Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Перун Cварожич
Перун — славянский бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой (непременная черта бога Грозы у самых разных народов) и волосами, как грозовая туча — черно-серебряными. Недаром изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат».
Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч верхом на коне либо в повозке, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и вороными. (Сорока была одной из птиц, посвященных Перуну, именно ради своей черно-белой окраски.)
Отчаянно гремят по неровностям туч несущиеся колеса — вот откуда гром, вот почему кажется, что он «катится» в небесах. Впрочем, на этот счет бытовали разные мнения. Еще говорили, что гром и молния — эхо и отблеск ударов, которыми Перун награждает небесного Змея, стремящегося снова ограбить Богов и Людей — похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А третьи полагали, что на самом деле гром — это праздник свадьбы Неба с Землей: известно же, как хорошо все растет после грозы.
Все замечали, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне и этому нашли объяснение. Все дело в том, говорили они, что нечистая сила испуганно разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго еще не смеет высунуться наружу!
Перун, в большой степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая неразумная женщина отправилась в поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать было нельзя. Рассердившийся Перун все-таки сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребенок, оставленный на меже, обмарал пеленки и мать вытерла его пучком хлебных колосьев (по другой версии, куском печеного хлеба) — беда разразилась: поднялся вихрь и унес в тучу весь урожай. Часть хлеба в итоге все-таки удалось выпросить обратно, но «стоколосым» — по сотне колосьев на каждом стебле — он никогда уже больше не вырастал...
С Перуном связана и легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы, когда тот испуганно захлопывает створки при виде грозы. Оружием Перуна первоначально считались камни, в дальнейшем — каменные топоры и, наконец, золотая секира. Как видите, Боги «прогрессировали» вместе с Людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: считалось, этим будет «подсечена» и изгнана Смерть. Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жилье. Поистине не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором. Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, который заботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике,— не что иное, как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческого бога Грозы.
Другой символ Перуна — так называемый «громовый знак», похожий на колесо с шестью спицами. Ученые полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу — на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), а ведь там снег выпадает раньше всего. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений — в качестве громоотвода.
Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут, будто Перун — исключительно «дружинно-княжеский» Бог, вовсе не популярный среди простого народа. Вряд ли это было действительно так. Ведь гроза — не только небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, чтобы вернуть Земле плодородие, вернуть Солнце и дождь.
Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Вот он перед тобой на картинке. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит еще в 1627 году, и до наших времен дожили лишь прирученные потомки туров — домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами — бык достигал в холке почти двух метров — и еще цветом: быки были черными, с белым «ремнем» — полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» — гнедыми (темно-рыжими, с черными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у Людёй охота на тура считалась подвигом, равным сражению. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка. А 20 июля (вы помните, что это праздник Перуна) туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда Люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням нарочно откармливали жертвенных быков. Эта традиция еще в прошлом веке неукоснительно соблюдалась во многих местах. Только теперь языческий пир устраивали возле церкви, и христианский батюшка его освящал.
Есть у Перуна свое дерево — дуб, есть и любимый цветок. В Болгарии его до сих пор зовут «Перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Он очень красивый, и мы зовем его ирисом — по-гречески «радужным», потому что разные сорта ирисов бывают самого разного цвета.
Все сказанное подтверждает, что после принятия христианства Перун отнюдь не был забыт. Поведано лишь о немногих обычаях, доживших до наших дней, а на самом деле число их несметно. Правда, Церковь запретила молиться прежним Богам, и многие святилища были разрушены (с той же ненужной жестокостью спустя почти тысячу лет атеистами были разрушены церкви). Однако ученые говорят, что на самом деле христианство большей частью не «громило» язычество, а вписывалось в него. Не случайно особо острые конфликты происходили все-таки редко, ибо возникал своего рода симбиоз. В частности, приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вот и Перун «передал» многие свои свойства Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских Святых. Другой «наследник» бога Грозы — святой Георгий, тот самый змееборец на белом коне, гордо скачущий по гербу Москвы. Прерывать традиции слишком опасно. Умные Люди понимали это во все времена, в том числе и тысячу лет назад.