Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
сказка Кулик
Жил старик со старухой. У них было три сына. Два умных, а третий дурачок. Умные поехали землю копать, посеяли на этой земле горох. Когда горох поспел, послали дурачка караулить. Он сделал шалаш из соломы и сидит караулит. Прилетает кулик горох клевать. Дурачок подкрался и поймал этого кулика, хотел ему голову свернуть. Кулик и говорит: «Иванушка! Не отрывай мне голову, я тебе пригожусь».— «Чем же ты,— говорит,— мне пригодишься?» — «Приходи ко мне: я тебе дам скатерть».— «На что мне её? У меня своя есть».— «Есть, да не такая. Ты скажи моей скатерти: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Она тебя и накормит».— «Хорошо»,— говорит он и отпустил кулика.
Потом идёт к нему этот Иванушка, видит: пастухи лошадей стерегут. «Пастухи, пастухи, лошадиные духи! Где тут кулик живёт?» Они говорят: «Ступай дальше: там коров стерегут, там и скажут». Пошёл он дальше, глядит: коров пастухи стерегут. Он и спрашивает у них: «Пастухи, пастухи, коровьи духи! Где тут кулик живёт?»— «Ступай дальше: там свиней стерегут, там и скажут». Пошёл он дальше, глядит: свиней стерегут; подходит он к ним и говорит: «Пастухи, пастухи, свиные духи! Где тут кулик живёт?» — «Ступай: там овец стерегут, там тебе скажут!» Пошёл он дальше, глядит: овец стерегут. Подходит он: «Пастухи, пастухи, овечьи духи! Где тут кулик живёт?» — «Ступай дальше: там гусей стерегут, там тебе скажут!» Подходит он: «Пастухи, пастухи, гусиные духи! Где тут кулик живёт?» — «Ступай дальше: там уток стерегут, там тебе скажут». Подходит он: «Пастухи, пастухи, утичьи духи! Где тут кулик живёт?» — «Вон,— говорят, —ступай: там белые хоромы, красные подпоры, там кулик живёт!» Он пошёл.
Пришёл к этому кулику, поздоровался и говорит ему: «Кулик, ты мне обещал скатерть. Давай её!» Кулик дал ему скатерть. Вот он [Иванушка] сказал: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Только он сказал, и всё явилось.
Идёт он домой, на дороге встречает его баба-яга: «Батюшка Иванушка! Зайди ко мне; я тебя в баньке попарю, накормлю, напою и спать уложу!» Он пошёл к ней; приходит к ней, она его в баньке попарила, спать положила. Ложится он спать и говорит: «Ты смотри, баба-яга, не говори: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Лёг он спать. Она подошла к скатерти и говорит: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Скатерть развернулась. Она увидела, берёт эту скатерть себе, а ему другую положила. Он встал, она подаёт ему совсем другую скатерть. Он взял её и пошёл домой. Приходит домой и говорит своему отцу: «Батюшка! Я хочу сделать пир, созовите невесток, братьев, всех родных! Он всех собрал, положил скатерть и говорит: «Скатерть, скатерть! Развернись, раскатись, напои, накорми меня, доброго молодца!» Она не развёртывается. Братья и сестры думают, что он над ними смеётся. Взяли его со двора и прогнали.
Он пришёл опять к кулику и говорит: «Кулик, ты меня обманул!» — «На тебе лошадь!» — «На что мне её? У меня своя есть».— «Ты возьми скажи: «Лошадь, лошадь! Заржи!» Она заржёт — у неё изо рта золото посыплется!» Он сказал — у неё изо рта золото посыпалось; полную шляпу золота насыпал, поехал домой. Опять на дороге встречает его баба-яга, он опять зашёл к ней. Она истопила баню, вымыла его, укладывает спать. Он ей и говорит: «Ты смотри, не говори: «Лошадь, лошадь! Заржи!» Он заснул, она прибежала к лошади, говорит: «Лошадь, лошадь! Заржи!» Она заржала — у неё золото посыпалось. Она его лошадь себе взяла, а свою ему поставила. Он просыпается. Она отдала ему свою лошадь. Приезжает домой; отец его и спрашивает: «Зачем ты сюда пришёл?» — «Лошадь привёл».— «У нас своя есть!» — «Есть, да не такая. Ты вели невестке ковры постлать!» Вот разостлали ковёр, он вывел, поставил лошадь на ковры, говорит: «Лошадь, лошадь! Заржи!» Золота и нет. Они снова его прогнали со двора.
Он опять пошёл к этому кулику. Пришёл и говорит: «Кулик, кулик! Ты меня обманул!» — «Ну, на вот тебе щипцы, скажи: «Щипцы, из коробки!» Он сказал. Щипцы выскочили, давай его щипать. Он и говорит: «Кулик, кулик, отними! Кулик, кулик, отними!» Кулик говорит: «Щипцы, на место!» Легли щипцы на место.
Идёт Иванушка опять домой. Эта баба-яга опять встречает его. Баню для него истопила, стала класть спать. Он и говорит: «Ты смотри, бабушка, не говори: «Щипцы, из коробки!» Он заснул, она и говорит: «Щипцы, из коробки!» Они выскочили, давай её щипать. Она закричала: «Батюшка Иванушка! Отними, возьми твою скатерть и коня!» — «А,— говорит,— так это у меня ты воровала!» Отнял щипцы, взял скатерть и коня и пошёл домой.
Приходит домой и говорит: «Ну, батюшка, собирай теперь всех родных, теперь я бал сделаю!» — «Ты,— говорит,— опять обманешь».— «Нет, не обману!» Позвал он всех родных; сел он за стол и говорит: «Скатерть, скатерть! Раскатись, развернись, напои, накорми меня, доброго молодца!» И всего стало вдоволь. Потом говорит: «Стелите ковры!» Постлали ковры, вывел лошадь: «Лошадь, лошадь! Заржи!» Она заржала — у неё золото и посыпалось. Полны ковры золота. Так им доволен отец стал! А братьям завидно стало. «Давай, — говорят,— украдем у него все это!» Вот они и украли у него коня и скатерть. Он и говорит: «Эх, братья, зачем вы украли у меня коня и скатерть?» Они рассердились на него за это, хотели его бить, он и говорит: «Щипцы, из коробки!» Щипцы начали их щипать. Они закричали: «Батюшка Иванушка! Отними! Возьми свою скатерть и лошадь!» У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, всей басне конец.
В этой сказке представлен редкий случай, когда Иван-младший сын, действительно дурак.