Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
сказка Два брата
Жили два брата — мельники. Один брат мелет муку — дорого берёт, а другой — подешевле. У этого, который подешевле мелет, народу очень много. Другому брату стало завидно. Зовёт он его в лес: «Поедем, брат, поищем мне вал на мельницу!» Только этот богатый взял хлеба, всего, а бедный ничего не взял.
Вот день проходит, два. Бедный мельник есть очень захотел. Просит у брата: «Брат, дай мне поесть!» — «Что ж,— говорит,— ты из дому не взял? Дай глаз выколю, дам тогда». Он думал, думал. «На,— говорит,— глаз, нечего делать». Он ему глаз выколол, дал хлебца кусочек. Вот они по лесу опять ходили, ходили, снова есть захотел этот кривой. Просит: «Брат! Дай мне хлебца!» — «Дай,— говорит,— другой глаз выколю!» Он думал, думал. Есть хочется, а глаз жалко ему. «Нечего делать,— говорит,— на, брат, коли!» Вот он выколол глаз, дал хлебца ему и ушёл от него.
Пришла ночь, залез этот слепой мужичок на сосну. Приходят три окаяшки, залезли под сосну и говорят промеж собой. Один говорит: «Я вот что знаю: кто слеп, утром встань пораньше, до свету, помажь росой глаза — прозреешь!» А другой говорит: «А я вот что знаю: в одном месте мельницу делают, пруд копают, воды нет. Если в кусте раскопать, в пруду много воды будет!» Третий говорит: «А я вот что знаю. У царя дочь больна. Поймать лягушку, изжарить, отдать ей съесть — здорова будет!»
Мужичок выслушал все эти речи. Ушли они, он слез с сосны, помазал себе глаза росой — немного стал видеть. Помазал ещё раз — ещё больше стал видеть. Помазал в третий — совсем прозрел. Отправился он туда, где мельницу делают, пруд копают. Только пришёл он к ним: «Что вы, братцы, делаете?» — «Копаем пруд, воды нет».— «Что дадите, я вам воду пущу?» Подрядчик и говорит: «Вот тебе лошадь и денег сколько хочешь дам, только сделай, пожалуйста!» Он им и сказал: «Вот в таком-то месте куст раскопайте!» Раскопали куст — воды много стало. Этому мужичку денег очень много дали за это.
Отправился мужик к царю. Подходит ко дворцу, там спрашивают: «Что за человек такой?» — «Я,— говорит,— слышал, что у царя дочь нездорова. Я могу её вылечить!» Царь услыхал, позвал его к себе. «Что,— говорит,— братец, ты можешь мою дочь вылечить?» Он говорит: «Могу! Прикажите вот в таком-то месте лягушку поймать, изжарить,
дать вашей дочери съесть, и будет здорова!» Изжарили, дали ей. Съела она — стала здорова. Вот царь его за это поблагодарил: «Что угодно бери!» Взял мужик много денег, и злата, и серебра.
Приезжает домой. Дома обрадовались очень ему. «Где ты был?» — спрашивают. Он рассказал и посылает к брату своего сына: «Ступай, меру принеси, у дяди попроси!» Прибегает сын к дяде: «Дяденька! Дай меру, батюшка велел просить!» — «На что ему?» — «Не знаю». Вот мальчик принёс меру, стали деньги мерить. Смерили, велели мальчику меру отнести. А к мере-то пятака два прилипло. Увидал это брат. «Должно быть,— говорит,— он деньги мерил! Пойду схожу к нему!» Пришёл и спрашивает: «Брат, ты никак деньги мерой мерил?» — «Да, деньги».— «Где же ты взял их?» Он рассказал всё.
Старший брат и говорит: «Поди в лес, мне глаза выколи». Пошёл он с ним в лес, выколол ему глаза. Он, слепой, на сосну сел. Пришли три окаяшки и говорят: «Ты что знаешь? А я вот что знаю: один мужик прозрел!» Другой говорит: «А я вот знаю: мельница мелет, где пруд-то копали, а воды не было!» Третий говорит: «А я вот что знаю: царская дочь выздоровела. Кто-нибудь был, подслушал».— «Нет ли,— говорят,— кого тут теперь?» Взглянули, увидали, что он (мельник) наверху сидит—и разорвали его, дружка.