Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
В возникновении, развитии и угасании жанров, в смене одних жанровых систем другими, в их взаимодействии (а иногда и в борьбе, во взаимном отталкивании) получает свое выражение историко-фольклорный процесс.
Фольклорный жанр не есть эстетическая абстракция, обладающая некоей суммарной сущностью; его художественная природа, его специфика проявляются и обнаруживаются лишь в конкретных произведениях. С другой стороны, произведения фольклора вне определенной жанровой системы не существуют и вне этой системы не могут быть поняты.
Историческое изучение фольклорного жанра предполагает исследование его исторических корней, его генезиса, его исторического развития, его конечных судеб. Основной проблемой исторического изучения жанра является отношение его к действительности. Эта проблема складывается из ряда аспектов: внутренняя историко-социальная обусловленность художественного содержания жанра; отражение в нем определенного комплекса явлений действительности; характер выражения в нем народных представлений и идеалов; конкретно-классовые элементы в его содержании. Именно здесь, при решении этой проблемы, пересекаются линии всех других исследовательских задач.
Сказанное выше должно помочь объяснить характер и содержание настоящей работы. Ее центральная задача — представить картину зарождения и формирования русской исторической песни как жанра. Эта основная задача обусловила и хронологические границы, и отбор материала, и характер исследования. Выбор XIII века в качестве исходного рубежа подсказан самим материалом. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из обнаруженных нами исторических песен и их следов в литературе. Поскольку, однако, в науке имеются гипотезы о существовании исторических песен еще в Киевской Руси, выявилась необходимость подвергнуть эти гипотезы подробному критическому рассмотрению. Решение закончить исследование рамками XVI века обусловлено тем, что именно в конце XVI века в русском фольклоре вполне определились основные процессы, Связанные с формированием и развитием исторических песен, а самый жанр этот, завершив существенный этап своей истории, занял прочное место в русском народном поэтическом творчестве. С точки зрения периодизации истории СССР и истории русского фольклора, XIII—XVI века не составляют нерасчленимого целого, они охватывают несколько самостоятельных периодов. Не рассматривается это время как единое целое и в настоящей работе. Однако периодизация истории жанра не является простым повторением принятой в науке периодизации истории общества. Будучи в конечном счете обусловлена этой последней, история жанра проявляет относительную самостоятельность. Материал, собранный автором в процессе исследования, сосредоточивается вокруг трех исторических этапов: татаро-монгольское нашествие (середина XIII века); татаро-монгольское иго и борьба с ним (XIII—XV века); время царствования Ивана Грозного (вторая половина XVI века). В соответствии с этим и строится работа. Своеобразие периодизации самого материала должно быть объяснено.
В ходе изучения материала выяснилось, что наряду с историческими песнями в собственном смысле фольклор XIII—XVI веков знал смежные художественные формы, которые возникали примерно в это же время. Кроме того, сама историческая песня в этот период, только формируясь, была представлена промежуточными, переходными формами. Наконец, вопрос о генезисе и развитии исторической песни оказался прочно связанным с вопросом об истории былин. Таким образом, исследование, задуманное первоначально об одном жанре, должно было расшириться и включить ряд других явлении фольклора древней Руси. При всем своеобразии и несхожести этих явлений между собой они при ближайшем рассмотрении обнаруживают черты внутренней общности. Это — общность, выходящая за пределы одной лишь тематики; она касается художественной системы этих видов фольклора в целом. Она проявляется в их генезисе и в их дальнейших судьбах. Но общность эта — не механическая, а диалектическая. Она полна противоречий, она основывается не только на взаимосвязи, но и на внутреннем отталкивании. Перед нами — не сумма жанров, а их диалектическое единство. Мы предлагаем дать этому единству терминологическое наименование— «историко-песенный фольклор».
В работе не будет специально исследоваться былинный эпос, который в своей определенной части должен быть включен в состав историко-песенного фольклора. Русский героический эпос исследован как раз в.тех направлениях, в каких это необходимо для целей настоящей работы, В. Я. Проппом. Поскольку, однако, проблемы эстетики эпоса и его истории являются чрезвычайно важными для данной работы и поскольку наше исследование предполагает постоянное обращение к данным эпоса, нам придется время от времени касаться этих проблем, а в отдельных случаях — обращаться к анализу некоторых былинных сюжетов.
Что касается других видов историко-песенного фольклора, то изучение их в таких масштабах предпринимается впервые. Такое изучение совершенно необходимо для уяснения сущности тех процессов, которые совершались в русском фольклоре XIII-—XVI веков, для понимания характера и особенностей художественного отражения истории в народном творчестве этого времени.
Основные задачи данного исследования могут быть сформулированы в виде ряда следующих вопросов:
1. Какие данные имеются у нас относительно историко-песенного фольклора Киевской Руси? Были ли в фольклоре Киевской Руси песни, помимо былин, отражавшие историю и возникавшие на почве политических событий того времени? И если были, то какой след оставили они в дальнейшем развитии русского фольклора?
2. Как складывался и развивался русский историко-песенный фольклор начиная с XIII века? С какими процессами в истории народа и в народном сознании связано это развитие? С какого момента можно говорить о возникновении исторической песни? На какой художественной почве вырастала историческая песня? Что собой представляли ее ранние образцы?
3. Как отразились в песенном фольклоре такие наиболее значительные явления истории Руси XIII—XV веков, как татарское нашествие, татарское иго и борьба с ним, феодальная раздробленность, борьба за создание централизованного государства, победа Руси над татарами?
4. В каких художественных формах (жанрах) наиболее ярко и последовательно проявилось народное историко-песенное творчество?
5. Какое место занимает историко-песенный фольклор в процессе художественного освоения народным творчеством действительности? Что представляет собою этот фольклор как явление искусства? Какие общие художественные закономерности русского народного творчества проявились в этом фольклоре?
6. К чему пришло развитие историко-песенного фольклора к XVI веку? Что представляет собою историческая песня в XVI веке, т. е. в пору ее полного становления и подъема? Каковы основные, сложившиеся в итоге длительного развития, закономерности, характеризующие жанр исторической песни?
Поставленные задачи сложны и многообразны. Решение их, сколько-нибудь успешное, предполагает по крайней мере три важных условия: методологические основы, принципиальное решение источниковедческих проблем, разработку вопросов методики исследования.
текст Б. Н. Путилов