Метки






Огонь Сварожич



Огонь Сварожич
Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. До сих пор мы испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов», хотя у большинства из нас дома не очаги, а газовые или электрические плиты. А в древние времена Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека (а после смерти его тело нередко ожидал погребальный костер). В глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя ее нераздельную общность. Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим куском. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем, не расцепив рук,— стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Да и саму любовь мужчины и женщины считали подобной Огню. Недаром мы до сих пор говорим: «Любовь вспыхнула в их сердцах...»
Как звали Бога Огня? Некоторые ученые полагают, что, во всяком случае, западные славяне, жившие по южному берегу Балтийского моря, называли его Радогостем (Радигостом). У этих исследователей есть серьезные доказательства, у их не менее ученых противников — опровержения, так что решающее слово еще не сказано. Всего же вероятнее, имя Бога Огня было настолько священно, что Люди старались пореже произносить его вслух, заменяли иносказаниями. А с течением времени оно просто забылось.
Зато не забылось великое множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе... да нельзя: печь в избе!»
Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони, в какое бы время года это ни происходило: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в момент рождения ребенка Огонь неожиданно угасал— это считали верным признаком рождения будущего злодея. И вот наконец почему перед новобрачными разбивают тарелку, а прежде разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!»
Теперь чаще всего не помнят смысла этого действия. Только и могут ответить: на счастье, А обычай живет.
Особую священную силу приписывали Огню, полученному наиболее первобытным способом — трением. И здесь, пожалуй, надо сказать несколько слов, почему все древнейшее пользовалось таким почетом, да и теперь еще пользуется: лучшая реклама — «сделано по старинным рецептам». Дело в том, что всем наиболее древним обычаям, приемам и ухваткам, как считалось, праотцы живущих Людей научились непосредственно у Богов. Помните кузнечные клещи и плуг, «упавшие с небес», «первые» законы? Соответственно весь последующий технический и социальный процесс был отчасти искажением прадедовской «божественной» мудрости, выше которой, по мнению древних Людей, ничего не могло быть.
Так вот, Огонь, добытый трением, считался «чистым», еще не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Возжиганием такого Огня всякий раз отмечали наступление Нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнем: таким образом, каждый год миру дается шанс возродиться, сделаться добрее и лучше. (Отметим попутно, что начало Нового года на Руси неоднократно переносилось, его праздновали то в марте, чв сентябре, но самым древним ученые все же признают Новый год, отмечаемый в дни зимнего солнцеворота — 22—23 декабря.)
С Огнем, вполне вероятно, славяне-язычники связывали и возникновение Людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь — самое первое пламя любви.
И это далеко не все, что можно сказать об Огне. Знаете ли вы, например, откуда появилась наша «ватрушка»? Это от древнего слова «ватра», то есть «очаг»...


 





Оставить комментарий