Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Историческая песня и смежные жанры
Из смежных с исторической песней жанров наиболее продуктивным для рассматриваемой эпохи является «историческая» баллада. Термин «баллада» уже прочно утвердился в нашей науке, хотя пока не существует ни общепринятого точного определения русской народной баллады, ни единой точки зрения в отнесении к данному жанру конкретных фольклорных произведений. Здесь нет возможности подробно рассматривать основные проблемы теории баллады. Необходимо ограничиться установлением самых общих особенностей жанра и той его разновидности, которая явится предметом нашего изучения. Мы рассматриваем балладу как эпическую или лиро-эпическую песню с драматическим сюжетом, лишенную основных признаков, которые характерны для других эпических жанров — былины, исторической песни и т. д.
Сфера баллады — преимущественно семейная, частная жизнь людей. Это не значит, что балладе чуждо общественное содержание. Напротив, баллада сильнее, чем многие другие жанры, связана с общественно-социальными конфликтами. Но ее характерная особенность состоит в том, что большие социальные проблемы, общественные конфликты преломляются здесь сквозь призму частных, личных отношений и судеб. Именно такой характер имеют и «исторические» баллады. Судьба «частного» лица, семьи, ставших участниками, свидетелями, жертвами больших исторических событий, составляет содержание этих баллад. Соответственно этому строятся и сюжеты «исторических» баллад. Герои их — безымянные персонажи, не являющиеся деятелями истории. Как художественные типы по своей природе они близки героям лирических бытовых песен. Баллады не содержат эстетической установки на историческую конкретность, «событийность», им присуще тяготение к некиим типическим ситуациям. Но эти ситуации обусловлены историческими обстоятельствами, Не история как таковая, а история, преломившаяся в частной жизни, ставшая бытом, повседневностью, привлекает внимание баллады. Принципиальное жанровое различие между «исторической» балладой и исторической песней довольно значительно, но оно не мешает тому, что некоторые исторические песни близки к балладам и наоборот — некоторые баллады обнаруживают определенную близость к историческим песням. Возможны случаи перехода исторической песни в балладу. как и баллады в историческую песню. Эти два жанра, при своих различиях, не отделены жесткой гранью. Жанры взаимопроницаемы и взаимообратимы. Встает вопрос об их исторических и генетических связях.
Смежными по отношению к исторической песне являются в рассматриваемый нами период отдельные произведения, принадлежащие к жанрам, которые сами по себе, в целом, не относятся к историко-песенному фольклору. Таковы, например, отдельные духовные стихи, в которых вполне отчетливо обнаруживается связь с политическими коллизиями эпохи XIII —XIV веков. Таковы некоторые бытовые лирические и обрядовые песни, содержащие следы истории и в отдельных моментах перекликающиеся с «историческими» балладами; следы эти всегда вторичны, иногда случайны, но они не могут быть оставлены без внимания. Собранные воедино, соответствующие факты дают дополнительный материал для уяснения того, как развивался историко-песенный фольклор данной эпохи.
Не следует относить к смежным с исторической песней жанрам различные виды народной «исторической» прозы — предания, легенды, сказки с историческим колоритом. Если у исторической песни могут быть некоторые точки соприкосновения с «исторической» прозой в плане тематики или близких мотивов, то не они определяют сущность их взаимоотношений. Природа и художественная сущность народной исторической поэзии и народной «исторической» прозы глубоко различны. «Пение» и «рассказывание» являются не просто двумя видами. стилями исполнения: это две различные эстетические системы, выражающие разные возможности художественного отношения к действительности. Иногда можно встретиться с утверждениями, будто отдельные исторические песни возникали из преданий. Такого рода утверждения не имеют под собой фактической аргументации. Методологически они также несостоятельны: песни возникают не из преданий, а из действительности.
текст Б. Н. Путилов