец, золотая секира. Как видите, Боги «прогрессировали» вместе с Людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: считалось, этим будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жилье. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике,— не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого бога Грозы.

Другой символ Перуна — так называемый «громовый знак», похожий на колесо с шестью спицами. Ученые полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу — на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), а ведь там снег выпадает раньше всего. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений — в качестве громоотвода.

Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун — исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так. Ведь гроза — не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, чтобы вернуть Земле плодородие, вернуть Солнце и дождь.

Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Вот он перед тобой на картинке. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит еще в 1627 году, и до наших времен дожили лишь прирученные потомки туров — домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами — бык достигал в холке почти двух метров — и еще цветом: быки были черными, с белым «ремнем» — полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» — гнедыми (темно-рыжими, с черными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у Людёй охота на тура считалась подвигом, равным сражению. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка. А 20 июля (вы помните, что это праздник Перуна) туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда Люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням нарочно откармливали жертвенных быков. Эта традиция еще в прошлом веке неукоснительно соблюдалась во многих местах. Только теперь языческий пир устраивали возле церкви, и христианский батюшка его освящал.

Есть у Перуна свое дерево — дуб, есть и любимый цветок. В Болгарии его до сих пор зовут «Перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Он очень красивый, и мы зовем его ирисом — по-гречески «радужным», потому что разные сорта ирисов бывают самого разного цвета.

Все сказанное подтверждает, что после принятия христианства Перун отнюдь не был забыт. Поведано лишь о немногих обычаях, доживших до наших дней, а на самом деле число их несметно. Правда, Церковь запретила молиться прежним Богам, и многие святилища были разрушены (с той же ненужной жестокостью спустя почти тысячу лет атеистами были разрушены церкви). Однако ученые говорят, что на самом деле христианство большей частью не «громило» язычество, а вписывалось в него. Не случайно особо острые конфликты происходили все-таки редко, ибо возникал своего рода симбиоз. В частности, приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вот и Перун «передал» многие свои свойства Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских Святых. Другой «наследник» бога Грозы — святой Георгий, тот самый змееборец на белом коне, гордо скачущий по гербу Москвы. Прерывать традиции слишком опасно. Умные Люди понимали это во все времена, в том числе и тысячу лет назад.


 





Оставить комментарий