Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Сказка — «Рождественский подарок» (7 января)
Рождественской ночью произошла эта удивительная история. Только я ее буду рассказывать так, как услышала от своей бабушки Агафьи. Ну, слушайте!
Дунюшка, как себя помнила, никогда еще ни от кого не получала ни одного подарка. Может, потому, что некому было дарить? Дунюшка-то была сиротка. А может, потому, что никто не понимал, как ей хотелось под Рождество получить что-нибудь.
Например, стеклянную шишку, всю расписанную волшебными красками, светящимися в темноте. Или, например, маленького мягкого медвежонка из ваты и плюша.
Пусть совсем маленького, чтобы можно его было повесить за петельку на гвоздик. О своей елке девочка и не мечтала. Елки украшали только в домах у богатых девочек.
В доме, где жила Дунюшка, тоже стояла украшенная рождественская елка, но на второй этаж девочке никто бы не позволил подняться: там были господские покои. А сиротка жила в маленькой темной каморке рядом с кухней. Дунюшка помогала кухарке: чистила кастрюли, таскала воду, мыла полы. В общем, отрабатывала свой сиротский хлеб. Но в это Рождество случилось такое... Ну, не буду спешить! Расскажу все по порядку...
Вечером, как раз под Рождество, сидела Дунюшка в своей каморке и, уткнувшись в колени, прислушивалась к музыке и детскому смеху. Там, на господском этаже, был праздник. Дунюшка старалась представить себе елку, увешанную игрушками, ряженых в костюмах и масках, подарки под елкой...
Вдруг девочка услыхала негромкий стук. Стучали в кухонную дверь. Дунюшка выскочила из своей каморки. На пороге стоял старик с длинной седой бородой и добрыми глазами. В руке старика была большая старая палка, а за плечами — котомка: холщовый мешок, перевязанный веревкой.
Девочка удивилась: как этого бедного старика впустили в дом? Но потом решила, что никто его в дом и не впускал, просто он сам вошел через заднюю дверь со двора.
— Господь тебя благослови, девочка! — сказал старик. Дунюшка молча кивнула головой.
— А ведь я к тебе, Дунюшка, пришел. Велено передать тебе подарок. Рождественский подарок! — сказал старик торжественно и поглядел Дунюшке в глаза.
Девочка все так же молча стояла и глядела на чудного старика, только глаза у нее раскрылись чуть-чуть пошире, да задышала она чуть-чуть почаще.
Заметив, что девочка от удивления не может вымолвить ни слова, старик снял с плеча котомку, прислонил к стене свой посох и... развязал мешок. Дунюшка услышала, как в котомке что-то зазвенело, застучало, и старик вынул и протянул девочке... какие-то палочки.
— Это тебе подарок — коклюшки! Ими ты будешь плести чудесные кружева невиданной красоты. А это — клубочек! Нитки в нем не простые — золотые. Клубочек этот, сколь ни разматывай, никогда не кончится!
— Дедушка, да ведь я такого никогда и не видывала! Как же я научусь кружево плести? — наконец-то решилась спросить Дунюшка.
— Ничего, девонька, научишься! — говорит старик, а сам так по-доброму улыбается.
— Спасибо, дедушка! А кто мне этот подарок-то прислал? — спросила девочка.
— А тот и прислал, кто тебя любит-жалеет. Кто тебе счастья желает — тот тебе и подарок присылает.
Сказал так-то да и пропал... Смотрит Дунюшка, а дверь-то на крючок закрыта, как и не отпирали ее вовсе. А в руках у нее — коклюшки да клубочек. Подошла девочка поближе к лампе керосиновой, пригляделась, а клубочек и вправду золотой. Весь на свету переливается, сияет!
Вернулась Дунюшка к себе в каморку, коклюшки под подушку спрятала, а с клубочком расставаться не хочется. Смотрит на него — не налюбуется. А от ниточек-то золотых — искорки, искорки. Так и заснула с клубочком в руке.
А ночью приснился ей удивительный сон. Будто пришел к ней опять тот старичок, взял ее за руку и повел в кухню. Смотрит Дунюшка: а это и не кухня вовсе, а светлая да просторная комната. Вроде и лампы нет, а видно как днем. И сидит в этой светлой комнате девушка необыкновенной красоты, богато одетая. А перед нею — столик. Только сверху-то стола словно подушка, валиком круглым свернутая. И приколоты к тому валику булавочками кружева, тонкие, узорчатые, невиданного рисунка.
Смотрит на нее красавица эта и, молча так, на скамеечку возле своих ног указывает: мол, присядь, девонька, да погляди, как я рукодельничаю! Села Дунюшка, а сама от коклюшек да кружева глаз отвести не может. А девица в руках быстро коклюшками перебирает, будто играючи, а из-под коклюшек готовое кружево и течет, и течет. Поглядела Дунюшка, поглядела, да скоро и понимать начала, как то чудо рождается, кружево плетется.
Сколько так времени прошло, Дунюшка не помнит. Но вот подошел к ней старик тот да и спрашивает:
— Поняла ли ты, Дунюшка, как кружево плетется?
— Поняла, дедушка.
— А запомнила?
— Запомнила, дедушка!
— Тогда нам пора!
Взял старик девочку за руку и вывел ее из комнаты.
— Дедушка, скажи, а кто та красавица-кружевница?!
— А что, ты ее не признала? — спрашивает старик, а сам так ласково и хитро в бороду улыбается.
— Нет, дедушка, не признала! Вроде похожа на кого-то знакомого, а кто — не знаю.
— Ничего, подрастешь — вспомнишь! — сказал так-то да и пропал.
Оглянулась Дунюшка, а она в своей каморке на сундучке сидит, на котором спать-то легла.
И стала с этого дня девочка кружево плести. Да все лучше, все тоньше у нее получается. Плела-то она больше ночью да ранним утром, пока ее никто не видел. А однажды кухарка и заметила. Да не то заметила, как девочка кружево плетет, а платочек увидала у нее необычной красоты. Откуда у бедной сиротки такое богатство? Кухарка подумала сначала, что девочка на хозяйское добро польстилась, у господ стащила. Да потом ей все Дунюшка про старика и рассказала, да работу свою показала, да коклюшки с клубком.
Женщина как сказ тот услыхала, так и решила: не иначе как к сиротке в Рождественскую ночь сам Николай Чудотворец приходил, подарок подарил да мастерством наделил! Женщина она была мудрая да добрая, никому о том чуде не сказала да и Дунюшку не обижала.
Выросла сиротка — первой кружевницей в округе стала, а красавицей какой! И муж ей нашелся под стать — красивый, работящий. Так счастливо в труде и жизнь прожили, деток воспитали. Дочки у них все кружевницами стали, а сыновья — в отца, золотых дел мастерами. А клубочка того золотого не только дочкам — внучкам вязать не перевязать!
Может, спросишь, кто была та красавица, что ее ремеслу обучила?.. Так она сама это и была! Это уж потом Дунюшка догадалась, когда выросла да расцвела. В зеркало однажды на себя взглянула — а там чудная кружевница и сидит...
Вот ведь какие кружева-чудеса в ночь под Рождество плетутся.
Какая добрая рождественская сказка!С чудесами, в которые хочется верить. Я, правда подумала, что это были Дед Мороз и Снегурочка, но оказалось все намного правдоподобнее.